Педсовет на тему: "Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока".
материал на тему
Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Наша школа одной из задач поставила задачу повышение мотивации обучающихся. Недавно я прошла курсы повышения квалификации по теме " Технология АМО". Опыт многих педагогов позволяет говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе. Я захотела познакомить с технологий модерации своих коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amo_stsenariy_pedsoveta.docx | 37.03 КБ |
tehnologiya_amo_-_tehnologiya_fgos.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока.
-Прежде чем начать наш необычный педсовет. А необычный потому что сегодня мы будем не только педагогами, но и детьми, посетим мастер – класс. Чуть позже я познакомлю вас с темой педсовета. Ну а раз он необычный, то и начнем мы его с необычного для нас приветствия.
Я вам предлагаю «Поздороваться локтями»
Метод «Поздоровайся локтями»
Численность – весь класс.
Время – 5 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Я обещала вас познакомить с темой нашего педсовета, но вот ведь, незадача, вчера при уборке технический персонал часть напечатанного текста перепутал
Вот что получилось: NT{YJKJUBZ VJLTHFWBB B FVJ как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока хорошо, что это было в кабинете информатике. Ведь у меня здесь есть волшебная клавиатура с помощью которой вы можете её разгадать (раздать шаблон клавиатуры)
Какая группа справится быстрее!
Итак, тема нашего педсовета «Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока».
Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на мой взгляд, является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Я хотела бы вас познакомить с технологий модерации. Опыт многих педагогов позволяет говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.
Кратко остановлюсь на некоторых определениях и понятиях.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет СЛАЙДзначительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.
Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
СЛАЙД Итак, Структура АМО – урока слайд
1. Инициация.
2. Вхождение или погружение в тему.
3. Формирование ожиданий учеников.
4. Интерактивная лекция.
5. Проработка содержания темы.
6. Подведение итогов.
7. Эмоциональная разрядка.
Более всего для модерации подходят активные методы обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Активные методы обучения (далее АМО) строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Как сказала одна из наших коллег «ЛУЧШЕ УСВАИВАЮТСЯ ТЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ПОГЛОЩАЮТСЯ С АППЕТИТОМ». Обыгрывая каждый этап урока методом АМО, достигаем смены видов учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная работа, работа с консультантом, с теоретическим материалом, самостоятельная деятельность, работа с опорой, с пробелами.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу, самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Активные методы обучения как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в разы эффективность и качество обучения. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся учебных универсальных навыков. К ним относятся: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации.
Многие учителя используют в своей деятельности не только заимствованные, но и авторские методы. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами.
АМ начала образовательного мероприятия (этап инициации).
Лично я, использую частично – заимствованные методы, правильнее сказать, адаптированные. Чаще всего - метод «Пусть говорят». Честно говоря, используя этот метод на уроках истории и обществознания я даже сначала не догадывалась до курсов, что это активный метод. Технология проведения метода: озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся ученых, пословицы и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»
Например: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский. 8 кл тема мораль
“Птицу узнают по полету, а человека — по работе”. 6 класс «Человек и его деятельность»
Эпиграф я выбираю неслучайно, он должен отражать или содержание урока или деятельность учащихся на занятии.. Главное – все должно быть четко, быстро, на этот этап урока не должно уйти много времени. Но ученики должны в итоге правильно истолковать слова эпиграфа. Этот метод позволяет мне динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.
Эпиграфом к нашему педсовету я взяла следующие слова СЛАЙД
Действительно методов существует много. Один и тот же метод может быть адаптирован учителем, и он получится другим
ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯМ Дидактическая игра «ВЕРЮ,не верю» Сделайте её активной.
Этап вхождения или погружения в тему.
Этап, на котором формулируется тема урока, сообщаются цели урока. Здесь мне очень нравятся такие задания, которые позволяют учащимся самостоятельно сформулировать тему. Это АМО «Разгадывание кроссворда».. Перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути её решения, Это метод заимствованный, но может быть адаптированный к предмету. Благодаря методам, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, повышается мотивация у учащихся.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Например метод «Прогноз погоды» Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются
Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.
Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках. Учитель опрашивает тех, кто желает поделиться своими ожиданиями и опасениями
Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока. При наличии времени, их можно прикрепить на доске.
Следующий этап урока - интерактивная лекция.
АМ организации самостоятельной работы над темой.
Конечно, не всегда и каждую тему можно предложить учащимся для самостоятельного изучения. Поэтому на этапе передачи и объяснения информации учитель может использовать такой метод как лекция, но не просто лекция, а интерактивная лекция.
Часто при изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение метода «Творческая лаборатория», позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы сформулировать новые понятия и факты. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
МЕТОД Инфоугадайка
На слайде фрагмент из мультфильма “Следствие ведут колобки”.
-Ребята, нашему путешествию кто-то хочет помешать, посмотрите, что произошло с темой нашего путешествия.
Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb.
(На столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры)
Мы должны заполнить вместе с вами все 4 сектора, и многое узнать о кодах , а также способах кодирования информации и тогда нам будет легко исправить тему нашего урока, а также подобрать ключ к загадочному посланию от ребят в дальнейшем
На доске - лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.1. Код. 2. Кодирование
3. Способы кодирования. 4. Декодирование.
Учитель вписывает в 1 сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Учащимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы пойдет речь на уроке. Кто более активно помогает учителю получает жетон. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
- Где в жизни используются коды. Учебник с. 47,48
Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Чаще всего применяют различные способы кодирования информации
- Посмотрите на слайд и назовите с помощью чего осуществляется кодирование, и как назовем данный способ.
• числовой – с помощью чисел;
• символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
• графический – с помощью рисунков или значков. Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.
Как вы думаете какой из них подойдет к разгадке нашей темы, используем подсказку. (ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита.)
Итак, тема нашего путешествия: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Учитель: закодируем слово загадка.
Учитель: а, теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1
Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
За правильные ответы ребята награждаются жетонами.
Награждаются жетонами
Активные методы релаксации.
Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации! Пример активных методов релаксации: Метод «Земля, воздух, огонь и вода.
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Этап проработки содержания темы.
Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся и фронтально и в группах. Я хочу познакомить вас с авторским методом «Аукцион».
После проработки содержания новой темы, ученикам предлагается обсудить вопрос, при выполнении каких заданий нужны знания по изученной теме. Например, тема урока: «Теорема Виета». Ученикам предлагаю - проверку правильности решения квадратного уравнения. Тот ученик, который ответил, выходит к доске, то есть он приобрел задание на аукционе и выполнят его у доски. Конечно же, ученики не всегда могут назвать все задания для выполнения которых требуются изученный материал, поэтому приходится «подталкивать», задавать наводящие вопросы.
Мы тоже проведем проработку содержания нашей темы
Я назвала этот метод
Задание «АМО»
- Цели и задачи метода: распределение АМО по этапам мероприятия.
Подготовка к методу:- Необходимые материалы: 4 конверта №4, в них описание нескольких АМО, клей, полоски с названиями этих же АМО.(приложение 4, приложение 6)
- Технология проведения: Модератор раздает конверт №4, в нем полоски с названиями АМО и листочки с полным описанием разных АМО. Участники в команде знакомятся с технологией проведения, определяют к какому этапу мероприятия относится АМО, приклеивают полоску с названием АМО в таблицу рядом с соответствующим этапом.
После представитель каждой команды оглашает результат.
На СЛАЙДЕ правильный ответ для сравнения
АМ подведения итогов урока. Этап рефлексии.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». По их названию вы, наверное, догадались о технике проведения методов. Следует отметить, что перечисленые методы рефлексии деятельности учащихся и методы рефлексии учебного материала. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. А я хочу напомнить о методе «Прогноз погоды». В начале урока мы озвучили задачи урока, а в конце необходимо выяснить выполнили ли они. Данный метод позволяет мне получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Рассмотренные активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения.
Просмотр материалов и обсуждение мастер- класса
Заключение. Суть, ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии
Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу
Приложение 3. Скелет памятки
Фазы | Этапы | АМО |
Приложение 4 Листочки с надписями для таблицы
Фазы | Этапы | АМО | ||
Начало образовательного мероприятия | Инициация | Поздоровайся локтями | ||
Вхождение в тему | Ульи | |||
Ожидания и опасения | Фруктовый сад | |||
Работа над темой | Интерактивная лекция | Инфо-угадайка | ||
Проработка содержания темы | Автобусная остановка | |||
Завершение образовательного мероприятия | Эмоциональная разрядка | Земля, воздух, огонь и вода | ||
Подведение итогов | Ресторан |
Приложение 5 Готовая памятка по технологии модерации
Фазы | Этапы | АМО |
Начало образовательного мероприятия | Инициация | Поздоровайся локтями |
Вхождение в тему | Ульи | |
Ожидания и опасения | Фруктовый сад | |
Работа над темой | Интерактивная лекция | Инфо-угадайка |
Проработка содержания темы | Автобусная остановка | |
Завершение образовательного мероприятия | Эмоциональная разрядка | Земля, воздух,огонь и вода |
Подведение итогов | Ресторан |
Приложение 6. Описание АМО
Метод «Поздоровайся локтями»
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
___________________________________________________________________________
Метод «Фруктовый сад»
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
___________________________________________________________________________
Метод «Инфо-угадайка»
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Как можно эффективно с использованием АМО организовать самостоятельную работу над темой, поднять энергетику обучающихся, помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока – об этом мы поговорим в следующем выпуске.
__________________________________________________________________________
Метод «Автобусная остановка»
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
_____________________________________________________________________
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
____________________________________________________________________________
Метод «Ресторан»
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод «Поздороваться локтями» »
NT { YJKJUBZ VJLTHFWBB B FVJ как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока (метод « Волшебная клавиатура»
Педсовет « Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока».
Особенности методов Традиционные методы Активные методы педагог Демократический стиль общения активное взаимодействие Авторитарный стиль общения
ЭТАПЫ урока ИНИЦИАЦИЯ ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ ПРОРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Основная задача – заинтересовать ребенка в предстоящей работе или к изучению нового . Позволяет эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения Передача и объяснение педагогом новой информации . Групповая работа обучающихся над темой урока Снятие эмоционального напряжения , релаксация Получить обратную связь от учеников от прошедшего мероприятия (анализ и оценка). Этот этап задает положительный настрой и доброжелательное отношение друг к другу, в игровой форме делит коллектив на команды для дальнейшей работы .
АМО- активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Эпиграф Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей. Д . Пойя
Структура урока
1 2 3 ФАЗЫ -ЭТО СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИ МЕРОПРИЯТИЯ Начало образовательного мероприятия Работа над темой Завершение образовательного мероприятия ФАЗЫ МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ АМО ФАЗЫ ЭТАПЫ АМО I . Начало образовательного мероприятия инициация Метод «Поздоровайся локтями» вхождение в тему Метод «Ульи» ожидания и опасения Метод «Фруктовый сад» II . Работа над темой интерактивная лекция Метод « Инфо-угадайка » проработка содержания темы Метод «Автобусная остановка» III . Завершение образовательного мероприятия Эмоциональная разрядка Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Подведение итогов Метод «Ресторан»
РЕФЛЕКСИЯ МЕДВЕДЬ НА УХО… (надо бы подучиться) Ах , как петь хочется!!! (все понятно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"
Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...
Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока
Материал для выступления на педагогическом совете или на заседании МО....
Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...
Научно-методическая работа по теме: «Разработка и применение заданий межпредметного характера, как средство повышения мотивации у учащихся на уроках информатики»
Научно-методическая работа по теме: «Разработка и применение заданий межпредметного характера, как средство повышения мотивации у учащихся на уроках информатики»...
ИКТ в преподавании математики - средство повышения мотивации обучения
презентация к мастерклассу...
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры
Описание педагогического опыта Поповой Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...