Применение коучингового подхода в педагогических ситуациях
материал (9 класс) по теме
Цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.86 МБ | |
primenenie_kouchingovogo_podhoda_v_pedagogicheskih_situatsiyah.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Применение коучингового подхода в педагогических ситуациях
Во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Особенно критичной ситуация становится начиная с подросткового возраста, в котором для большинства учащихся характерно существенное снижение учебно-познавательной мотивации, и учение нередко превращается для таких учеников в скучную, тягостную обязанность. Результаты этого неизменно сказываются и на последующем этапе обучения в старшей школе.
Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.
Цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов.
Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы более близки для учителя-предметника. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ). Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на неком интуитивном уровне.
Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
У учителя, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».
Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.
(ЧТО?) Согласно более узкому определению, коучинг — это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения.
(ДЛЯ ЧЕГО?) Цель коучинга в обучении и воспитании — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать желаемых результатов.
(СТРУКТУРА ПРОЦЕССА) Процесс коучинга складывается из нескольких этапов: постановка цели, осознание ее реальности, анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей, определение путей достижения цели, выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов.
(СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА) Сама суть работы этого метода основывается на 5 принципах:
- Со всеми все хорошо (не бывает плохих детей).
- У человека есть все ресурсы для достижения цели (осознание своих безграничных возможностей).
- Все намерения позитивны (ничего не делается просто так, то есть даже ребенок, который шалит, просто хочет привлечь ваше внимание и почувствовать себя значимым).
- Мы делаем наилучший выбор для себя.
- Изменения возможны и даже неизбежны.
Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
- Что именно мне необходимо достигнуть?
- Как это конкретно будет выглядеть?
- Зачем мне это нужно?
- Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
- Когда я готов начать этот процесс?
- Когда этот процесс завершится?
- Что конкретно мне следует делать?
- Какие возможны препятствия на моем пути?
Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых учитель подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).
Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);
Примеры вопросов:
— Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?
— Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …
— Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?
— Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.
Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).
Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.
Примерные вопросы:
— Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?
— Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
— В чем конкретно заключается твоя цель?
— Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было?
— Как ты узнаешь, что достиг цели?
— Насколько от тебя зависит достижение цели?
— Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?
— Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?
— Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?
— Почему эта цель важна для тебя?
— Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?
— Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?
— Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?
— К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?
— Какое влияние это окажет на твою жизнь?
— Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?
2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.
Примерные вопросы:
— Как ты можешь достичь цели?»;
— Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.
— Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?
— Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?
— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?
Взгляд на способы деятельности из будущего:
— Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?
— Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?
— Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?
3. Этап реализации плана( приверженность цели).
Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.
Примерные вопросы:
— Почему эта цель важна для тебя?
— Как ты можешь пойти дальше?
— Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.
— А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?
— А если еще на один балл?
И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.
4. Этап завершения (рефлексия).
— Как ты поймешь, что достиг цели?
— Какие самые важные вехи ты замечаешь?
— Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?
— Как эти задачи были взаимосвязаны?
— Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?
Технология «коучинг» предполагает обучение не на ошибках, а на успехе. Следовательно, в работах учеников предлагается выделять наиболее удачное и акцентировать внимание именно на этом (Поставьте точки под самыми красивыми буквами. Как добиться того, чтобы все буквы в строке стали красивыми?).
Эффективным для формирования ресурсного отношения к ошибке является ведение сборников «Мои любимые ошибки» и «Любимые ошибки нашего класса», обсуждение на уроке понятий «умная ошибка» (ошибка, которая продвинула наше понимание)
Выводы
Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коучинг – это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально – личностного подхода.
Педагогический коучинг призван: 1. Ставить перед собой и учениками реальные цели . 2. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу. 3. Развивать навыки управления личным временем. 4. Повысить уверенность в себе.
Принципы коучинга и их практическая реализация во взаимодействии с учащимися
Инструменты коучинга
Цель
Шкала удовлетворенности, Шкала уверенности, Шкала радости, … Шкала достижения результата
Лента времени
Выводы Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения. Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Используемые ресурсы Курс « Коучинговый подход для результативного образования» Гульчевская Наталья Емельяновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе "Коучинговый подход в работе с детьми"
Работа участвовала в конкурсе центра "Восхождение"...
Урок русского языка с применением коучингового подхода в 6 классе. Имя числительное как часть речи.
Конспект урока русского языка с применением коучингового подхода...
Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)
Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике....
Мастер-класс по теме «Коучинговый подход в обучении иностранному языку»
Мастер-класс по теме «Коучинговый подход в обучении иностранному языку»...
Использование коучингового подхода и репрезентативных систем обучающихся для управления траекторией образования лицеистов
В работе описана практика наставничества, при использовании которой наставник помогает обучающимся поставить личную цель, создаёт условия для планирования образовательного процесса, контроля, коррекци...
Мастер - класс «Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении немецкому языку на основе коучингового подхода»
Работая в условиях реализации ФГОС, определяются следующие цели обучения иностранному языку:1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, язык...
Применение коучингового подхода на уроках геометрии
Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря.Антуан де Сент –Экзюпери...