Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Уманец Ольга Алексеевна

Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ФИ об-ся

Личный план

Области генетики

1

2

3

4

5

6

7

8



Предварительный просмотр:

Область №1 «Термины и законы»

1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

7. Что такое генотип, фенотип.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №1 «Термины и законы»

1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

7. Что такое генотип, фенотип.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №1 «Термины и законы»

1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

7. Что такое генотип, фенотип.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №1 «Термины и законы»

1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

7. Что такое генотип, фенотип.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №1 «Термины и законы»

1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

7. Что такое генотип, фенотип.

Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

Задача 1

Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

Задача 2

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

        Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

Задача 1

Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

Задача 2

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

Задача 1

Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

Задача 2

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

Задача 1

Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

Задача 2

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

 Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

Задача 1

У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

Задача 2         000003

При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой       курицы?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

Задача 1

У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

Задача 2         000003

При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой       курицы?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

Задача 1

У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

Задача 2         000003000003

При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой       курицы? 

Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

№1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

№2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

№1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

№2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №4«Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

№1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

№2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

№1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

№2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

№1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

№2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

№1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

№2.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

№1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

№2.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

№1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

№2.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

№1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

№2.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

№1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

№2.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Область №6 «Дигибридное скрещивание»

№1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

№2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №6 «Дигибридное скрещивание»

№1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

№2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Область №6 «Дигибридное скрещивание»

№1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

№2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Область №6 «Дигибридное скрещивание»

№1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

№2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Область №6 «Дигибридное скрещивание»

№1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

№2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Область №7 «Комбинированные задачи»

№1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F
1 и F2?

№2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

№3.    В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №7 «Комбинированные задачи»

№1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F
1 и F2?

№2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

№3.    В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Область №7 «Комбинированные задачи»

№1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F
1 и F2?

№2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

№3.    В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

Область №8 «Сцепленное наследование»

№1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

№2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

№3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №8 «Сцепленное наследование»

№1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

№2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

№3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Область №8 «Сцепленное наследование»

№1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

№2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

№3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

ЛИСТ самоконтроля и саморазвития:

№2 Комолый бык скрещен с 3 коровами. 1.От скрещивания с рогатой коровой  родился рогатый теленок;  2.С рогатой коровой – комолый теленок;  3.От скрещивания с комолой коровой родился рогатый  теленок. Каковы генотипы всех животных?

№3. Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

№4. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

№5. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

№6. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

№7. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет  зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

№8. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛИСТ самоконтроля и саморазвития:

№1 Комолый бык скрещен с 3 коровами. 1.От скрещивания с рогатой коровой  родился рогатый теленок;  2.С рогатой коровой – комолый теленок;  3.От скрещивания с комолой коровой родился рогатый  теленок. Каковы генотипы всех животных?

№2. Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

№3. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

№4. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

№5. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

№6. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет  зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

№7. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум по решению генетических задач

Слайд 2

Колесо познания генетики

Слайд 3

Колесо познания генетики Термины и законы Моногибридное скрещивание – полное доминирование Моногибридное скрещивание – неполное доминирование Дигибридное скрещивание Моногибридное скрещивание – сцепленное с полом Моногибридное скрещивание – множественный аллелизм Комбинированные Сцеленное наследование

Слайд 4

Колесо познания генетики Термины и законы Моногибридное скрещивание – полное доминирование Моногибридное скрещивание – неполное доминирование Дигибридное скрещивание Моногибридное скрещивание – сцепленное с полом Моногибридное скрещивание – множественный аллелизм Комбинированные Сцеленное наследование

Слайд 5

Составление личного плана работы на уроке Какую область будете тренировать в первую очередь? Какую область будете тренировать во вторую очередь? Какую область будете тренировать в третью очередь? Какую область будете тренировать в … очередь? ИНСТРУКЦИЯ: ПОЛУЧИТЕ ЗАДАЧИ ВЫБРАННОГО ТИПА…далее по плану НАПРИМЕР: 8 6 3 7 1 5

Слайд 6

Алгоритм успеха в решении генетических задач Определить тип задачи: МОНОГИБРИДНОЕ ИЛИ Д ИГИБРИДНОЕ ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ; НЕЗАВИСИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ НЕПОЛНОЕ ДИМИНИРОВАНИЕ; (3-ИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ); СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ (Х или Y хромосомы); МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ (ГРУППЫ КРОВИ) (ЗАКОН МОРГАНА : С КРОССИНГОВЕРОМ или БЕЗ КРОССИНГОВЕРА) КОМБИНИРОВАННЫЕ (есть 2 признака сразу)

Слайд 7

Подведём итоги: Реализован ли план? Как изменилось колесо познания генетики? Что ты можешь сделать дома, чтобы достичь успеха на контрольной работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"

Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...

Урок русского языка с применением коучингового подхода в 6 классе. Имя числительное как часть речи.

Конспект урока русского языка с применением коучингового подхода...

Применение коучингового подхода на уроках геометрии

Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря.Антуан де Сент –Экзюпери...

Применение коучингового подхода в педагогических ситуациях

Цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использо...