Предметно-развивающая среда в детском саду
методическая разработка
Предметно-развивающая среда в детском саду - один из вопросов, вызывающих у воспитателей множество сомнений и разночтений. Чтобы оказать педагогам методическую помощь и прийти к единому взгляду на ПРС, в детском саду был проведен семинар, посвященный этой проблеме. Ниже предлагаются вашему вниманию презентации для этого семинара и бланк паспорта группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda.pptx | 2.02 МБ |
zonirovanie_v_gruppe.pptx | 1.56 МБ |
pasport_gruppy.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметно-развивающая среда – это система предметов и средств деятельности ребенка, способствующих его духовному и физическому развитию. Основные требования к предметно-развивающей среде остаются стабильными для детского учреждения, работающего по любой программе, поскольку ориентиры для ее построения опираются не на конкретную программу, а на основные факторы развития дошкольника. Вместе с тем эти материалы могут быть дополнены любыми пособиями, необходимыми для реализации конкретной программы . К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность . Предметная среда ДО должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности.
Игровая деятельность 1.1 Ролевая игра Ролевая игра – вид сюжетной игры, в которой ребенок принимает роль на себя и действует от ее имени. Например, кормит куклу, как мама - дочку, «лечит» другого ребенка, как врач, поет, как будто он певец и т.д. Зачатки ролевой игры возникают еще в раннем возрасте – уже около 2-х лет появляются процессуальные игры, когда роли еще нет, но соответствующие действия уже есть. Роль, как таковая, появляется только в 3 – 3,5 года, к 5 годам ролевая игра достигает своего максимального уровня развития, на котором держится вплоть до 7 лет. Для ролевой игры нужны атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркёры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста (куклы, животные, игровой транспорт, игровая мебель, мебель для кукол, крупномасштабный конструктор, посуда, инструменты, предметы-заместители).
1.2 Режиссерская игра Режиссерская игра – вид сюжетной игры, в которой роли распределяются между куклами, а ребенок не принимает на себя роль и действует скорее как режиссер: например, играет фигурками пиратов или солдатиков, в зоопарк игрушечными животными, в домик с куклами, т.п. Первые предпосылки этой игры появляются уже в раннем возрасте – около 2,5 лет, но расцвета достигают обычно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Разницы в требованиях к развивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно: Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому. В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других. Для режиссерской игры необходимы те же игрушки, что и для ролевой игры, а также игрушечные здания, сооружения (дом, станция, порт и т.д.)
1.3. Игры с правилами Это игра с единой для всех участников системой правил, которые регулируют процесс игры и взаимоотношения участников. Впервые заинтересовать ребенка игрой с правилами можно в 3 – 3,5 года, но он вряд ли удержит полную систему правил. Игра с правилами как целое (т.е. как система правил) становится понятной детям с 5-ти лет, а особенно увлекает детей с 6-7 лет. Зачем нужна игра с правилами? чтобы научиться следовать установленным и принятым всеми участниками правилам, чтобы учиться управлять собой и своими действиями, чтобы учиться спокойно принимать свой проигрыш в игре . Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил : Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу. Они делятся на подвижные (со специальным оборудованием — мячами, кеглями и пр.) и настольные (лото, домино, игры-ходилки и пр.).
2. Продуктивная деятельность Этот вид детской активности направлен на создание какого-нибудь продукта – конструкции, мозаики, рисунка, аппликации и т.д. Зачатки продуктивной деятельности встречаются уже в раннем возрасте – когда ребенок строит первые башенки, делает куличики из песка и т.п. Однако, неотъемлемой частью детской жизни этот вид деятельности становится с 3-3,5 лет (при этом, обычно вплетаясь в сюжетные игры), а высший этап развития приходится обычно на младший школьный возраст (6-10 лет), когда создаваемый продукт становится самоценным. Зачем нужна продуктивная деятельность? для формирования целенаправленности и волевых качеств личности; для развития потребности в созидании, в авторской, творческой позиции; для отработки навыков в разных видах деятельности (рисовать, лепить, конструировать и пр.).
Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт : Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры . Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности.
2.1. Конструирование Конструирование — создание построек из различного рода конструкторов и строительного материала (кубики, блочные, магнитные, пазовые конструкторы, конструкторы на шарнирах, болах и т.д .). 2.2. Изобразительная деятельность Изобразительная деятельность — создание рисунка, живописной работы, аппликации, изделий из пластилина, глины, теста и других пластических материалов, бросового и природного материала . 2.3. Составление картинок Составление картинок — построение целостных предметных или сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности существуют специальные игровые материалы (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы , мозаики ). 2.4. Ремесло Ремесло — создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.
3. Познавательно-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. В рамках данного вида можно выделить следующие типы познавательной деятельности и соответственно материалы, их обеспечивающие.
3.1. Детское экспериментирование Экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на изучение скрытых существенных свойств, связей, законов и закономерностей мира: например, если поставить доску под наклоном, то шарик будет катиться быстро или медленно? если песок намочить, как изменятся его свойства? если смешать синюю краску с желтой – что получится? Первый , еще не осознаваемый интерес к подобным вещам появляется уже к 3 годам, когда ребенок действует одновременно с несколькими объектами (например, запускает две разных машинки с горки) и обнаруживает какие-то отношения между ними. Но осознанный интерес, с постановкой вопросов и целей, возникает в период старшего дошкольного возраста, т.е. с 5 лет. Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование, сопровождает и вплетается в сюжетную игру и продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала . Зачем детям экспериментировать? чтобы познавать скрытую природу вещей и отношений между разными объектами мира, чтобы развивать мышление, чтобы формировать самоценность познавательной активности . Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном . Позже можно использовать (игры с динамическими или составными игрушками, наборами «песок- вода», вкладышами, магнитами , калейдоскопы, вертушки, простые механизмы (например подъемный кран), головоломки, пазлы , составные картинки, лупы, весы и т.д . С возрастом сложность объектов для экспериментирования повышается.
3.2 . Восприятие детской художественной литературы ( сказок, стихов, рассказов и художественных изображений ) Это важнейший тип детской деятельности, способствующий не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно, обеспеченность необходимой по качеству и количеству детской художественной литературой является важным показателем материальной среды ДО. При наличии в группе видеотеки оценивается качество демонстрируемых детям мультфильмов. 3.3. Познавательные действия с наглядно-образным материалом Сюда относятся игры и упражнения с наборами тематических картинок для классификации (с изображениями видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серии картинок для установления последовательности событий, наборы парных картинок для сравнения и пр. 3.4 . Учебная деятельность Учебная деятельность предполагает освоение нормативно-знакового материала (буквы, цифры, схемы, модели) и действия с ними. Предпосылки для освоения данного типа деятельности возникают в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Ее осуществление предполагает специфические материалы: всевозможные азбуки, магнитные доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.
4. Двигательная деятельность Для двигательного развития дошкольников также нужно соответствующее материальное обеспечение, стимулирующее и развивающее различные движения (лазанье, прыжки, бег и пр.). Это необходимое спортивное оборудование для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты).
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Это требование реализуется через создание специальных зон, которыми могут свободно пользоваться дети. Центр творчества Центр конструктивно-строительных игр Уголок природы и исследовательской деятельности Уголок художественной литературы и речевого развития Театрально-музыкальный центр Центр социокультурного воспитания Уголок уединения и релаксации Центр сюжетных игр Учебный центр Центр дидактических игр Уголок дежурства Центр сенсорного развития (для малышей) Спортивный уголок Зонирование группового помещения(центры развития)
В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки и пр .)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спортивный уголок Игрушки-каталки на палочке, веревочке Кегли Кольцеброс Серсо Скакалки Обручи Массажные мячи и пр. массажеры Дорожки здоровья Подвесная среда Мячи
Центр творчества Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования; Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки; Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага; Образцы по аппликации и рисованию; Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины; портреты великих художников, их картины; Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг , трафарет. Оригами Прикладное творчество
Центр конструктивно – строительных игр Конструктор мелкий и крупный « Лего »; Пластмассовый напольный конструктор; Кубики; Пазовые конструкторы; Конструкторы на шарнирах и болтах; Металлический конструктор; Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев; Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.
Уголок природы и исследовательской деятельности Аквариум; Комнатные растения; Природный материал; Паспорт комнатных растений, календарь природы; Инвентарь для ухода за комнатными растениями и аквариумом; Карточки-схемы проведения опытов Альбом «Времена года»; Наборы картин: «В мире растений», «Живая природа»; Термометр, песочные часы, лупа, линейка, магнит; Емкости для опытов с водой и песком.
Центр сенсорного развития (младшая группа) Матрешки Пирамидки Мозаика Стол грибочки Шнуровка Лото Предметные сюжетные картинки Пособие на липучках Настольно-печатные игры Счётные палочки Рамки и вкладыши с геометрическими формами Игрушки с молниями, липучками, кнопками, пуговицами
Театрально-музыкальный центр Ширма для настольного и кукольного театра Кукольный театр Настольный театр Шапочки Маски Теневой театр Куклы планшетные Куклы-марионетки Перчаточные куклы ( би-ба-бо ) Пальчиковые куклы Тростевые куклы Металлофоны, Барабаны, дудочки, гитара; Бубны, погремушки. Гармошка Музыкальные шкатулки Игрушки с фиксированной мелодией
Уголок художественной литературы и развития речи Тематическая подборка детской художественной литературы, книги о природе Портреты писателей и поэтов Детские журналы Иллюстрации к сказкам и рассказам Серии сюжетных картинок «Расскажи сказку», «Придумай рассказ» То, что изучается на занятиях или читается в группе
Уголок сюжетных игр (ролевых и режиссерских) Наборы «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Маленькая хозяйка», «Улица. ПДД», «Дом. Двор. Зоопарк » Куклы, животные, солдатики и т.д. Кукольная одежда, постельные принадлежности Игровая мебель, мебель для кукол Игровой транспорт Посуда, инструменты Здания, сооружения (дом, станция, порт) Предметы-заместители
Центр дидактических и развивающих игр (кроме младшей группы) Вкладыши Пирамидки Разрезные картинки Шнуровки Пазлы Мозаики Кубики с сюжетной картинкой Матрешки Лото Игрушки с отверстиями для геометрических фигур Коробки с цифрами Калейдоскопы Домино Шашки Игры-ходилки Рыбалка (магнитная) Головоломки Сенсорные панно Игры Б. Никитина, В. Воскабовича , Ф. Фробеля и пр.
УГОЛОК СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ (Казахстан, Россия, Великобритания) Портреты руководителей и известных деятелей (космонавтов, спортсменов, музыкантов, исторических личностей) Символика страны, города Альбомы с фотографиями городов, стран (природа, быт, труд людей, достопримечательности) Книги по истории стран народные игрушки, костюмы, предметы быта, национальные праздники Панорамы, макеты зданий, сооружений
Учебный центр Материалы и оборудование для проведения занятий
Уголок дежурств Фартуки и колпаки График дежурства
Уголок уединения и релаксации Удобное место и располагающая обстановка
Предварительный просмотр:
БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
№20 «АРАЙЛЫМ» БАЛАБАҚШАСЫ ЯСЛИ-САД №20 «АРАЙЛЫМ»
ПАСПОРТ ГРУППЫ
_______ учебный год
Воспитатели:
______________________________________________________
Астана
Основные положения
Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДО.
Центром всей методической работы группы является предметно – пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в ней, как у себя дома.
Условиями полноценности функционирования группы является её методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение, оборудование, пособия и игровой материал для детей.
Группу возглавляют воспитатели, назначенные заведующей ДО.
Задачи группы:
- оказание своевременной квалифицированной конкретной консультативно - методической помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей;
- побуждение педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня;
- создание условий для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков.
Профилактическая работа предусматривает:
1. обучение и развитие детей и их родителей;
2. обобщение и распространение передового педагогического опыта в ДО;
3. подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
4. координация деятельности группы и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
5. своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально–волевой сферы ребенка.
Развивающая работа предполагает:
1. организацию развивающей предметной среды в группе, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста
(обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизацию родителей в разработке атрибутов и методических пособий);
2. обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
Консультативная работа включает:
- консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
- консультирование родителей по их запросам;
- проведение консультаций для работников ДО с целью обеспечения преемственности в работе с детьми.
Принципы построения предметно-развивающей среды группы
Информационная справка о приёмной комнате
Общая площадь: ________кв.м.
Освещение:
Напольное покрытие: линолеум.
Наличие дневного света: __большое окно.
Мебель: __раздевальных шкафчиков, __ банкетки.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: палас, тюль, информационные стенды для родителей – __ шт.
Информационная справка о групповой комнате
Общая площадь: _______кв.м.
Освещение:
Напольное покрытие: линолеум.
Наличие дневного света: ________больших окна.
Мебель: __столов, ___детских стульев, ___шкафов, __больших стула
Дополнительные средства для дизайна интерьера: тюль, палас, доска, зеркало.
Техническое оснащение:
Информационная справка о спальной комнате
Общая площадь: ______ кв.м.
Освещение: лампочное, ___плафона по 1 лампочке 100 Вт.
Напольное покрытие: линолеум.
Наличие дневного света: балконная дверь и __окна.
Мебель: _______ двухэтажных кроватей, _____шкафа.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: палас, шторы для спальни
Информационная справка об умывальной комнате
Общая площадь: _____ кв.м
Освещение: лампочное, __плафонов по 1 лампочке 100 Вт.
Напольное покрытие: напольная керамическая плитка.
Наличие дневного света: __большое окно.
Мебель: шкаф
Дополнительные средства для дизайна интерьера: раковины – __шт., унитазы – __ шт., шкафчики для полотенец – ___ шт., ванная для мытья ног – __шт., зеркало – __шт.
Описание центров развития
Основные виды деятельности | Названия центров | Содержание центров | Имеется в наличии | Потребность |
Двигательная | Спортивный уголок |
| ||
Уголок уединения и релаксации |
| |||
Продуктивная | Центр творчества |
| ||
Центр конструктивно-строительных игр |
| |||
Познавательно-исследовательская | Уголок природы и исследовательской деятельности |
| ||
Центр сенсорного развития (младшая группа) |
| |||
Театрально-музыкальный центр |
| |||
Уголок художественной литературы и развития речи |
| |||
Уголок социокультурного воспитания |
| |||
Учебный центр |
| |||
Центр дидактических и развивающих игр (кроме младшей группы) |
| |||
Игровая | Уголок сюжетных игр |
| ||
Уголок дежурства |
| |||
Методический комплект |
- дыхательная и артикуляционная гимнастики, - пальчиковые гимнастики, - гимнастики для глаз, - гимнастики после сна.
- словесные игры, - сюжетно-ролевые игры, - подвижные игры.
- игры на развитие внимания, - игры на развитие памяти, - игры на развитие мышления и логики.
|
Фото центров развития
План-схема группового помещения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная предметно развивающая среда в ДОУ детский сад "Березка"
Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ.«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они произрастают». Г.Нейгауз.Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовн...
Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...
«Спортивно-оздоровительная среда в детском саду»
Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервн...
Проект "Организация предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ"
Разработка методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ №24. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме пр...