Национально-региональный компонент здоровьесберегающей технологии в образовательном учреждении
статья на тему

Тарбаева Эржена Раднаевна

Национально-региональный компонент здоровьесберегающей технологии в образовательном  учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_bof1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент здоровьесберегающей технологии в образовательном  учреждении

                                             

                                     Э.Р.Тарбаева, зам. директора по УВР МБОУ «Утатуйская СОШ»

    В настоящее время происходит пересмотр и переосмысление многих сторон нашей общественной жизни – политики, экономики, культуры, обновляется система образования. В этих условиях важно предотвратить культурное беспамятство, не забывать о величии родного языка и о национальных традициях.

      Человек в настоящем, подобно стволу дерева, имеет множество корней и ветвей, а на них формируются плоды. Только мощная корневая система,  дающая необходимы питания может развивать прочный, крепкий ствол и крупные, здоровые плоды, без гнили и червей. Подобно этому только тот человек, который  свои корни, т.е.  родословную, традиции, чтит обычаи и обряды своего народа, он сможет стать всесторонне гармоничным, воспитанным, порядочным человеком, уважающим окружающих его людей, природу, себя, наконец – т.е личностью физически и духовно здоровой.

        ОУ должно предоставить все условия для развития этих качеств у школьников на основе введения национально-регионального компонента  в учебно-воспитательный процесс  

         Анализ внешних и внутренних факторов развития образовательного пространства наших школ, а также переговорная площадка с Управляющими Советами, советом старейшин, родительским и попечительским комитетами наших школ,  побудили нас к разработке и реализации программы  здоровьесбережения участников образовательного процесса  на основе этноэкологического воспитания с   учетом сельской, региональной и этнокультурной специфики  района.  Реализация принципа этнизации воспитательного процесса предполагает  вовлечение учащихся в активную деятельность, направленную на этническое самовыражение (поисковая работа по изучению родословных, участие в фольклорных ансамблях, занятие традиционными ремеслами и т.д.)  наряду  с формированием культуры здоровья, духовного развития.

        Программа   сетевого взаимодействия  трех  школ Закаменского района,   получившая название «ЛОТОС»   (Любовь, Образование, Творчество, Объединение, Совершенство), направлена на возрождение, сохранение и развитие бурятского этноса, методов традиционного природопользования, изучение культуры, истории, обычаев народа, организацию  внешкольного образовательного пространства с выходом  в социум. Через год   эта программа вылилась в   проект межрайонного сотрудничества: «Как прекрасен край родной!», участниками которого стали учащиеся и учителя школ Закаменского, Курумканского и Иволгинского районов.  Данный проект предусматривает изучение родного края посредством  организации совместного летнего отдыха и оздоровления  учащихся и учителей, в течение учебного года дети имеют возможность  общаться по Интернету, проводить видеоконференции в режиме Он-лайн.   На базе Курумканского лицея в 2009 году проведен первый межрайонный фестиваль  «Золотое кольцо Курумкана», на котором, помимо знакомства с сакральными местами (танцующей богини Янжимы, дацана, Барагханского аршана), дети имели возможность проявить себя в исследовательской, эколого-природооохранной деятельности, развивая ценностно-смысловые, познавательные и  коммуникативные компетенции.

      Второй этап – фестиваль «На земле хонгодоров», прошедший в июне 2010 года в нашем Закаменском районе доказал необходимость, результативность и эффективность этой работы. Участники  фестиваля увидели красоту природы горной Закамны и ее достопримечательности - Енгорбойский и Болхойский аршаны, Санагинский дацан, Дуйнхор субурган. Итогом трехдневной работы стала выработка кодекса здорового человека, выпуск буклетов «Ожерелье Закамны», защита, которых требовали от каждого участника необходимые уже сформированные компетенции.  

Третий этап межрайонного фестиваля «На благословенной земле Иволги» прошел  в МОУ «Гурульбинская СОШ» Иволгинского района. Посетили Иволгинский дацан, Гуннское городище и многие  другие прекрасные места. Работали с учеными.

      Таким образом,  на этих мероприятиях реализовывался компетентно-деятельностный и личностно-ориентированный подход в работе с учащимися: воспитание у школьников эмоционально-ценностного отношения к себе, к своему здоровью; познание родного края, его истории и природы; формирование опыта знакомства и  общения учащихся друг с другом.

      В результате работы в течение 3 лет над  проектом мы наблюдаем:

  • положительную динамику личностного роста школьников, освоение ими способов реализации собственных инициатив и демократического поведения, критического мышления и рефлексии, навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности;
  • формирование ценности здоровья;
  •  опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде, навыки групповой кооперации.

      Это позволяет констатировать заметные положительные сдвиги в взаимодополняющих процессах этноэкологического воспитания и здоровьесберегающей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности как компонент здоровьесберегающей технологии

Соблюдение правил техники безопасности на уроках информатики...

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержан...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Статья о том, как специально организованная работа с учебником (чтение учебного текста, заполнение таблиц, поиск ответа на проблемные вопросы) способствует формированию универсальных учебных действий,...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....