Статья на тему:"Содержание,структура и уровни готовности учителей к инновационной деятельности"
статья на тему
Данная статья помогает систематизировать теоретические аспекты уровней готовности педагогов к инновационной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuptsova_kv_statyakonferentsiya.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание, структура и уровни готовности учителя к инновационной деятельности
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Довольно быстрые и существенные изменения в экономической, политической и социокультурной жизни общества за последние десятилетия привели к серьезным преобразованиям в области образования. Модернизация образования является процессом внедрения инноваций, а учитель - главным действующим лицом любых преобразований. От учителя, его мотивации, готовности и умения решать возникающие проблемы зависит, насколько полно и адекватно учащийся сможет реализовать свой потенциал в когнитивном и личностном развитии.
Современные тенденции в исследовании нереализованности педагогических инноваций усматривают неподготовленность внедрения нового не только в организационной и технической стороне дела, но и в личностном, психологическом отношении. Актуальной является проблема психологической готовности педагогов к реализации инноваций.
Исследуя готовность педагога к инновационной деятельности, рассматривая ее как когнитивную и мотивационно-ценностную установку на изменение собственной педагогической деятельности, основанную на осмыслении барьеров, препятствующих осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, самоанализе, Е.Ю. Ибатуллина предлагает авторскую трактовку этого понятия, что «готовность к инновационной деятельности» есть образование зрелой личности, которое включает соответствующие знания, умения и направленность. При этом знания и умения в структуре личности составляют самостоятельную подструктуру. Отношения определяются содержанием социального уровня направленности личности.
Создание инновационного климата в сфере образования – цель национальной образовательной политики России.
В рамках исследования была проведена диагностика итогового, личностного компонента готовности, которая проводилась на основе анализа творческих работ педагогов и по методике Т.С. Соловьевой «Восприимчивость педагогов к новшествам».
На основе критериев и показателей выделены уровни готовности к инновационной деятельности педагога:
- начальный (незначительный интерес или его отсутствие у педагога к инновационной деятельности, отсутствие системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, случайная, стихийная реализация инновационной деятельности или её отсутствие, отсутствие индивидуального стиля деятельности),
- низкий (неустойчивый интерес к инновационной деятельности, разрозненная система знаний об инновационных технологиях и собственном инновационном потенциале, не достаточно системная и продуманная реализация инновационной деятельности, но в работе присутствуют элементы индивидуального стиля деятельности),
- средний (устойчивый интерес к инновационной деятельности, сформированная система знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, системная реализация инновационной деятельности, индивидуальный стиль инновационной деятельности у педагога);
- высокий (владение высокой мотивацией, свободное владение и творческое использование знаний об инновационных технологиях, наличие творческой деятельности у педагога).
Готовность педагога к инновационной деятельности, в рамках исследования, следует понимать, как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Опираясь на разработки В.А.Сластенина, уместно рассмотреть структуру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности. Но, учитывая специфику исследования, что выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. В своем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности.
Мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.
Когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности.
Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности.
Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.
В исследовании уместно подойти к изучению готовности педагога к инновационной деятельности через рассмотрение выделенных компонентов, которые рассматривали целостно.
Педагогическая диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности, являясь исследовательской процедурой, направлена на выявление и оценку уровня готовности и реализует функции, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Функции педагогической диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности
Функция | Содержание |
Оценочная | Диагностические данные позволяют оценить актуальный уровень развития готовности путем сравнения и сопоставления достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности |
Прогностическая | Диагностические данные обеспечивают основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы, прогнозирования спектра необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности |
Конструктивная | Диагностические данные обеспечивают основу для моделирования процесса развития данной готовности, прогнозировать спектр необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности. |
Управленческая | Обеспечивает организацию и самоорганизацию развития готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием диагностических данных внешней и самодиагностики |
Обратной связи | Диагностические данные служат для корректировки процесса развития готовности на основе анализа актуального уровня готовности педагогов к инновационной деятельности |
Уровни готовности педагога к инновационной деятельности могут быть сформулированы следующим образом:
Базовый уровень - педагог осознает необходимость изменений в профессиональной деятельности, но не обладает для этого необходимыми знаниями о способах, средствах, технологиях, позволяющих осуществлять инновационную деятельность. Уровень развития педагогической рефлексии слабый. Мотивационная готовность к инновационной деятельности низкая, что порождает неуверенность в собственных силах, которая выражается в стремлении следовать сложившимся стереотипам в профессиональной деятельности. На данном уровне готовность проявляется в стиле педагогической деятельности, мотивационной неготовности к инновациям, ригидности педагогического мышления, низком уровне педагогической рефлексии.
Профессионально-функциональный уровень характеризуется принятием на личностном уровне инновационных идей, устойчивым стремлением к изменению стиля педагогической деятельности, к овладению современными образовательными технологиями, но уровень развития педагогической рефлексии недостаточен, мотивационная готовность к осуществлению инновационной деятельности носит ожидающий характер. На данном уровне педагоги не готовы к коренным преобразованиям и их педагогическая деятельность носит характер модернизации. В основе инновации-модернизации, по мнению М.В. Кларина, лежит репродуктивный вид деятельности, который связывается им с технологическим подходом к совершенствованию системы образования. Педагоги стремятся внедрять новые формы и методы обучения детей в рамках традиционной парадигмы образования, не изменяя при этом стиля педагогической деятельности. На данном уровне готовность проявляется в сфере педагогического мышления, мотивации и рефлексии.
Профессионально-эффективный уровень характеризуется развитым мотивом самосовершенствования с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной сфере; наличием системных знаний в области педагогической инноватики, развитой педагогической рефлексией и мотивацией. Такие педагоги активно внедряют новые технологии обучения, меняют стиль педагогической деятельности, обладают гибким мышлением и высокоразвитой способностью к рефлексии. Они новаторы. Уровень готовности на данном уровне практически не проявляется. Он может проявляться в отдельных ситуациях, связанных в основном с системой ценностей.
Исходя из описанных выше уровней готовности педагогов к инновационной деятельности, а также опираясь на исследования В.А. Сластенина, в качестве критериев, позволяющих определить профессиональный консерватизм, препятствующий инновационному образовательному процессу, были определены следующие.
Когнитивный критерий отражает уровень ригидности педагогического мышления, системность теоретических знаний в области педагогических инноваций, их глубины. Способность к анализу педагогической реальности. Низкие показатели по данному критерию свидетельствуют о наличии барьеров в когнитивной сфере.
Показателями когнитивного критерия являются: владение терминологией и понятийным аппаратом в области педагогических инноваций, применение теоретических знаний в практической педагогической деятельности. Особым показателем когнитивного критерия представляется педагогическая инновационная компетентность.
Аксиологический критерий - отношение к инновациям как к педагогической ценности. Понимание смысла и ценности педагогической деятельности, ответственности за ее результаты. Профессиональные ценностные ориентации есть знания о различных сторонах деятельности, актуализированные в представлении о ней, и ценностном отношении к ней. Через профессиональные ценностные ориентации проявляется отношение человека к профессиональной деятельности, которое формирует его поведение, а также характер деятельности и способы самоактуализации в ней. Профессиональные ценностные ориентации оказывают, наряду с общечеловеческими ценностными ориентациями, серьезное влияние на мотивы профессиональной деятельности.
К показателям аксиологического критерия относится система профессиональных ценностей педагога. Отражая ценностно-психологическое содержание педагогической деятельности, этот показатель несёт в себе мотивы выбора профессии, удовлетворённость ею, устойчивый интерес к профессиональной деятельности, установку на продуктивную творческую деятельность, стремление и способность к профессиональному саморазвитию.
Мотивационно-поведенческий критерий - наличие внутренней потребности не столько в осуществлении инноваций, сколько в научном обосновании их целесообразности, определении факторов оптимального сосуществования традиций и инноваций, формировании установки на эффективность, а не на новизну осуществляемых преобразований. В исследованиях Г.А. Родионовой и Д.Г. Стрелкова отмечается, что за последние годы в мотивационной деятельности специалистов произошли опасные изменения, а именно ослабление установки на профессиональное самосовершенствование.
К показателям мотивационно-поведенческого критерия относится положительное отношение к инновационной педагогической деятельности, внутреннее удовлетворение от результатов педагогического труда, радость от творческой инновационной деятельности.
Деятельностно-регулятивный критерий отражает наличие у педагога развитой способности к саморегуляции, показателем которой, по словам Н.Ю. Посталюка, является «переориентации личности с подчинения мотивам на признание их как объекта самоуправления». Высший уровень саморегуляции - самоуправление - характеризует личность, которая выступает как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную тактику и стратегию.
К показателям деятельностно-регулятивного критерия относится использование в педагогической деятельности современных педагогических технологий, инновационных форм и методов. Педагогическая рефлексия и саморегуляция.
Педагог, как целостная личность, может находиться на разных уровнях готовности к инновационной деятельности по различным критериям и обладать различной степенью профессионального консерватизма в соответствии с разными показателями. Например, по когнитивному критерию может выходить на профессионально-эффективный уровень, а по аксиологическому или деятельностно- регулятивному — находиться на базовом или профессионально-функциональном уровне, соответственно, и степень консерватизма по разным показателям будет различной. Покомпонентный анализ, на наш взгляд, представляется очень важным. Нельзя по одному показателю относить педагогов к новаторам или консерваторам. Для разработки структурно-динамической модели готовности педагога к инновационной деятельности очень значим именно покомпонентный анализ, необходимо конкретно знать, в чем проявляется консерватизм: в когнитивной сфере или мотивационно-деятельностной, а не корректировать его в целом и общем. Поэтому в процессе исследования возникла необходимость решать проблему нормирования частных уровней и приведения их к единому обобщенному уровню. В данной работе было сделано допущение, что выделенные нами критерии равнозначны при оценке уровней готовности к инновационной деятельности и определении степени профессионального консерватизма. Уровень готовности к инновационной деятельности и степень профессионального консерватизма находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости. Чем выше уровень инновационной грамотности педагога, тем ниже уровень педагогической ригидности мышления и, следовательно, ниже уровень готовности.
На основании вышесказанного предлагается следующий алгоритм и методика оценки обобщенного уровня готовности к инновационной деятельности.
Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности и степени профессионального консерватизма по показателям когнитивного критерия.
- Оценка уровня сформированности у педагога каждого из показателей когнитивного критерия. В качестве метода оценки выступает система тестов.
- Суммирование баллов, набранных педагогом по каждому из показателей когнитивного критерия.
- Оценка уровня готовности к инновационной деятельности по когнитивному критерию, согласно сводному классификатору (базовый уровень - 0-1 балл, профессионально-функциональный уровень - 1-3 балла, профессионально- эффективный уровень - 4-5 баллов).
- Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности по показателям аксиологического критерия. Производится аналогично пункту 1 данной методики.
- Оценка уровня по показателям эмоционально-мотивационного критерия, поскольку в рамках данного критерия выделен 1 показатель, то суммирование не производится и оценка по показателю является оценкой по критерию. Методом оценки является также система тестов.
4. Оценка уровня по показателям деятельностно-регулятивного критерия производится аналогично пункту 3 методики.
Результаты теоретических и прикладных исследований в области определения критериев, уровней, показателей, описывающих состояние, функционирование субъекта, свидетельствуют о том, что рассматриваемые критерии, уровни, показатели могут быть как однородными (в смысле принадлежности к одному разряду), так и разноплановыми.
Необходимо отметить, что, как правило, они могут выступать как самостоятельными компонентами структурной иерархии изучаемого объекта, так и быть включёнными (являться показателями) в отдельный компонент структуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степень готовности учителей к инновационной деятельности - залог ее результативности
В статье рассказывается об инновационном опыте педагогического коллектива ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом
Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...
• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...
• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...
"Самооценка уровня готовности учителя по включению этнокультурного компонента в содержание и процесс обучения". Статья.
Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал....
Критерии и уровни готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования.
10 декабря 2019 года на базе Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась заочная научно-практическая конференция " Межведомственный подход к образо...