Современные технологии обучения
статья на тему
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время, повышать качество образования и творческую активность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_obucheniya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»
Модернизация общего образования, направленная на повышение качества знаний учащихся, требует от преподавателя соответствующего уровня профессиональной подготовки. Умения применять технологии и их элементы помогут преподавателю добиваться более высокого качества обучения.
Любая технология призвана облегчить обучение, сделав материал понятным и посильным. Поэтому технологии разнообразны и направлены на разные уровни овладения учебными предметами.
Прежде всего, что такое технология? Это целенаправленная деятельность, которая предполагает, что процесс обучения делится на ряд этапов, и на каждом из них решаются определенные задачи. В связи с каждой задачей мы определяем, какие приемы или методы и какие средства используем для решения каждой задачи.
Одна из современных технологий - ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Данный вид обучения помогает более эффективно усваивать информацию и предполагает большой процент самостоятельной работы учащихся. Обучение осуществляется по так называемой пошаговой программе и в индивидуальном темпе. Результаты такой работы легко диагностируются и оцениваются. Например, усвоена тема, к ней даются контрольные вопросы и задания. Их составляет преподаватель согласно содержанию темы. В итоге, получив выполненные задания, делаем вывод: тема усвоена «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Выявив пробелы в знаниях учащихся, можно планировать дополнительные индивидуальные занятия. В итоге выходим на полное усвоение материала.
Задачи преподавателя:
1. Продуманный отбор материала по теме.
2. Разделение его на порции (шаги).
3. Управление деятельностью учащихся методом контактного контроля и
обратной связи.
4. Самостоятельная работа учащихся, консультации (по требованию).
5. Диагностика. Планирование индивидуальных занятий.
Практика показывает, что для контроля степени усвоения материала все чаще используют тесты. Надо помнить, что он имеет как сильные, так и слабые стороны.
плюсы | минусы |
Результаты тестирования легко поддаются статистике | Тестирование не дает возможности определить настоящий уровень знаний |
Тесты можно быстро проверить | Возможен случайный правильный ответ (наугад) |
Тестирование дает возможность накопления оценок | Неполное понятие о логическом мышлении |
Экономия времени |
|
Поэтому сейчас обсуждается вопрос, чтобы вариантов было больше, чем 2-3, например, 4-6.
Удачны для контроля и диктанты (словесные, графические, цифровые), работа по карточкам и другие виды контроля, которые могут дать более полную картину усвоения материала учащимися.
Как правильно отмечают опытные педагоги, следует избегать в контроле заданий, на которые учащиеся отвечали бы однозначно (во избежание списывания).
Важным видом является РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
Суть этой технологии заключается в создании условий для развития учащихся. В центре внимания развивающего обучения - способ обучения, который давал бы возможность личностного развития учащихся, их интеллектуальных возможностей.
Под развитием понимается появление у учащегося новых умений и навыков.
Наиболее полно развивающее обучение реализуется в технологии ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. Суть ее состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, ставит проблемные задачи, а пути и средства решения их учащиеся находят сами. Здесь не исключаются консультации и направляющая деятельность преподавателя, а также сотрудничество с товарищами.
Проблемное обучение можно условно разделить на этапы:
1. Подготовка к восприятию проблемы (повторение соответствующего
материала, пройденного ранее).
2. Создание проблемной ситуации. Проблема должна быть посильной и
четко сформулированной.
3. Формулировка проблемы. Определяется, на что учащийся должен
направить свои усилия. Более сильным учащимся можно предложить
самим сформулировать проблему и найти способ ее решения.
4. Процесс решения проблемы.
5. Доказательства правильности своего решения.
Немаловажным для развивающего обучения являются и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. Понятно, что это деятельность поискового характера. Чтобы, например, составить свое мнение о литературном герое, учащийся должен по тексту найти описание его внешности, определить, нравятся ли (и почему) черты его характера, дать оценку его поступкам и т.д., то есть найти все о нем и обобщить. В итоге и составится его личное мнение. Виды исследовательской работы учащегося:
- работа с дополнительной литературой в библиотеке;
- конспект, реферат, доклад;
- сбор материала на заданную тему.
По некоторым предметам это может быть работа группы учащихся над проектом.
Перспективной современной технологией является МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Модуль (лат.) - мера. Понятие «модуль» означает
«содержание и технология обучения». «Модуль содержания» - это объем учебного материала.
В чем суть обучения? По учебному материалу тема делится на подтемы (модули, логически законченные части). Учащиеся усваивают материал сами.
Этапы:
- перед учащимся ставится цель (что он должен знать по теме, что должен
уметь);
- банк информации (где, с чем работать);
- выполнение практических заданий.
Более тесно учащийся общается с преподавателем при анализе выполненных заданий и на консультациях.
Перед тем, как приступить к работе, преподаватель проводит входной контроль (есть ли база для усвоения материал на повторение). Далее организуются выше указанные этапы.
Модульное обучение реализуется в полной мере, если используется
рейтинговая система. Оценка ЗУН - пятибалльная. Используется текущий и
итоговый контроль: учащийся получает пакет заданий. Они различны по
степени сложности, следовательно, и оцениваются соответственно.
Целью обучаемого при таком подходе является максимальное число баллов. Нельзя проводить итоговый контроль, если не достигнуты обучающие цели. Значит, учащийся должен усвоить материал хотя бы на удовлетворительном уровне.
Рейтинг учащегося определяется по сумме баллов. В итоговом
контроле учащийся уточняет по поставленной цели: знает ли то, что должен знать и умеет ли применять знания на практике. Выполнив задания, учащийся сравнивает их с эталоном. Анализ выполняемой работы позволяет перейти к следующему этапу темы.
Для изучения темы учащимся может быть предложен план, какая-либо инструкция.
Модульное обучение сочетается с другими системами обучения (традиционной, лекционно-семинарской и др.). В школах не так много сторонников этой технологии, так как требуется большая подготовка по каждой теме, зато она успешно используется в вузовской системе.
Организация образовательного процесса невозможна без использования ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ. Ориентирование на личность - это главное во всех технологиях. Индивидуальный подход к учащимся используется в образовании давно. Дифференциация делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя классы с углубленным изучением предмета (подбираются учащиеся по способностям: гуманитарные, математические, естественных дисциплин т.п.).
Внутренняя - в любом коллективе учащихся делят на группы по уровню подготовки. Задания им готовятся разноуравневые. Наиболее распространены три уровня:
Первый уровень - задания на припоминание, узнавание, раньше такие
выполняли - оценка «3».
Второй уровень - для решения заданий следует повторить материал в
учебнике. Это более сложно - оценка «4».
Третий уровень - в классах есть учащиеся, которые знают больше,
интересуются предметом. Они могут найти оригинальный способ получить знания и выполнить задания. Знают, какой дополнительной литературой могут воспользоваться.
Это технология разноуравневого обучения. Неуспевающих очень небольшой
процент.
Важное значение имеет ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Как известно, игровые ситуации делают любой урок интересным, придают ему эмоциональную окраску. В ходе игровой деятельности развивается общение между учащимися, создаются элементы соревнования, активизируется процесс обучения:
- игровая ситуация должна соответствовать теме урока и его целям;
- должна быть доступна;
- если проводится по предмету периодически, то игровые формы
усложняются;
- создается эмоциональный климат;
- учащиеся активно включаются в работу.
Дидактические игры носят характер
тренинговый | творческий |
соревновательный закрепление материала контроль | имитация профориентация информация деловая игра |
Таким образом, обзор рассмотренных технологий обучения отражает многообразие подходов к предметному образованию, и в то же время показывает, что универсальных технологий, применимых к разным образовательным ситуациям, наверное, не существует.
В настоящее время известны более ста технологий обучения. Все они направлены на получение гарантированных результатов.
Овладение технологиями обучения это необходимое условие педагогической компетентности преподавателя, критерий готовности его к работе в современном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии обучения немецкому языку
Личночтно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.Проектная технология в обучении немецкому языку.Возможные проблемы в работе с проектом, пути их решения....
Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации
Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться. Технологический подход в обучении. Технология модульного обучения. Метод проек...
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики....
Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...
«Использование современных технологий обучения на уроках технологии».
Новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения....
Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.
Статья по теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...