Мастер-класс "Активные методы обучения"
учебно-методический материал на тему

Некрасова Наталья Николаевна

Активные методы обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx46.18 КБ
Файл master-klass_uchimsya_aktivno.pptx799.07 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения

В  Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», что влечет за собой  пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения.

Что меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя и ученика). Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования - управлять процессом обучения. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя - в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью. Ученик, студент тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый тип обучения - деятельностный.

Немного теории.

В педагогике различают несколько стратегий  обучения, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки:

  1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

Spmo.gif

Условия выбора:

  • нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.);
  • недостаточно времени для поиска информации;
  • большое количество обучающихся;
  • объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения;
  • недостаточный уровень первоначальной подготовки обучающихся.

Положительное и опасности:

Положительное

Опасности

Экономия времени

Снижение мотивации обучаемых

Нет лимита числа обучаемых

Низкий уровень вовлеченности учащихся

Не требуется дополнительных ресурсов

Отсутствие индивидуального подхода

Простота оценивания

Сужение источников информации

Высокая дисциплина

Отсутствие вариативности и возможностей         для творчества

Четкость и структурированность подачи  материала

Процент усвоения материала невелик

Возможность обеспечения высокого теоретического уровня

Акцент на запоминание, а не на понимание

  1. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

Samo.gif

Условия выбора:

Повышенный общественный интерес к теме

Развитое умение задавать вопросы

Задача подведения итогов или обсуждения

Достаточное количество времени

Высокая компетентность преподавателя

Однородность группы обучающихся по интересам и

 уровню подготовки

Положительное и опасности:

Положительное

Опасности

Не требуется дополнительных ресурсов

Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов

Возможность предотвращать уклонение от темы занятия

Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии

Повышение мотивации

Опасность увода обсуждения от темы занятия

Компетентность источника информации

Ограниченный круг источников информации

Учет индивидуальных особенностей учащихся

Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся

Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия

Ограничение количества обучаемых в группе

  1. интерактивная - взаимодействие.

 

Simo.gif

Условия выбора:

Подготовленность к обсуждаемой теме

Базовые коммуникационные навыки и умения

Повышенный интерес учащихся к теме занятия

Наличие дополнительных источников информации

Достаточное пространство для работы малых групп

Положительное и опасности:

Положительное

Опасности

Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала

Ограниченный объем изучаемого материала

Высокая степень мотивации

Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний)

Максимальная индивидуальность преподавания

Трудности установления и поддержания дисциплины

Акцент на деятельность, практику

Ограниченное число учащихся в группе

Широкие возможности для творчества

Давление авторитета лидера в групповой деятельности

        Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех членов группы без исключения.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают

  • моделирование жизненных ситуаций,
  • использование ролевых игр,
  • совместное решение проблем.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. (Методика преподавания психологии (Учебное пособие). Автор: Якубовская Л.П)

Копилочка интерактивных приёмов обучения.

Письменные дебаты

Методика письменных дебатов открывает возможность для проведения подобного диалога в письменной форме при участии всех учеников класса. Метод позволяет углубить знания учеников в области заданной темы, учит культуре дискуссии, развивает способность к аргументации. При этом учитель получает великолепный материал, который может служить основанием для оценки.

Этот метод особенно хорош и эффективен в отношении спорных, неоднозначных тем.

Способ проведения        

1.        Ученики дома (либо на предварительных занятиях) знакомятся с темой, которая должна стать предметом дебатов. Накануне дебатов учитель на уроке, информируя учеников о предстоящей теме, кратко поясняет, каким образом будут проходить дебаты (это особенно важно, если дебаты проводятся впервые).

2.        Учитель  делит класс пополам, рассаживает учеников за столы, выставленные в ряд по обе стороны класса, и определяет, какую точку зрения будут отстаивать участники каждой группы (например,  группа 1 - сторонники, группа 2 - противники  данного утверждения).

3.        Далее учитель соединяет учеников попарно так, чтобы в каждой паре оказались сторонники противоположных взглядов. Обозначим пары порядковыми номерами или буквами алфавита. Если в классе нечетное количество учеников, учитель должен подключиться к дискуссии на правах недостающего партнёра. Преподаватель раздает ученикам из группы 1  по листку бумаги в клеточку, обозначив в каждом из них номер (символ) пары.

4.        Ученики, сидя по обе стороны класса, начинают парный письменный диалог. Ученикам из группы 1 отводится 5 минут на формулировку одного открытого аргумента в пользу занимаемой ими позиции. Они записывают его на листок в форме одного старательно отредактированного параграфа. В это время ученики второй группы готовятся аргументировать свою точку зрения, которую они смогут изложить во время дебатов.

5.        Затем листки переходят к партнёрам противоположного лагеря (противникам введения военного положения), которым отводится 8 минут на формулировку и запись ответа на аргументы своих партнёров по паре и изложение собственных контраргументов.

6.        Такая процедура обмена аргументами повторяется 2-3 раза, причем каждый ученик должен обязательно ответить на аргумент партнёра и дописать затем собственный контраргумент. Обычно достаточно 3-4 раундов, чтобы исчерпать знания учеников. В последнем раунде ученикам предоставляется возможность написать итоговый вывод. После этого работы собираются.

7.        Хорошей формой подведения итогов в дебатах является вопрос, обращенный к обеим сторонам: "Каковы были наилучшие аргументы противника?"

8.        Работы могут оцениваться учителем индивидуально или попарно. Если учитель планировал выставить оценки за эти работы, он обязан предупредить об этом учеников в самом начале урока.

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Работа в малых группах

6 *6 * 6

Эта методика является одним из вариантов работы в группах, она вовлекает в работу всех членов группы и при этом каждый исполняет как роль учащегося, так и учит других.

Работа происходит двумя этапами:

На первом этапе учащиеся в группах получают новые знания или умения (каждая группа имеет отдельное задание), при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы другим участникам.

На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа (способ деления на группы показан на рисунке). Сначала каждый участник новой группы представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе исполняет задание, используя знания или умения, полученные на первом этапе.

Упражнение можно провести в 3, 4, 5, 6 группах. Количество членов в группах должно быть такое же, как количество групп. При больших группах необходимо увеличить время на работу во втором этапе. Методика 6x6x6 требует от ведущего большой гибкости и умения раздела на группы.

Каждый учит каждого - только факты.

Этот метод позволяет участникам стать частью инструктажа и поделиться своими знаниями с товарищами. Непременно дайте им некоторое время для того, чтобы они могли прочесть свои факты и рассмотреть лучший путь для обучения ими. 


Цели: 
- Дать обзор понятий и фактов, которые станут предметом обучения во время урока. 


- Усилить значение поиска. 


- Возбудить вопросы и заинтересованность. 


Материалы. Достаточно 3-5 карточек для участников. Можешь также добавить дополнительную информацию. 


       1. Приготовь "карточки фактов". Каждая карточка должна содержать кусок информации или факт, которым ученик хочет поделиться с другими участниками.

  1. Раздай карточки по одной участникам путем случайного выбора. Каждый ученик должен получить отдельный факт или отобранный факт (так, чтобы 2 или 3 ученика получили одну и ту же информацию). 
  2.  Скажи участникам, что им предстоит необычный тест. На самом деле им предстоит тестировать друг друга. 
  3. Каждый участник должен получить несколько минут для того, чтобы прочесть информацию на карточке. У каждого есть 10 минут, чтобы обучить других или передать свои знания на словах и индивидуально, по возможности, большому числу участников, а также выслушать, в порядке самообучения, факты от других участников. Преподаватель должен направлять деятельность участников и активизировать их работу. 

       Этот метод позволяет за короткий промежуток времени получить максимум информации и вызывает положительные эмоции. При этом методе любой ученик может почувствовать себя в роли учителя и ученика 

Методика «Ковер идей».

Этапы работы:

На I этапе  работы попробуем  понять  проблему. Найдем ответ на вопрос: почему такая проблема существует.

  • Каждая группа получает 10 цветных полосок  и большой лист бумаги.
  • Задание для группы: ответить на поставленный вопрос, написать свои ответы на полученных полосках бумаги (на одной полоске один ответ, при этом не обязательно использовать все полоски), а после этого сделать на большом листе бумаги "ковер" наклеивая все полоски таким образом, чтобы все написанное можно было прочитать.
  • На работу группам дается  приблизительно 10 минут.
  • После окончания работы группы представляют свои "ковры" и зачитывают ответы.

Второй этап.

Теперь  мы знаем, почему возникают непонимание, и поэтому можем  перейти ко II этапу поиска решений. Подумаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию.

  • Каждая группа получает 10 цветных полосок бумаги (другого цвета) и, помня о причинах, записывает свои идеи (как решить данную проблему) на цветных полосках (на одной полоске один ответ, при этом не обязательно использовать все полоски - как и на предыдущем этапе), а потом доклеивает эти новые полоски к своему "ковру".
  • На работу группам даем 10 - 15 минут.
  •  После окончания работы группы представляют свои "ковры" и зачитывают идеи.

   Третий этап.

Мы уже знаем причины и знаем, что можно сделать, чтобы это изменить. Необходимо перейти к III этапу, то есть к индивидуализации действий. На этом этапе каждый из нас ответит себе на вопросы: Что лично я сделаю в течение этого года, чтобы изменить существующую ситуацию. Какие конкретные действия предприму?

  • Каждый пишет запланированные им действия на полоске бумаги (на одной полоске одно действие, если кто-то решит сделать больше - берет у ведущего следующую полоску).
  • Группа собирает вместе индивидуальные полоски, но не клеит их в этот раз к "ковру".
  • Анализ действий. По очереди каждая группа будет читать 1 полоску, если в другой группе есть такая же идея,  она откладывается в сторону.
  • Группы по очереди читают, ведущий занятие берет у них полоски и клеит их на стены так, чтобы потом можно было  легко прочитать.
  • Когда идеи исчерпаются, просим группы приклеить оставшиеся полоски к своим "коврикам" и повесить их на стенах.

Четвёртый этап.

Эвалюация идей. Это тот момент, когда мы оцениваем реалистичность наших намерений.

  • Каждый учащийся получает 2 красные наклейки и 2 зелёные. Красный цвет обозначает, что наверняка это сделаю, а зелёный - что попробую это сделать.
  • Ходим по залу, ещё раз перечитываем свои идеи и идеи других участников и приклеиваем наклейки на выбранных нами идеях (не обязательно использовать все наклейки).

Подводя итоги, говорим, что таким образом у нас была возможность подумать, что каждый из нас сделает, чтобы помочь в решении общей проблемы.

     Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков.

К ним обычно относят

  • способность принимать решения и умение решать проблемы,
  • коммуникативные умения и качества,
  • умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,
  • умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
  • лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС «Учимся активно» Некрасовой Натальи Николаевны, учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 с. Бешпагир Грачёвского района

Слайд 2

Системно- деятельностный подход в обучении

Слайд 3

ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (линейное воздействие)

Слайд 4

УСЛОВИЯ ВЫБОРА нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.); не достаточно времени для поиска информации; б ольш ое количество обучающихся; объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения; недостаточный уровень первоначальной подготовки обучающихся.

Слайд 5

Положительное и опасности Положительное Опасности Экономия времени Снижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемых Низкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оценивания Сужение источников информации Высок ая дисциплин а Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание

Слайд 6

АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (линейное взаимодействие)

Слайд 7

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы обучающихся по интересам и уровню подготовки

Слайд 8

Процесс коммуникации

Слайд 9

Виды вопросов

Слайд 10

Положительное и опасности Положительное Опасности Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивации Опасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе

Слайд 11

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (круговое взаимодействие)

Слайд 12

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп

Слайд 13

Положительное и опасности Положительное Опасности Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивации Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практику Ограниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности

Слайд 14

Инициация (начало урока, знакомство) Тревога Спокойствие Недовольство Умиротворение Раздражение Радость

Слайд 15

«Комплимент»

Слайд 16

Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)

Слайд 17

Найдите основание для классификации Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

Слайд 18

Родина дом жизнь Дорога хлеб дочь Школа мужество радость

Слайд 19

Пример. Сформулируйте тему занятия.

Слайд 20

Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

Слайд 21

«Фруктовый сад»

Слайд 22

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Слайд 23

«ДЕБАТЫ» Методика эстафеты. Свободно плавающая дискуссия. Письменные дебаты.

Слайд 24

«Ковёр идей»

Слайд 26

I этап - понимание проблемы (почему такая проблема существует ) II этап - поиск решений (что можно сделать, чтобы изменить положение вещей или существующее положение) Что можно сделать, чтобы преодолеть непонимание ? III этап - индивидуализация деятельности (что я лично сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию. Какие конкретные действия сделаем вместе). Что лично я сделаю, чтобы изменить ситуацию ? IV этап - эвалюация (оценивание) идей (индивидуальное принятие решения: что наверняка сделаю и что постараюсь сделать для решения этой проблемы )

Слайд 27

«Фруктовый сад»

Слайд 28

Универсальные навыки Успех в профессиональной и общественной деятельности Успех в личной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...