Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Сарманова (Айткулова)  Светлана Жетесовна

Пояснительная записка.

Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Использование  игровых методов обучения на уроках

русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.

2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.

Этапы мастер-класса:

-коллективная работа в микрогруппах

-имитационные игры

-демонстрационные игры

- разработка элемента урока с применением игровой технологии

- рефлексия

- раздаточный материал для присутствующих - памятка «Методические приемы игровой технологии, используемые на уроках»

Ход мастер-класса.

(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись  на 2- 3 микрогруппы)

 Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе. Я  Калдузова Тамара Николаевна, учитель  русского языка и литературы.

Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться с помощью этого мячика, в чьи руки он попадет тот представляет всем присутствующим себя,  так как ему нравится. (игра « Мячик »).

  Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

    Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

 Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? (с помощью игры)

 Помогите мне ответить ещё на один вопрос.

 Простейший пример: родители знакомят 3 — 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются подобной интерактивной развивающей игрой?

(демонстрируется интерактивная развивающая игра).

Скажите, значит можно  играя давать знания?

 Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.

  Слайд № 2. (тема мастер — класса)  (рефлексия «Яблоня ожиданий»)

 Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном яблоке одно ожидание (5 — 7 штук).

  Слайд № 3.  (К.Д. Ущинский).

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

 Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

  Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).

 Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

  Слайд № 5. (Я.А.Каменский)

  Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

  Слайд № 6. В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:

  1.  Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
  2.  Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
  3.  Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

   Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.

  Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Слайд № 7.  Девизом  моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения»

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

     И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.

 Слайд № 8.  Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1.  Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;
  2.  Доступность для обучающихся данного возраста;
  3.  Умеренность в использовании игр на уроках.

  Слайд № 9. Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

 Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я  использую при развитии связной речи обучающихся.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

 Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:

Слайд № 10. I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

«Составь текст и озвучь его»

«Пригласи на обед»

«В эфире - новости »

«Конкурс докторов»

«Спортивный комментарий»

«Расшифруйте анаграммы»

Мы с вами проведём имитационную игру.

Мои ученики уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила».

Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.

(раздать на столы напечатанные слова)

 Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке:  армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот), предприниматель

Как вы думаете чему может способствовать данная игра?

( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; - развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувство языка)

 Слайд № 11.  II. Лексико — фразеологические игры.

«Собери фразеологизм»

«Аукцион»

«Угадай слово по его описанию»

«Собери пословицу»  (имитируем игру с присутствующими)

Вам необходимо части пословиц  соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

При выполнении этого задания мы повторяли правописание Ь и спряжение глаголов.

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.

«Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый  осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

Эту игру я провожу и при закреплении орфографических правил. Например, при работе со склонениями существительного, безударной гласной.  

 Слайд № 12.  III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»  

«Третий лишний»

«По щучьему велению»

«Лингвистический футбол»

«Умный редактор»

«Справочное бюро»

«Диктант — шутка»

«Цифровой диктант»

«Классификация»

«Пропорция»

«Не повторяться»

«Противопоставления»

Игры со словом - «По щучьему велению»

         Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

 Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.  

Диктант - «Молчанка»

Перед тем, как начать данный диктант, я показываю карточку ( пол-…, пол-…и даю 1-2 минуты на то, чтобы они вспомнили  правило, вам вспоминать его ненужно, Пол- (половина) с последующим в родительном падеже существительным, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы

Я показываю слайды с изображением предметов, дети записывают, а вы можете произносить вслух - слитно или через дефис. Попробуем?

  Слайд № 13, 14, 15, 16, 17

  Слайд № 18.

VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках русского языка и литературы.

 С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд.

 Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любом этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

 Слайд № 19.   V. Электронные тренажеры.

Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах.

Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.

 Я хотела бы Вам продемонстрировать элементы нескольких интерактивных игр по литературе и русскому языку, созданных в форме тренажера. (демонстрирую игру «Своя игра»).

 Слайд № 20, 21. Результативность.

 Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:

  •  формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  •  вырабатывается умение самостоятельно добывать знания  и применять их на практике;
  •  создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  •  повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
  •  в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
  • развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

 Это можно наглядно увидеть в диаграммах, построенных по результатам диагностирования. В течении нескольких лет я наблюдаю за развитием коммуникативных навыков обучающихся. Динамика такова:

 Слайд № 22. (график)  ( комментарий - обсуждение)

Так же я отслеживаю сформированность познавательной активности на моем уроке.

Слайд № 23. (график)  (раздать характеристику  уровней)

( комментарий - обсуждение)

   Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.

 Слайд № 24. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который  они призваны изменить.

Рефлексия

 А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали  в начале мастер — класса на яблочках.

(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется — какие яблочки остались несобранными).

Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"

Мастер-класс  "Использование  интерактивных  методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"...

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...

Мастер-класс. Технология кейс-метода на уроках русского языка и литературы

Материал содержит кейс для мастер-класса и презентацию, описание технологии...

Мастер-класс. Технология кейс-метода на уроках русского языка и литературы

Материал содержит кейс для мастер-класса и презентацию, описание технологии...