Исследовательская компетентность учащихся
статья на тему
Мастер-класс "Исследовательская компетентность учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_issleduem.pptx | 1.99 МБ |
master_klass_issledovatelskaya_kompetentnost_uchashchihsya.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДОВАНИЕ Новое Самостоятельное Интересное Увлекательное Значимое Научное
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Дай сделать - и я пойму… Конфуций
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска Важнейшая задача современного образования
Правила выбора темы проекта Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее полезно участникам исследования Правило 3. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро Правило 5. Тема должна быть доступной Правило 6. С выбором темы не стоит затягивать
Научное общество учащихся МКОУ СОШ №2 с. Бешпагир «Спектр»
Темы исследований «Тема омертвения души в романе Е.Замятина «Мы» и рассказе Т. Толстой «Чистый лист» «Мотивы предательства и расплаты в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » и новелле П.Мериме « Маттео Фальконе» «Сатирическое изображение героя времени в произведениях М.Зощенко и В. Пьецуха » «Разрушительная роль красоты в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама» «Мысль семейная» в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» «Любовь как высшая ценность в сказках Л. Петрушевской «Сказка о часах» и «Отец » «Современные сказки»
Уровни достижения результатов 2009-2010 уч . год 2010 - 2011 уч . год 2011 – 2012 уч . год Региональная научно-практическая конференция «В науку первые шаги» Головко Анатолий, 9 класс, диплом I II степени Соседко Дмитрий , 9 класс, участие Некрасова Анна 8 класс, диплом II степени Талалаева Валерия, 9 класс, участие Некрасова Анна 9 класс, участие краевой Некрасова Анна 7 класс, диплом I степени Головко Анатолий, 9 класс, диплом I II степени Некрасова Анна 8 класс, диплом I степени Кищенко Елизавета, 11 класс, участие Корешняковская Виктория, Поликанина Дарья, 6 класс, участие Ставропольская краевая научная конференция школьников ЮФО, СКФО Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Южном федеральном округе РФ г. Ставрополь Тагирова Зарина (10 класс) Диплом II степени - - федеральный - Тагирова Зарина (11 класс ) -
Любите ли вы сказки? Какие? Назовите несколько. Как вы считаете, а есть ли современные сказки? Знаете ли вы их? Каково их основное содержание? С какой целью пишутся современные сказки? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Нужны ли нам сказки?
Тематика сказок Грустные сказки Современные сказки могут обладать "бессюжетностью". Почти нет современных сказок про предметы Сказки о животных
«Сказка о маленьком Ёжике» Фольклорные элементы: сказочные зачин и концовка, время действия сказки – неопределённо-прошедшее («Однажды…»). Место действия – реальный мир («самый обычный лес») и волшебный, фантастический мир Таинственного леса.
«Сказка о маленьком Ёжике» Главный герой сказки – маленький Ёжик. С образом героя в сказке связаны следующие идеи: Чудесное и самое желанное может оказаться рядом с нами, только нужно это осознать. Без близких нам людей даже самый чудесный мир теряет свою прелесть. Помощник – мудрое дерево Трент .
Что важнее – любовь к маме или чудесный мир, в котором ты почувствуешь себя одиноким?
Первым этапом любого исследования является мотивация Цель ее – подвести детей к постановке проблемы или погрузиться в нее Приемы: « выполнимое-невыполнимое действие» выдвижение гипотез постановка вопросов, на которые еще нет ответов Урок-исследование
Урок-исследование
Найдите основание для классификации Мужество, раскрывающийся, благородный, памятливый, внимание, мыслить, честь, радостно, сочувствовать, сопереживать, искренне, внимательно, мудрость, уступающий, верность
По лексическому значению По грамматическим признакам По количеству букв/звуков и т.д. «Лексика» «Части речи» «Фонетика»
Части речи На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Примеры Имя существительное Кто? Что? Предметы Имя прилагательное Какая? Какое? Какой? Какие? Признак предмета Глагол. Что делать? Что сделать? Действие предмета
Пуськи Бятые Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит : " Калушата-калушаточки - БУТЯВКА". Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали . Тут калуша унюпала - бутявка-то некузявая и волит : " Калушата-калушаточки , бутявки-то некузявые , бутявок не трямкают , от бутявок дудонятся ". Калушата бутявку и вычучили . А бутявка сяпает с напушки и волит : " Калушата подудонились , калушата подудонились ". Л. Петрушевская
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Калуша, по напушке бутявку , калушата-калушаточки , пуськи некузявая , бятая Сяпала , увазила , волит , присяпали , стрямкали , унюпала , не трямкают , дудонятся , вычучили , подудонились .
Урок-исследование дает возможность развивать ребёнка по следующим приоритетным направлениям: достаточный багаж знаний, высокая общая культура взаимодействия с окружающим миром, культура коммуникации, развитие способности планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность, т.е. формируются ключевые ( метапредметные ) образовательные компетентности
Предварительный просмотр:
Некрасова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2»
села Бешпагир Грачёвского района
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР – КЛАССА
«Исследуем на уроках и не только…»
Знакомство со слушателями мастер-класса
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!
(представление мастера)
Шаг первый. Теоретическое обоснование опыта.
Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют концепция развивающего обучения и технология исследовательской деятельности.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай сделать - и я пойму
Конфуций
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Это исследовательские проекты, научно-исследовательские работы, внеурочная деятельность. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Участие в научном обществе, выполнение научно-исследовательских работ даёт учащимся несомненный познавательный и личностный прирост лишь тогда, когда они заинтересованы в работе. Так что верный выбор темы исследования – 80 % успеха.
Правила выбора темы проекта
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Я являюсь руководителем научного общества учащихся «Спектр». Мои ученики ежегодно выполняют исследовательские проекты, представляя их как на школьном, так и на всероссийском уровнях, становятся победителями и призёрами краевых конференций. Темы отдельных работ: «Тема омертвения души в романе Е.Замятина «Мы» и рассказе Т. Толстой «Чистый лист», «Мотивы предательства и расплаты в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и новелле П.Мериме «Маттео Фальконе», «Сатирическое изображение героя времени в произведениях М.Зощенко и В. Пьецуха», «Проблема соотнесения искусства и действительности в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», «Разрушительная роль красоты в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама», «Мысль семейная» в романе Л. Улицкой «Медея и её дети», «Проблема гениальности и безумия в рассказе А.П. Чехова «Чёрный монах», «Любовь как высшая ценность в сказках Л. Петрушевской «Сказка о часах» и «Отец».
И самое ценное, что они приобретают – это не только совершенствование навыков анализа, синтеза, самостоятельной работы с текстами, а, на мой взгляд, личностный прирост, уверенность в собственных силах.
Урок-исследование строится как модель процесса познания. Он подчинен одной центральной идее (новой, проблемной), что обеспечивает обучение на задачах открытого типа. Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребуемый личностью обучающегося, его интересами и потребностями. Постановка проблемной задачи, ее анализ, поиск принципа решения и самого решения – этапы работы в таком творческой ключе.
Методическим стержнем урока-исследования от первой до последней минуты является организация и стимулирование диалогового режима обсуждения темы. Первым этапом любого исследования является мотивация. Цель ее – подвести детей к постановке проблемы или погрузиться в нее. Приемы, организующие мотивацию в диалоговом режиме, могут быть самыми разнообразными: «выполнимое-невыполнимое действие» приводит ребят к пониманию того, что не хватает каких-то знаний, выдвижение гипотез требует их проверки в целях подтверждения или опровержения, постановка вопросов, на которые еще нет ответов, также вызывает желание получить дополнительную информацию. Так, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Тайна многозначности слова» направление для исследования было задано через вопрос учителя: наличие в языке многозначных слов – это проявление богатства или бедности нашего языка?
Постепенно осуществляется переход от действий, стимулируемых учителем, к самостоятельной постановке вопросов по предложенной теме. Вот какие вопросы ребята задали по теме «Вводные слова»: «Для чего нужны вводные слова?», «Какие бывают вводные слова?», «На какие вопросы отвечают вводные слова?», «Везде ли их можно употреблять?», «Где могут стоять вводные слова?», «Какие знаки препинания ставятся при вводных словах?» Эти вопросы интересны не только тем, что позволяют учителю проверить сформированность умения прогнозировать главную, базовую часть информации по новой учебной теме, но и своей нестандартностью, творческим видением новой темы. (Один только вопрос «Везде ли их можно употреблять?» дорогого стоит. В нем скрыт интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению.)
Такой диалог, нацеленный на поиск вариантов решения проблемного вопроса, продолжается во время работы в группе. Ребята отыскивают необходимую информацию, которая поможет в разрешении задачи. Важно подтолкнуть детей к поиску рациональных способов представления материала. Заполнение таблиц, составление опорных схем во время обсуждения в группе не просто учит ребенка рациональным способам усвоения учебного материала, что само по себе важно, а формирует у учащихся специальные приемы умственной деятельности, обеспечивающие активное преобразование заданного материала: анализ и синтез, классификацию, систематизацию, обобщение и т.п. На каждом уроке-исследовании идет целенаправленная работа по формированию учебно-познавательной компетентности, позволяющей на основе распознавания существенного и несущественного включать объект в разные связи и отношения в измененных условиях. Таким образом, исследование всей своей логикой развивает познавательную активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению, обеспечивающие и в дельнейшем их активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.
Шаг второй. Практическая работа
- Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию набор слов. Определите основание для их классификации и сгруппируйте их.
Мужество, раскрывающийся, благородный, памятливый, внимание, мыслить, честь, радостно, сочувствовать, сопереживать, искренне, внимательно, мудрость, уступающий, верность.
Возможные варианты:
- По лексическому значению
- По грамматическим признакам
- По количеству букв/звуков и т.д.
- Как видите, любая классификация имеет место быть, а мы выбираем ту, которая соответствует теме урока («Лексика», «Фонетика», «Части речи», «Проблема мужества в рассказе…» и т.д.). Так с первых минут урока учащиеся включаются в исследовательскую деятельность. Они определяют признаки, по которым можно различать части речи, обобщая изученные сведения в виде таблицы, изучают новую – наречие. А затем им предлагается следующая исследовательская работа – выписать из текста части речи.
"Пуськи Бятые"
"Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит: "Калушата-калушаточки - БУТЯВКА". Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали. Тут калуша унюпала - бутявка-то некузявая и волит: "Калушата-калушаточки, бутявки-то некузявые, бутявок не трямкают, от бутявок дудонятся". Калушата бутявку и вычучили.
А бутявка сяпает с напушки и волит: "Калушата подудонились, калушата подудонились".
Л. Петрушевская
Это непростая, но увлекательная для пятиклассника задача, в ходе решения которой дети приходят к выводу о соотнесении лексического и грамматического значения слова.
Шаг третий. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. (1 мин)
Урок-исследование всей своей логикой отвечает требованиям современного учебно-воспитательного процесса и, будучи фактором не узкопредметного, а общего развития личности ребенка, дает возможность развивать его по следующим приоритетным направлениям: достаточный багаж знаний, высокая общая культура взаимодействия с окружающим миром, культура коммуникации, развитие способности планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность, т.е. формируются ключевые (метапредметные) образовательные компетентности.
Мужество, раскрывающийся, благородный, памятливый, внимание, мыслить, честь, радостно, сочувствовать, сопереживать, искренне, внимательно, мудрость, уступающий, верность.
Пуськи Бятые
"Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит: "Калушата-калушаточки - БУТЯВКА". Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали. Тут калуша унюпала - бутявка-то некузявая и волит: "Калушата-калушаточки, бутявки-то некузявые, бутявок не трямкают, от бутявок дудонятся". Калушата бутявку и вычучили.
А бутявка сяпает с напушки и волит: "Калушата подудонились, калушата подудонились".
Л. Петрушевская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-исследовательской компетентности учащихся на уроках физики
здесь даны рекомендации для учителя по формированию учебно-исследовательской компетентности учащися на уроках физики...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".
В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....
Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.
Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...
Формирование и развитие исследовательской компетентности учащихся при изучении физики в школе
Педагогическая концепция...
Статья. «Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла на историко-научном подходе»
Статья о применении историко-научного содержания в пректно-исследовательской деятельности учащихся...
Модель интеллектуально-развивающей среды по формированию исследовательской компетентности учащихся
Формирование исследовательских компетентностей...