Технология "Смешанное обучение"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Технология «Смешанное обучение»
Времена изменились, классные комнаты выглядят иначе, стили обучения учащихся стали другими — достаточно вспомнить инструменты, доступные для учителя в 20 веке по сравнению с сегодняшним днем. Подход к обучению в стиле «один-размер-подходит-всем» просто не может существовать в сегодняшних классах.
Современное образование сегодня невозможно представить без использования информационных технологий. Мы живем во время, когда происходит быстрая смена устоявшихся традиций в образовании. Для успешного функционирования необходимо создавать новые условия, так как просто передавать знания ученику и проверять их уже недостаточно.
Задачи современной школы усложнились: необходимо учить ребенка учиться, самостоятельно ставить перед собой вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Из пассивного поглотителя знаний ребенок постепенно превращается в их активного добытчика, первооткрывателя и мыслителя. Традиционные (обычные) методы обучения, не мотивированы на это, в связи с низкой учебной и творческой активности, несовершенством приемов и форм организации учебного процесса, соответственно продуктивность их деятельности невысока. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учебе и творческой деятельности.
На сегодняшний день, можно услышать множество тезисов о необходимости инновационной модернизации образовательной сферы. Все, что наблюдается сегодня, не является системными преобразованиями способными серьезно изменить качество образования, а лишь фрагментарно влияет на выборочные сектора в этой области. В той ситуации, необходим глобальный план модернизации образовательной сферы, а развитие и активное внедрение в образовательный процесс смешанной системы обучения, может стать одним из ключевых направлений данного плана модернизации.
Технология смешанного обучения ориентирует нас на новый образовательный стандарт, на практико-ориентированное образование, на достижение планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.
В отечественной и зарубежной педагогике смешанное обучение это формат учебных занятий, где гармонично сочетаются плюсы традиционных методов обучения, включая активные приемы обучения, как обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий очного обучения в классе, онлайн электронного обучения и самообучения с применением дистанционного обучения.
Смешанное обучение — это личностно-ориентированный подход к созданию опыта обучения, в котором учащийся взаимодействует с другими учениками, с учителем, а также с содержанием посредством вдумчивого сочетания Интернета и непосредственного общения. Хорошо разработанный смешанный курс обучения системно организует содержание, вспомогательные материалы и мероприятия через синхронные и асинхронные обучающие мероприятия. Общение и сотрудничество являются необходимыми функциями смешанного подхода.
Смешанный подход дает ученику возможность быть более ответственным за обучение, что создает ситуации обучения, которые могут быть более значимыми на индивидуальном уровне. Так как учащийся приобретает знания через личные усилия, и скорее всего, продемонстрируют понимание выше уровня механического запоминания.
При построении урока или занятия с помощью технологии смешанного обучения на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Те знания, которые есть у ученика, не являются пересказом учебника или повторением за учителем, они являются его собственными, он их пережил и обдумал, и только после этого принял.
Использование даже отдельных элементов смешанного обучения в учебном процессе постепенно приводит к изменению роли учителя. Учитель совместно с учащимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории, как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационно-образовательных ресурсов, в том числе сети Интернет; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях высокотехнологичной информационно образовательной среды школы. При этом учитель одновременно является и организатором деятельности ученика в реальном режиме, и сетевым педагогом.
Конечно же, учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в образовательном процессе. В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной ролью включается функция учитель-тьютор, который осуществляет педагогическое сопровождение ученика.
Объяснение учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках классно-урочной работы, так и дистанционно (например, знакомство с учебным материалом осуществляется с использованием онлайн ресурса, а закрепление и отработка навыков на уроках в классе; или наоборот). Решение по этому вопросу принимает учитель.
На первый взгляд, задача смешения электронного метода обучения с традиционным, является довольно не сложной задачей. Однако, этот процесс требует тщательного анализа и изучение нескольких концептуальных позиций, во-первых где использовать, во-вторых масштаб владения современными ИК технологиями и в третьих создание комфортной среды обучения на базе технологической инфраструктуры. При организации смешанного обучения планирование учебного процесса отличается от традиционного подхода, потому что учитель должен распланировать не только время урока, но и работу ребенка дома, а выработка определения рецепта наилучшей «смеси» систем обучения потребует значительных усилий.
Тем не менее, все трудности с лихвой окупятся преимуществами, которые будут получены в результате оптимизации использования смешанной формы обучения, осуществить индивидуальный подход и проявить отдельное внимание, как к одаренному ученику, так и к тому, кто испытывает сложности в обучении.
Смешанное обучение предоставит широкие возможности обучающимся и учителю, но чтобы ими воспользоваться, нужно соблюдать ряд условие.
Первое условие, это качественный отбор учебного материала, к примеру, для эффективной реализации модели «Перевернутый класс» необходимо правильно отбирать учебный материал, что бы рационально использовать время урока. Можно использовать уже известные коллекции, но многие предпочитают самостоятельно готовить все учебные материалы, но очень сложно быстро и качественно подготовить множество видеоуроков.
Второе условие, это доверие к ученику о самостоятельном просмотре учебного видео с одной стороны и контроля со стороны учителя с другой стороны. В этом случае, если нет возможности дистанционно отследить, кто из учащихся смотрел видео и сколько времени он на это потратил, то можно сопроводить учебное видео заданием в виде теста или самостоятельно составить вопросы к нему, составить конспект, кроссворд, ребус, заметку.
Третье условие, это начинать урок с проверки домашнего задания, методы которой зависят от творческого подхода учителя, создавая такие условия для учащихся в результате которых, он приходит к выводу, что пока не усвоил одну часть заданий, он не может двигаться дальше. Если расположить задания в порядке повышение сложности, то каждый обучающийся выполнит столько заданий, сколько ему по силам.
Четвертое условие, это переворот надо выполнять медленно, иначе можно легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки, необходимо, чтобы учащиеся могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям.
Особую заботу учителя представляет и мониторинг достижений учащихся. В данном случае, очевидно, что необходимо брать на вооружение и традиционный, и инновационный инструментарий оценки, используя как критериальный, так и формирующий подход к оцениванию, предметных, метапредметных и личностных результатов.
Последние исследования подчеркивают важность смешанного обучения из-за его воздействия на учащихся. Смешанные учебные уроки показывают лучшие результаты, чем их традиционные эквиваленты. Смешанное обучение позволяет выявить учеников, испытывающих трудности. Большинство сервисов смешанного обучения включают онлайн инструменты, которые, которые дают немедленную обратную связь учителю. Ученики могут выполнить тест после прочтения текста или просмотра видео и это позволит учителям сразу узнать, у кого сложности, без проведения дополнительного оценивания. Смешанное обучение помогает вмешаться и направить учеников в нужное русло, прежде чем придет время важных ВПР. Кроме того, когда ученик отсутствует, он может оставаться в курсе происходящего, если он имеет доступ к Интернет.
Ожидаемые итоги использования учителем технологии «Смешанное обучение» будут: повышение уровня учебных достижений; развитие познавательной мотивации; осознанного отношения к учебной деятельности; мотивирование самообразования учащихся; восполнение пробелов знаний, возникших в результате пропуска уроков.
Смешанный подход также даст ученику возможность быть более ответственным за обучение, что создает ситуации обучения, которые могут быть более значимыми на индивидуальном уровне. Так как учащийся приобретает знания через личные усилия, и скорее всего, продемонстрирует понимание выше уровня механического запоминания.
Литература:
По материалам приложения к журналу «Методист», № 6 2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
- Мне нравится (1)