Экспертное заключение по итогам апробации методической разработки
статья

Суровцева Светлана Владимировна

Экспертное заключение по итогам апробации методической разработки

«Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности результатов» 

учителя русского языка и литературы МБОУ «Кяхтинская СОШ №1»

Суровцевой Светланы Владимировны

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».1

Алгоритм создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Например, планируя работу по  учебной теме «Причастия» в  7 классе, определяю учебную цель, которую необходимо достигнуть: знание учащимися определения понятия «причастие», причастный оборот  и особенностей пунктуации при причастном обороте (предметная цель); умение отличать причастный оборот от одиночного причастия и умение пунктуационно его оформлять, то есть анализировать предложение с точки зрения его синтаксических особенностей (надпредметная или метапредметная цель), понимание роли причастий в языке (личностная цель).

Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней  является для учащихся новой. После первичного знакомства можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Причастие. Причастный оборот».

Самооценка знаний и умений по теме ««Причастие. Причастный оборот».

Вид знания/умения

Знаю/умею

Не знаю/не умею

Определение, что такое  причастие

Действительные и страдательные причастия

Особенности пунктуации при причастном обороте

Умение отличать причастие от других частей речи

Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения будет оцениваться баллом. Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.

Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность воспроизведения правила, и так до тех пор, пока оно не будет воспроизводиться в соответствии с эталоном. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического материала.

Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.

Формирование умения – длительный процесс. Поэтому учитель должен определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью можно составить таблицу-мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения. В эту таблицу будут входить все элементы, от которых зависит успешность ученика в распознавании причастного оборота и постановки в нём знака препинания.

Мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения

Упр. №…

Упр. №…

Упр. №…

тест

диктант

Умение выделять причастный оборот

Умение распознавать одиночное причастие и причастный оборот

Умение ставить запятую

Умение ставить другие знаки препинания

В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить причину ошибки в постановке запятой в предложении с причастным оборотом. Поэтому параллельно должна идти работа на повторение тем «Прилагательное» и «Глагол», так как большинство ошибок происходят по причине того, что учащиеся путают данные части речи. По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.

Формирование понимания личностной значимости темы «Причастный оборот» должно происходить на примере того, что эта тема диагностируется в задании 9 теста ОГЭ  по русскому языку, а также в задании 17 ЕГЭ по русскому языку, в задании 1,15 ОГЭ и 27 ЕГЭ  , в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них  предложения с причастными оборотами, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции. В 9 классе при подготовке к экзамену по русскому языку  этой целью после выполнения тренировочных контрольных работ в формате ГИА необходимо вести лист наблюдений за правильностью выполнения заданий, содержащих диагностику знания темы.

Диагностика знания темы «Обособление определений» 9 класс

Контрольная работа №1

Контрольная работа.№2

Контрольная работа.№3

Контрольная работа.№4

Задание 9

Изложение

Сочинение

По результатам написания тестовых работ в формате ОГЭ обязательно должна быть проведена рефлексия, цель которой – выявление проблем учащихся в решении данных заданий. Полученная информация позволит провести индивидуальную коррекцию знаний и умений учащихся.

Самооценка умения создавать текст – рассуждение

Не умею/не получается

Не всегда получается

Хорошо умею/хорошо получается

Формулировка тезиса

Поиск и приведение аргументов

Формулировка вывода

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:

  • добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
  • почему это произошло? (не произошло?)
  • что мне осталось непонятным?
  • предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, может помочь таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы».

Самооценка моей работы над освоением темы «Причастие. Причастный оборот»

Да

Нет

Регулярно выполнял(а) домашнее задание

При необходимости консультируюсь с учителем

Улучшал (а) свои знания и исправлял(а) отметки

Регулярно вёл(а) необходимые записи

Если мне что-то непонятно, я не стесняюсь и спрашиваю учителя

Оцениваю свои усилия по освоению темы как достаточные

На уроках литературы объём теоретических сведений  достаточно большой и требует регулярного повторения. В целях систематизации знаний перед знакомством с творчеством конкретного писателя, поэта или драматурга необходимо проводить урок повторения теоретического материала, лежащего в основе литературного творчества.

Это вновь возможно сделать с помощью таблиц самооценки в том случае, если учащиеся уже были знакомы с подлежащей повторению терминологией. Так перед знакомством с творчеством какого-либо поэта можно предложить ученикам оценить своё знание терминологии .

Самооценка знания терминологии

Термин

Знаю

Не знаю

Сначала учащийся оценивает своё знание или его отсутствие исходя из личностного опыта работы на предыдущих уроках, связанных с изучением теории. Результаты самооценки учащихся должны предоставить учителю информацию о том, как выстраивать последующую работу.

Таким образом, используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результат.

Требования к результатам освоения  основной общеобразовательной программы

  • метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД);
  • личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний.

Диагностика результатов личностного развития может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, анкетирования и др.).

Предметные результаты

В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач….. с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»  

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане ОУ.

Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично».

В соответствии требований  ФГОС система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата;

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

В начале обучения провожу входную диагностику и в конце обучения выходную диагностику

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Оценки и отметки накапливаются таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) .

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

В работе использую таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов:

Таблица стартовой диагностики по русскому языку учащихся 6 класса

Фамилия, имя

Тестовые задания

Работа по тексту

Развитие речи

фонетика

орфоэпия

лексика

морфемика

морфология

орфография

синтаксис

морфология

содержание

грамотность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Лист самооценки по теме «Диалектизмы» (6 класс)

Номер задания

Оценка  выполнения

(+, ?, _)

Критерии оценки

Задание 1

Ответил(а) на вопросы, сформулировал(а) тему урока.

Задание 2

Работа со схемой. Вспомнил(а) определение общеупотребительных слов, привёл(а) примеры.

Задание 3

Заполнил(а)таблицу, сформулировал(а) цель урока.

Задание 4

Проанализировала текст, ответил(а) на вопросы, сделал(а) вывод.

Задание 5

 Нашёл (а) диалектизмы в стихотворениях. Сделал(а) вывод.

Выполнил(а) индивидуальное задание.

Задание 6

Работа по текстам. Проблемное задание. Работал(а) в паре. Нашли значение диалектизмов в словаре. Сделали вывод.

Задание 7

Работали в паре. Исправили ошибки. Доказал(а) свою точку зрения. Сделали вывод.

Задание 8

Выполнил(а)тестовое задание

Задание 9 (рефлексия)

Ответил(а) на вопросы.                                                                Отметка за урок

                                                               

Текущая отметка по теме «Синонимы»

№ п/п

Предметные результаты

Фамилия,  имя

Знать

Уметь

Что такое

синонимы

О словаре

синонимов

О роли использования

синонимов в речи

Находить

синонимы в тексте

Подбирать синонимы к указанным словам

Использовать синонимы при описании изображённого на рисунке

Использовать синонимы в своей речи

1

2

3

Таблица оценки предметных результатов по теме «Словосочетание. Простое предложение» 5 класс

                                            ФИ

     Предметные результаты

Знать отличие словосочетания от предложения

Находить главное и зависимое слово в словосочетании

Разбирать словосочетания

Определять виды простых предложений по цели высказывания

Определять виды простых предложений по интонации

Выделять грамматическую основу предложения

Разграничивать распространённые и нераспространённые  предложения

Разграничивать предложения с однородными членами

Разграничивать предложения с обращениями

Производить синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений

Маршрутные листы  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ  результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:  

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.

Алгоритм самооценки:

Что нужно было сделать в задании?

Какова была цель, что нужно было получить в результате?

Удалось получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Ученик (самооценка) ставит: 

+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит: 

+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.

ИЛИ

Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу, заполняются на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. 

Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.

Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети хотят говорить. И их надо выслушивать — а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в одну общую картину. На уроках литературы, характеризуя героя, дети высказывают своё мнение, кроме этого даётся оценка  экспертов (критические статьи). На следующем уроке проводится совместный анализ, проведенного урока и сопоставлялись четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

На уроках литературы, изучая с детьми лирические произведения, часто использую оценочные карты, в  которых сами  ребята оценивают чтение стихов других учащихся, при проведении интервью оценивают самые интересные правильные ответы или самый интересный вопрос, при инсценировании - игру «актёров».  

На уроках литературы учащиеся  представляют какого-либо писателя, поэта или произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников.

Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:

  • умение четко и логично излагать материал,
  • глубину содержания выступления,
  • манеру изложения,
  • умение отвечать на вопросы.

На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Учитель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.

Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. 

Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • За что я могу себя похвалить?
  • За что я могу похвалить одноклассников?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что ...
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика.

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.

2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. По русскому языку и литературе устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более трёх – четырёх учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем – пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

3. Письменная проверка (методы и приёмы).

На русском языке это преимущественно диктанты:

  • предупредительный;
  • объяснительный;
  • комментируемое письмо.

1) контрольно- обучающие:

  • выборочный;
  • распределительный ;
  • творческий;
  • графический;
  • грамматический .

2) контрольные диктанты :

  • словарные диктанты;
  • итоговые диктанты.

3)проверочные самостоятельные работы:

  • изложения ;
  • сочинения ;
  • написание аннотаций, рецензий, резюме;
  • письменный анализ стихотворений.

Написание творческих диктантов:

  • диктант с изложением текста ( поставьте все глаголы исходного текста в будущее

время вставьте прилагательные, подходящие по смыслу);

  • я читаю текст по предложению, вы записывайте, что запомнили ( обучающая программа для последующего конспектирования со слов лектора).

4) Подготовка докладов, рефератов, сообщений (биография писателя).

5) Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме

( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.

На уроках литературы при изучении художественных произведений очень часто используются такие методы и приемы:

  • составление характеристик персонажей;
  • устное рисование ( как представляют происходящее, как выглядит герой);
  • постановка вопросов, требующих размышления, творчества(как бы вы поступили
  • на месте Раскольникова; что будет дальше с героем; что бы ему посоветовали);
  • сочинение стихов;
  • инсценирование;
  • просмотр и обсуждение эпизодов из фильмов сопоставление с исходным текстом и собственными представлениями;
  • сочинения, изложения по художественному произведению на заданную тему;

Творческие задания по разделам: например

  • ударение ( сдают по карточкам);
  • продолжи выражение … (по разделу «Фразеология» и составь с ним предложения ;
  • напиши рассказ, используя Фразеологизмы: хоть кол на голове теши, куда Макар телят не гонял, манна небесная, взять быка за рога;
  • установление этимологии фразеологизма( поиск ведётся студентами, чаще обращаются к фразеологическому словарю).

 Много внимания на культуре речи уделяется изучению функциональных стилей.

Здесь используют задания:

  • анализ и определение стилевой принадлежности текста;
  • написание исходного текста в разных стилях : научном, художественном, публицистическом, официально- деловом, разговорном.
  • Написание рецензий, аннотаций.
  • Составление кроссвордов.
  • Изготовление карточек ( привести пример).
  • Подготовка текстовых заданий, вопросов для викторины.

4. Тестирование.

 Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.

5.Портфель достижений (портфолио)

«Портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах  результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

В конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

  • Что удалось в этой четверти?
  • По каким предметам результаты получились лучше?
  • Что не получилось? В чем причина?
  • Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

  • Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?
  • Над чем еще необходимо поработать?
  • По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
  • Какую цель поставишь на следующий учебный год?

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.

Использованная литература

  1. http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_mihaylova_e.k..pdf
  2. http://upr.1september.ru/articles/2009/03/09
  3. http://resource.ippk.ru/attachments/article/2359/Пинская.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключение по итогам апробации методической разработки "КИМы по русскому языку 5 класс"

Разработка и реализация комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку для учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существител...

Положительное заключение по итогам апробации методической разработкив профессиональном сообществе

Положительное заключение по итогам апробации методической разработкив профессиональном сообществе...

Заключение по итогам апробации педагогического опыта

Заключение по итогам апробации педагогического опыта, изложенного в методической разработке учителя русского языка и литературы Балтатаровой О.А. «Диктанты в 9-11 классах, как способ подготовки к Г...

Экспертное заключение по апробации методической разработки «Сетевой проект «Память-памятникам»

Экспертное заключение по апробации методической разработки «Сетевой проект «Память-памятникам» учителя технологии МБОУ «Кижингинская СОШим.Х.Намсараева» Гу...

заключение по итогам апробации педагогического опыта

Итоги апробации педагогического опыта «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литерат...