Суровцева Светлана Владимировна

Сайт учителя русского языка и литературы

Истина рождается в поиске

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей обучающихся

Увлечения: вязание

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: г.Кяхта Кяхтинского района

Место работы: МБОУ "Кяхтинская СОШ №1"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/surovtseva-svetlana-vladimirovna
Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью…
Франсуа де Ларошфуко

«Знатное происхождение без добродетели – ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками», - сказал Мольер, имея в виду обязанность детей  оставаться людьми, достойными имени своих родителей.

О себе

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Кяхтинская СОШ №1"  высшей категории. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ «1984»

ГОМЕР «ИЛИАДА»

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

ГАБРИЭЛЬ ГАРСИЯ МАРКЕС «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА»

ДЖЕРОМ ДЭВИД СЭЛИНДЖЕР «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ»

 

Мой взгляд на мир

Человек часто переоценивает то, чего у него нет... И часто недооценивает то, что имеет...

Мои достижения

Моё портфолио

Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, то мы украдем у них завтра.

        В 2001 году окончила Бурятский Государственный Университет по специальности «Филология», присвоена квалификация «Учитель русского языка и литературы».

        Общий трудовой стаж составляет 24 года,  педагогический стаж 21 год. Начала свою педагогическую деятельность учителя русского языка и литературы в 1998 году в Кяхтинской СОШ №1.

        Считаю, что учитель, который стремится к высоким качественным показателям, должен обладать характерными чертами: преданность своей профессии, любовь к детям, совершенное владение техникой преподавания своего предмета, умение разнообразить модели преподавания, способность и готовность сотрудничать с коллегами, способность к рефлексии.

        В своей деятельности я стараюсь помочь школьнику сделать следующий шаг в своём  развитии для успешного поступления в ВУЗы по избранной специальности, развиваю в ребенке творческие способности от умения осмысленно читать, различать неразрывную связь формы и содержания к умению критически мыслить.

        Анализируя свою педагогическую деятельность, отмечу, что в своей  работе я стараюсь повысить уровень эффективности каждого урока. Организуя работу детей на доступном для них уровне, использую развивающий   и деятельностный подход. Создаю ситуацию успеха для каждого ученика. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. Вспоминаются слова К.Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». Поэтому на уроках прибегаю к использованию многообразных форм организации обучения, например, уроки в форме игр (КВН, викторина), урок – путешествие, урок открытых мыслей, урок-диспут, урок взаимообучения, урок фантазирования и т.д. Эти формы уроков помогают научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительную психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, создают условия для самореализации школьника. 

         Я уверена, что  учитель-словесник не просто несет ответственность за степень обученности, на него возложена миссия помочь ученику вписаться в мир  не житейский, не бытовой, а бытийный,  обрести смысл своего личного бытия, продолжить традиции высокой культуры, определить свое отношение к жизни, смерти, природе, искусству и Богу. И действовать словесник должен посредством слова, так как именно оно – главное орудие педагогического мастерства. Так в своей педагогической практике основное внимание уделяю реализации принципа проблемного обучения – через парадокс, диалог и личностное осмысление истины. Надеюсь, что потом оно отразится в слове  ученика,  в поступке.

         В основе своей педагогической деятельности на уроках литературы полагаюсь на умение «погрузить» ученика в художественный текст, стараюсь научить его быть умным, тонким, проникновенным читателем. Целью такого погружения является не восторженная «интерпретация», не создание «вариаций на тему», а движение к смыслу истины и красоты. Путь прост: сначала сопереживание читателя, а затем осмысление, труд его души. В этом помогают разнообразные приемы школьного анализа художественного произведения: исторический, литературный и ассоциативный комментарии, устное рисование, интерпретация образа в музыке и рисунке, составление киносценария, создание структурной схемы композиции и т.п.  Но главным критерием смысла остается слово,  его точность, многозначность, красота.

         Не могу не согласиться с  высказыванием учителя М.И.Деменкова, который однажды сказал: «Учителя-словесники – Чрезвычайные и Полномочные послы Русской литературы. И от того, как они поведут себя, зависит и то, будут приняты верительные грамоты или нет». Это высказывание привело меня к размышлению о выборе методической темы самообразования.  Если творчество учителя и ученика – процесс двуединый, взаимосвязанный и строго конкретный, то оно не может быть самоцелью. Оно должно быть нашим методом, потому что целью уроков литературы является воспитание человека, личности. Именно на уроках литературы проблема нравственного воспитания должна быть главной.

         Исходя из вышеизложенного,  ставлю перед собой методическую проблему «Обучение и воспитание как распределение инициативы на уроке». Эта проблема требует от учителя пересмотра параметров общения с учениками. Возьму на себя дерзость утверждать, что школьные уроки иногда напоминают ритуальное действо. На таких уроках учитель делает вид, что учит детей, а дети делают вид, что учатся; но никто ни с кем не общается. Я уверена, что поведение учеников в ходе общения должно влиять на поведение самого учителя: радовать, огорчать, настораживать, удивлять, смешить.

         Зададим себе вопрос: кто берет инициативу  в момент начала урока, когда волею судьбы в классной комнате оказался один взрослый и группа учащихся? Без всяких сомнений, инициативу берет и держит в своих руках учитель. Мне кажется, учителя авторитарного стиля великолепно, ярко, красиво умеют вести прямое наступление: распоряжаться этой самой инициативой, предоставлять ее  собеседнику в узких границах и распределять, жестко контролируя. Учителя же, стоящие на позициях педагогики доверия и сотрудничества, осуществляют свою цель, по преимуществу, предоставляя инициативу детям в достаточно широких границах, и распоряжаются лишь при ее распределении, причем тенденция слышать детей проявляется яснее, чем желание произносить заготовленное объяснение материала.   В условиях развития современного общества мы должны учиться  руководить помогая. Учитель – руководитель в том смысле, что он готовит и осуществляет процесс образования и воспитания. Учитель – помощник постольку, поскольку он тратит свои силы на изобретение и осуществление средств, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

         Мне кажется, учитель просто обязан деликатно, терпеливо и изобретательно вести борьбу за осуществление своих педагогических желаний, целей, задач. Всем ясно, что сказать ученику о том, что, как и когда надо делать – легко, но не эффективно. Эффективнее, чтобы ученик сам что-то понял, открыл для себя и научился, то есть, проявление инициативы ученика является важнейшим условием педагогической работы. Многие коллеги, возможно, не согласятся с моим суждением, но я уверена, что это единственный путь к «разблокированию» возможностей самореализации ребенка.

Мои публикации:
Администрирование школы
Внеклассная работа
Классное руководство
Литература
Общепедагогические технологии
Разное
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: