Урок с самооценкой
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Ответить на вопросы: Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока и цель урока? Если да, то попробуйте обозначить, чем отличаются тема урока и цель урока.
Цели урока В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей: предвосхищаемый результат деятельности; предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке . личностные : включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметные , включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применение, а также систему основополагающих злементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.
Структура урока «...в реальном учебном процессе число сочетаний элементов урока столь велико, что попытка выделить сколько-нибудь постоянно действующую, однозначную структуру урока является бесплодной. Нельзя ограничить учебный процесс и учителя одной постоянной схемой урока, так как это нанесет ущерб учебному процессу в целом. Этот ущерб будет вызван неучтенностью своеобразия разных видов содержания, соответствующих способов их усвоения, методов обучения, изменчивым чередованием характера учебного материала (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 230).
Структура урока «…структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. (Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. С. 92).
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; проверка домашнего задания; актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; постановка цели занятия перед учащимися; организация восприятия и осмысления новой информации; организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; первичная проверка понимания/контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока.
Задание (работа в группах). Каждая группа выбирает свой предмет, определяется с учебником, темой урока. Разработайте технологическую карту урока по таблице. Объясните постановку задач каждого этапа и выбора методов и форм обучения. Определите тип урока. Этап урока Содержание этапа Задачи этапа Формы и методы обучения
№ Критерии Баллы 1 Организационного момента на уроке не было 0 2 Оргмомент был направлен на проверку подготовки класса к уроку 1 3 Оргмомент был направлен на самоподготовку обучающихся к уроку (1 класс, 1полугодие) 3 4 Оргмомент был направлен на самоподготовку обучающихся к уроку (1 класс (2полугодие) – 4 класс) 2 5 Оргмомент был направлен на мотивацию учебной деятельности 3 6 Оргмомент был направлен на мотивацию физиологической готовности к уроку 3 7 Оргмомент был направлен на мотивацию личностной психологической готовности к уроку 3 Организационный момент . Вариант диагностики умения учителя организовать самоопределение обучающихся к деятельности на уроке. Самооценка урока.
Проверка домашнего задания Вариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов при проверке домашнего задания . № Параметры Баллы 0 1 2 1 Что оценивается Знания Знания и умения Предметные знания, действия, УУД 2 Кто оценивает Только учитель Учитель, ученик участвует в оценивании Ученик, учитель может участвовать в коррекции оценки 3 Управление оцениваем (алгоритм оценки) Процедура оценивания не регламентирована Обозначены критерии и оценки Оценивание осуществляется по алгоритму. 4 Соотнесение с целями обучения (планируемыми результатами) Без соотнесения Соотнесена частично Оценка исходит из планируемых результатов Максимальный балл – 8 Максимально необходимый - 4 Самооценка урока.
Вариант диагностики умения учителя организовывать актуализацию знаний обучающихся № Критерии оценки Баллы 1 На уроке не было актуализации знаний по пройденному материалу 0 2 Актуализация знаний проводилась методом диалога (вопрос-ответ) 1 3 Выполнялись только те задания, которые представлены в учебнике 1 3 Предлагались конкретно-практические задачи для фронтального решения. Процессом руководил учитель. 2 4 Предлагалась проектная задача для фронтального решения. Процессом руководил учитель. 2 4 Предлагались конкретно-практические задачи для самостоятельного решения в паре(группе). Учитель был консультантом 3 5 Предлагалась проектная задача для самостоятельного решения в паре(группе). Учитель был консультантом. 3 Самооценка урока. Актуализация знаний обучающихся
№ Критерии оценки Баллы 1 Предлагались те задания, которые представлены в учебнике 0 2 Детям предлагались задания, позволяющие точнее воспринять внешние свойства изучаемых объектов, явлений. Сравнение школьниками осуществляется «интуитивно» на уровне поиска сходства и различия 1 3 Предлагались задания, способствующие раскрытию сущности изучаемых объектов. Внимание школьников обращено на выявление общих свойств сравниваемых объектов, явлений. Школьники справляются с заданием. 2 4 Задание на сравнение/обобщение использовалось учителем в качестве средства реализации краеведческого подхода 3 5 Детям предлагалось самим придумать задание на сравнение по изученной теме (основание выдвигали сами обучающиеся). Работа велась в группах. С заданием все группы справились. Школьники показывают владение техникой сравнения/обобщения: умения выделять сравниваемые объекты, выделять признаки, по которым осуществляется сравнение, делать обобщающие выводы 4 Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию действия на сравнение или обобщение при решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с предыдущим оцениванием) Самооценка урока.
Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию приёма классификации при решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с предыдущим оцениванием) № Критерии оценки Баллы 1 Предлагались те задания, которые представлены в учебнике 0 2 Выполнялись предложенные учителем задания на составление рядов 1 3 Учителем предлагались задания на составление рядов и выделение определённого основания (определение основного понятия, правила и т.п.) 2 4 Детям предлагалось самим придумать задание на классификацию по предложенному учителем основанию, большинство учеников с заданием справилось 3 5 Детям предлагалось самим придумать задание на классификацию по изученной теме (основание выдвигали сами обучающиеся). Работа велась в группах. С заданием все группы справились. Школьники показывают владение техникой классификации: умения выделять признаки, по которым осуществляется классификация, делать обобщающие выводы 4 Самооценка урока.
Вариант диагностики умения учителя подвести детей к определению учебной задачи (проблемы) урока Самооценка урока. Постановка темы, цели урока № Критерии Баллы 1 Учебная задача (проблема) не обозначена 0 2 Сообщается детям предметная цель урока: что мы узнаем на уроке 1 Сообщается детям предметная цель урока: что мы узнаем и чему научимся на этом уроке 2 3 Дети сами выводят тему путём разгадывания кроссворда, ребуса и т.п. Но не могут чётко определить учебную проблему (чем будут заниматься на уроке). Формулируется цель учителем. 3 4 Дети, исходя из заданной в учебнике или учителем учебной проблемы, формулируют тему урока и цель самостоятельно. 4 5 Дети сами выводят учебную проблему (чем будут заниматься на уроке) через постановку проблемной ситуации. Чётко формулируют тему урока и цель самостоятельно. 5
Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по изучению нового материала. Самооценка урока. Изучение нового материала № Критерии Баллы 1 Открытие знаний показывалось и комментировалось учителем 0 2 Перед школьниками были поставлены вопросы, на которые ответы дети находили в совместной работе с учителем . Вывод сделан учителем. 1 3 Перед школьниками были поставлены вопросы/задания, на которые ответы/решения дети находили в совместной работе с учителем. Вывод сделан обучающимися. 2 4 Предлагались вопросы/задания, где дети находили самостоятельно ответы/решения. Вывод сделан учителем. 3 5 Предлагались вопросы/задания, с которыми обучающиеся справлялись самостоятельно. Вывод сделан обучающимися. 4
Вариант диагностики умения учителя включать школьников в использовании символических средств и знакового моделирования (баллы суммируются с предыдущим оцениванием) Самооценка урока. № Критерии Баллы 1 Знако-символические средства представления информации на уроке не используются 0 2 Знако-символические средства для обозначения тех или иных объектов, явлений используются без элементов моделирования 1 3 На уроке используется знако-символическое моделирование, но только учителем, например, в качестве способа обобщения изучаемого материала в виде схемы 2 4 Детям предлагаются задания на дополнение (преобразование) знако-символических моделей, представленных в учебнике, или разработанных учителем 3 5 Детям предлагаются задания для самостоятельного знако-символического моделирования изучаемых объектов (схем, процессов, решения учебных и практических задач) 4
Закрепление изученного материала Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по закреплению и осознанию изученного материала. Самооценка урока. № Критерии Баллы 1 Закрепление на уроке не было 0 2 На уроке школьники выполняли задания только под руководством учителя. Оценку давал учитель. 1 3 На уроке школьники выполняли задания самостоятельно. Оценку давал учитель. 2 4 На уроке школьники выполняли задания самостоятельно. Оценка выявлялась в совместном обсуждении учителя и ученика 3 5 На уроке школьники выполняли задания самостоятельно. Оценка выставлялась школьниками во внешней речи самостоятельно по предложенным критериям. 4
Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию информационных умений обучающихся (баллы суммируются с предыдущим оцениванием). Самооценка урока. № Критерии Баллы 1 Задания на поиск информации отсутствуют 0 2 Предлагаются задания на самостоятельный поиск информации из учебника, в тетради 1 3 Предлагаются задания на самостоятельный поиск информации из учебника, в тетради и её обработку 2 4 Предлагаются задания на самостоятельный поиск информации с использованием ИКТ 3 5 Предлагаются задания на самостоятельный поиск информации с использованием ИКТ и её обработку 4
Первичный контроль Вариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов Самооценка урока. № Параметры Баллы 0 1 2 1 Что оценивается Знания Знания и умения Предметные знания, действия, УУД 2 Кто оценивает Только учитель Учитель, ученик участвует в оценивании Ученик, учитель может участвовать в коррекции оценки 3 Управление оцениваем (алгоритм оценки) Процедура оценивания не регламентирована Обозначены критерии и оценки Оценивание осуществляется по алгоритму. 4 Соотнесение с целями обучения (планируемыми результатами) Без соотнесения Соотнесена частично Оценка исходит из планируемых результатов Максимальный балл – 8 Максимально необходимый – 4
Итог урока Вариант диагностики умения учителя организовывать подведение итога Самооценка урока. № Критерии оценки Баллы 1 На этапе выявлялись только полученные знания (Что узнали на уроке?) 0 2 На этапе выявлялись знания и умения, полученные на уроке (Что узнали на уроке? Чему научились?) 1 3 На этапе выявлялись знания и умения, полученные на уроке. Была показана перспектива применения знаний (Где можно применить новое знание, умение?) 2 4 Был организован целостный процесс осознания учебной деятельности . Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новое знание, умение? 3 5. Был организован целостный процесс осознания учебной деятельности и рефлексия данной деятельности Вопросы: - Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? 4
Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию коммуникативных умений обучающихся (работа в парах, группах) Самооценка урока. № Критерии оценки Баллы 1 Работа в парах, группах, не предусмотрена 0 2 Одно задание для всех групп. 1 3 Задания с разной информацией. Детям предлагается один план решения. 2 4 Задания с разной информацией. Каждой группе предлагается свой план решения, но с одинаковым способом решения (например, прочитать и выбрать….) 3 5 Задания с разной информацией. Каждой группе предлагается свой план и свой способ решения. 4
Вариант диагностики умения учителя организовать работу в группах (баллы суммируются с предыдущим оцениванием). Самооценка урока. № Критерии оценки Баллы 1 Работа в парах, группах, не предусмотрена 0 Работа в парах, группах предусмотрена. Но не было чёткого инструктирования по выполнению задания. Учителю приходилось часто помогать группе в решении задачи. 1 3 Был чёткий инструктаж по выполнению задания (способе работы, о характере результата). Но дети не смогли договориться, кто будет отвечать от группы. Учитель руководил процессом представления результата 2 4 Был дан полный чёткий инструктаж по выполнению задания. Дети самостоятельно пришли к общему решению, определили роли по представлению результата 3
Оцените собственный проект урока по предлагаемой шкале. № Критерии Баллы Ваша оценка 1 Организационный момент на уроке 0 – 3 2 Организация оценивания достигнутых результатов 0 - 8 3 Организация актуализации знаний обучающихся 0 - 3 4 Создание (подбор) конкретно-практических задач на сравнение или обобщение 0 - 4 5 Создание (подбор) конкретно-практических задач на классификацию 0 - 4 6 Проектирование путей к определению учебной задачи (проблемы) урока 0 – 5 7 Организация работы по изучению нового материала. 0 - 4 8 Организация работы по включению школьников в использовании символических средств и знакового моделирования 0 - 4 9 Организация работы по закреплению и осознанию изученного материала. 0 – 4 10 Подбор заданий по развитию информационных умений обучающихся 0 - 4 11 Организация подведения итога урока 0 - 4 12 Определение активных форм работы 0 - 4 13 Создание (подбор) конкретно-практических задач для активных форм работы 0 - 4 Итого максимальный балл: 55. Рекомендуемые отметки: Удовлетворительно: 25-35 баллов, Хорошо – 36-45 баллов Отлично – 46 – 55 баллов Если вы набрали меньше 25 баллов, значит, сегодня Ваш урок не соответствует современным требованиям и не реализует деятельностный подход в обучении. Попробуйте ещё раз спроектировать урок с опорой на наши рекомендации. Удачи!
К ритерии результативности урока в рамках ФГОС НОО . Цели и задачи урока задаются с учетом субъектного обучения. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, в том числе современные ИКТ. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает продуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Классификация типов урока Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например, уроки классифицируют: - по дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев), - цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов), - основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов), - дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop), - методов обучения (И.Н. Борисов), - способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).
Классификация типов урока по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. (М.И. Махмутов) В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Тип урока Дидактические задачи урока Формы Виды уроков Урок изучения нового материала Усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных ориентации. лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок исследователь-ской деятельности ( теоретических и практических самостоятельных работ), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Тип урока Дидактические задачи урока Формы Виды уроков Урок совершенствования знаний, умений и навыков ( урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок комплексного применения знаний, умений и навыков; урок формирования умений и навыков и др.) систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. решение учебных задач; фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар.
Тип урока Дидактические задачи урока Формы Виды уроков Урок обобщения и систематизации установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения. вопросы - проблемы для повторения, работа с указанными заранее источниками, обзорные лекции, коллективные задания для их выполнения вне урока, консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, самостоятельная работа уроки самостоятельных работ; урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок- проектной деятельности (теоретических и практических самостоятельных работ), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Тип урока Дидактические задачи урока Формы Виды уроков Комбинированный урок решение дидактических задач всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше вопросы - проблемы для открытия знаний или повторения, работа с указанными заранее источниками, обзорные лекции, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.
Тип урока Дидактические задачи урока Формы Виды уроков Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков оценка результатов учения, установление уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установление диагностики уровня обученности учеников устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; и др.
Задание. Определите тип уроков по данной классификации. Примеры типы уроков некоторых учителей-новаторов: Система преподавания Л.В. Маховой: рассказ обзорного типа по всей теме; урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений урок - практическая работа; урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; заключительный опрос по теоретическому материалу; решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы: уроки теоретического разбора материала учителем; уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; уроки-семинары; уроки-практикумы; уроки контроля и оценки. Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным: урок-лекция по всей теме; уроки-решения ключевых задач; урок-консультация; урок-зачет.
Методы обучения ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХОЛОГИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся
Методы обучения Определение «метода обучения» в педагогической литературе Бабанский Ю.К. Ильина Т.А. «Метод обучения» - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования «Метод обучения» - способ организации познавательной деятельности учащихся".
Методы обучения Основные группы методов Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности и творчества деятельности По логике передачи и восприятия информации По логике передачи и восприятия информации
Методы обучения По источнику передачи и восприятия учебной деятельности наглядные словесные практические Демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей Использование технических средств Просмотр кино и телепрограмм Беседа Лекция Рассказ-вступление Инструктаж Практические задания Тренинги (физиологические, психологические) Деловые игры Анализ и решение проблемных ситуаций Рассказ- изложение Рассказ- заключение
Методы обучения По логике передачи и восприятия информации индуктивный дедуктивный аналитический синтетический (конструктивный) процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему Множество А состоит из элементов: А 1 , А 2 , А 3 . А 1 имеет признак В А 2 имеет признак В А 3 имеет признак В Следовательно, все элементы множества А имеют признак В . процесс, предполагающий использование общих фактов для получения точной информации о конкретной ситуации Все элементы множества А имеют признак В, следовательно А 1 имеет признак В А 2 имеет признак В А 3 имеет признак В процесс, основанный на выявлении составляющих частей строения, состава, а также его свойств, признаков процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое причинно-следственный (каузальный) Процесс, основанный на выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями.
Методы обучения По степени самостоятельности и творчества деятельности Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемный Исследовательский Частично-поисковый или эвристический
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный Методы, при которых учащиеся получают знания в готовом виде Репродуктивный
Методы обучения Проблемный Метод обучения, при котором учитель, прежде чем излагать материал Ставит проблему формулирует познавательную задачу, сравнивает точки зрения и различные подходы, или а затем раскрывает систему доказательств показывает один из способов решения поставленной задачи, Свидетели и соучастники научного поиска
Методы обучения Частично-поисковый или эвристический Метод обучения, заключающийся в организации активного поиска решения познавательных задач, под руководством учителя Частичный мыслительный эксперимент Проблемный подход в сообщении материала Самостоятельные обобщения по частным вопросам Поиск решения познавательных задач Самостоятельная работа с элементами исследования
Методы обучения Исследовательский Метод обучения в котором анализирует материал ставит проблему и задачи осуществляет краткий устный или письменный инструктаж Самостоятельно выполняют действия поискового характера
Методы обучения Основные группы методов Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Стимулирование интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии (спор) Эмоционально-нравственные ситуации Организационно-деятельностные игры Стимулирование ответственности и долга Убеждения в значимости учения Предъявление требований Поощрения и наказания
Методы обучения Основные группы методов Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля индивидуальный опрос фронтальный опрос письменные самостоятельные работы письменные контрольные работы машинный контроль контрольно-лабораторные работы
4. Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности Вербальная (устная и письменная) Образная (цвет, рисунок, символ) «Классическая» Кодированный диктант «Дневник открытий» «Трактат» текст Выбор символа Выбор цвета
Задание . Примите оптимальное решение применения следующих методов. Заполните таблицу. Условия Название метода - …………….. При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
Организационные формы обучения Формы организации всей системы обучения (дошкольное, начальное, основное и т.д) Формы организации текущей учебной работы класса (урок, экскурсии, домашняя работа, факультативные занятия, формы внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.). Формы учебной деятельности (виды) Парная . Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным . В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Групповая, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой. Коллективная . Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах, группах сменного состава. Индивидуально-обособленная . Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме. (форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса )
Анализ урока Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности . Задание (работа в группах). Проанализируйте созданный урок по различным аспектам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
В этой небольшой работе предложен возможный вариант самооценки и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...
Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...
Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку. Л.А.Соколова.
Учебный материал для уроков по психологии....
Презентация по теме "Самооценка" на уроке математики с использованием фрагмента урока.
Каждый учитель должен научить ребят оценивать свою работу на уроке. В презентации представлен «Алгоритм формирования самооценки на уроке» на фрагменте урока и интересные вариан...
Самооценка— ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Как поднять самооценку простыми упражнением
Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка пре...
Методическая разработка : Психологический тренинг для педагогов с элементами мастер-класса «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»
Содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки....