Методы и приёмы организации ситуации успеха
презентация к уроку
В данной методической разработке представлены технологические операции по созданию ситуации успеха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_opyta.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы организации ситуации успеха.
Педагог дополнительного образования Вихирева Т.С.
Педагогу дополнительного образования необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить самооценку личности, что резко меняется ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха является первой ступенью дальнейшего развития личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все его особенности.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Это является мотивом к будущей деятельности.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать педагог.
Настольный теннис – это эмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена сформированного умения переходить от состояния наивысшего напряжения в состояние покоя. Для достижения высоких результатов необходима высокая мотивация.
На начальном этапе подготовки спортсменов стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом. Наиболее действенным методом формирования мотивации к деятельности является, является метод создания ситуации успеха. Ситуация успеха формирует свойства личности, необходимые для спортсмена.
Переживание обучающимся ситуации успеха:
- повышает мотивацию обучающегося и развивает познавательные интересы к данному виду деятельности, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, активность;
- поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Как создать такой рассол? Что взять за его основу?
В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.
Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.
Предпочитаемым педагогом считается тот, кто демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в образовательной деятельности.
Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.
- Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.
Педагог ставит перед собой задачу сформировать у обучающегося стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.
Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов:
- стремление решить интересные задачи,
- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,
- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,
- установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.
- Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение обучающегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
Методами решения задачи будут:
- Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
- Содержательный контроль (консультации по содержанию);
- Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование обучающихся.
- Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
- Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
- Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в победе”.
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”.
“Начиная игру , не забудьте о…..”.
- Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи команде не справиться…”
- Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”.
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
- Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать турнир…”.
“Так хочется поскорее увидеть…”
- Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удался топ- спин”.
“Больше всего мне в твоей игре понравилось…”.
“Наивысшей похвалы заслуживает твоя игра с….”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся
Как сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...
Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка....
Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мо...
"Методы и приёмы организации ситуации успеха в учреждении ДО"
Условия создания ситуации успеха. Действия педагога по созданию ситуации успеха в ДО....
"Методы и приёмы создания ситуации успеха на уроке"
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? Возможно с необычного начала урока,с предвкушения необычности, способности учителя удивлять.....
Методы и приёмы создания ситуации успеха на уроке
Задача учителя состоит в том,чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения,осознать свои возможности,поверить в себя....