Правильная мотивация – залог успеха каждого урока!
статья на тему
Что такое мотивация? Какую роль она имеет в современном уроке? Как правильно построить этот этап урока? Какие использовать приёмы? Об этом я хотела написать в свыоей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Важный этап урока - мотивация. | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правильная мотивация – залог успеха каждого урока»
Никитенко З.А.
учитель истории и обществознания
Вот уже третий год я работаю по новым образовательным стандартам. Работать по ФГОС мне сложно, но интересно. Пришлось осваивать различные педагогические технологии, методики и приемы для того, чтобы мои уроки отвечали современным требованиям системы образования. Системно-деятельностный подход заложен в основу Стандарта. История и обществознание – это гуманитарные предметы, поэтому на своих уроках я использую следующие образовательные технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, развития критического мышления, технологию сотрудничества и другие.
Каждый урок требует творческого подхода, тщательного планирования. Если все этапы урока продуманы, взаимосвязаны между собой, плавно перетекают из одного в другой – это уже полдела. Самым важным этапом урока я считаю мотивацию. Это первый этап любого урока по ФГОС. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
Мотивация – (от лат. moveo) – двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу").
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо").
3) установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").
На данном этапе формируются следующие виды универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией;
- слушать;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
- умение строить речевое высказывание;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Какие же приёмы можно использовать на данном этапе урока?
Приведу лишь несколько примеров приёмов, которые я использую наиболее часть в своей практике.
Прием «Табличка»
Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие/вопрос | Знал | Хочу узнать |
Например «Опричнина», «Правонарушение» | ||
Например «Почему царь Иван 4 имел прозвище «Грозный»?» |
На этапе мотивации ученикам предлагается поработать с данной таблицей, затем озвучить, что они знают, что хотят узнать.
Прием «Удивляй»
Учитель находит интересный факт, соответствующий теме урока, при котором даже обыденное становиться удивительным. Например, учитель сообщает, что у Ивана Грозного было семь жён и восемь детей, почему же его сын Фёдор стал последним царём из династии Рюриковичей?
Прием «Фантазируй»
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
Прием «Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, можно дать задание составить определение, используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом. Также можно добавить новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или убрать.
Прием «Эпиграф к уроку»
Эпиграфом к уроку может послужить притча, пословицы, поговорки, стихотворение, загадка.
Например пословица «Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует» может стать эпиграфом к теме «Добро и зло».
Приём «Просмотр видеофрагмента»
1) без задания
2) с заданием до просмотра
3) с заданием после просмотра
Правильно подобранный видеофрагмент - это мотивация, заданная на весь урок. При выборе фрагмента необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, соответствие фрагмента теме урока. Фрагмент не должен быть длинным.
Завершая своё выступление, хочется напомнить, что мотивация – это лишь малая часть урока, но очень важная. От того как она продумана и реализована учителем зависит результат всего урока.
Литература:
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
- Скороходова Н.Ю. “Психология ведения урока”. : Книга для учителя / Н. Ю.Скороходова. - СПб. : Речь, 2002. - 148 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика
Презентация к выступлению: "Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика"....
Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации
Без знания географической номенклатуры невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...
Выступление по теме "Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении"
Выступление по теме "Диалог на уроке-залог успеха в воспитании и обучении" поможет учителю в организации диалога на уроке....
Высокая мотивация - залог успеха в обучении английскому языку.
Статья, посвящена проблеме мотивации и интереса к изучению английского языка. Написана при участии в международной научно - практической конференции "Современное общество, образование и наука"....
«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»
Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....
Репетиция-залог успеха или как правильно репетировать песню!
Консультация о важности репетиций...
Статья "ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ ПЛОВЦОВ - ЗАЛОГ УСПЕХА!"
Какой бы ни была причина ваших занятий плаванием – правильное и сбалансированное питание послужит превосходным дополнением к вашим тренировкам, увеличит выносливость и повысит ваш мышечный тонус...