Рефлексия как этап учебного занятия
методическая разработка на тему

Хохлова Нина Борисовна

Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает обучающемуся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon refleksiya_kak_etap_uchebnogo_zanyatiya.ppt930 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия как этап учебного занятия Хохлова Н.Б., педагог дополнительного образования МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области 2017г.

Слайд 2

Что такое рефлексия? С лово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. С ловарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Т олковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Применительно к учебным занятиям, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Слайд 3

Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на занятии? Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник занятия.

Слайд 4

Для чего нужна рефлексия? Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Слайд 5

Рефлексия развивает УУД Регулятивные. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Познавательные. Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Личностные. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Коммуникативные. Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Слайд 6

Учебной рефлексии может подвергаться: настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: цель урока или занятия, содержание и трудности учебного материала, тип урока или занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Этапы обучения рефлексии: 1 этап – анализ своего настроения, своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Слайд 7

Виды рефлексии физическая — (успел - не успел, легко – тяжело); эмоциональная или сенсорная — ( комфортно – дискомфортно); интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовная — (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других ).

Слайд 8

Классификация рефлексии По типу урока: п осле усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая рефлексия По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок , заполнение таблицы и т. д. По содержанию: символическая, устная и письменная По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная По цели - рефлексия эмоционального состояния и настроения -рефлексия деятельности - рефлексия содержания учебного материала

Слайд 9

Рефлексия эмоционального состояния и настроения «Мои ожидания» «Светофор» или «Мое настроение» Показ большого пальца вверх или вниз. «Три лица» «Солнышко» «Радостный гномик» «Смайлики » «Букет настроения» «Дерево чувств» «Барометр настроения» «Зарядка» «Пантомима»

Слайд 10

Рефлексия деятельности «Незаконченное предложение» "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Теперь я могу…"; "Меня удивило…" и т.п. «Лесенка успеха» « Дерево успеха» «Рефлексивная мишень» «Вагончики» или «Поезд» «Знаки» «Благодарю»

Слайд 11

Рефлексия содержания учебного предмета Плюс Минус Интересно 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Слайд 12

Акрослово Волокно: В — ворсинки О — очень тонкие Л — легкие О — очень мягкие К — короткие Н — непряденая нить О—очень пушистые Синквейн Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Слайд 13

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

Слайд 14

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Рефлексия как этап современного урока по ФГОС.

Доклад содержит как теоретическую часть о том, что такое рефлексия и для чего она нужна. Так и примеры различных форм рефлексии, которые можно использовать на любом предмете....

Презентация "Рефлексия как этап современного урока по ФГОС"

Данная работа содержит практические приемы рефлексии.применяемые на уроках....

Мастер-класс: «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»

Данный мастер-класса адресован учителям-предметникам, воспитателям, молодым специалиста с целью повышения мотивации к овладению на уроке рефлексивной деятельностью обучающихся. В ходе мастер-класса да...

Научная статья на тему "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий» (из опыта работы)"

Тема: "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий (из опыта работы)"...