Презентация "Рефлексия как этап современного урока по ФГОС"
презентация к уроку ( класс) на тему
Данная работа содержит практические приемы рефлексии.применяемые на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным , а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Замечательное Отличное Грустное Рабочее Так себе Плохое Пойдет Рефлексия настроения
Рефлексия как этап современного урока по ФГОС Улитина Елена Васильевна МБОУ «СОШ с. Терновка» Энгельсского района Саратовской области
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите. Таблица для слушателей. Понятие Знаю Узнал Хочу знать Рефлексия
- Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. - Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове рефлексия ставят на слог ЛЕ . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов .
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной .
Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную ( самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Уровни рефлексии
Рефлексия эмоционального состояния
Рефлексия эмоционального состояния . « Мои ожидания » : - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Сегодня на уроке я: -научился… -было интересно… -было трудно… -мои ощущения… -этот урок дал мне для жизни… -больше всего понравились задания…
Плюс-минус- интересно Плюс Минус Интересно Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Понятие Знал Узнал Хочу узнать Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Рефлексия деятельности Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Лесенка успеха 1 2 3 В своей педагогической деятельности и карьере я достиг больших высот. У меня есть небольшие результаты в педагогической деятельности и на достигнутом я останавливаться не собираюсь. Мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь больших результатов в педагогической деятельности.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение; - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился
Вид задания Отметка Лист ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика _____________________
ПРИЕМ «САМОАНАЛИЗ» Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю - не знаю». Содержание Знаю уверенно Надо повторить (обычно задается учителем) Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания, содержащие конкретный позитивный смысл – «знаю уверенно», «надо повторить» - как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что учение уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить.
П (плюс) М (минус) И (интересно) Понятие Знаю Узнал Хочу знать Рефлексия
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).
Как не растерять интерес школьников к иностранному языку.Пути реализации Федерального государственного образовательного стандарта в современных условиях....
Домашняя работа как этап современного урока ФГОС
Домашняя работа как этап современного урока ФГОС...
Доклад на тему: Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).
Главной целью образования сегодня является не передача знаний и социального опыта учителя ученику, а развитие личности ученика, умеющей самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, у...
Интерактивные методы обучения в условиях современного урока (ФГОС)
Интерактивное обучение (от англ. «Inter»–взаимный, «akt»-действовать) – это обучение построенное на взаимодействии обучающегося с учебным ок...
Метапредметные задания как важная составляющая современного урока. ФГОС
Статья посвящена метапредметным заданиям на уроках истории и обществознания в соответствии с ФГОС....
Современный урок ФГОС 4 поколения. .
В этой презентации были собраны материалы содержащие методы, требования, структурные элементы и этапы современного урокав соответствии с ФГОС 4 поколения. ....
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)...