«Школа тьюторов», как форма диалогового взаимодействия с обучающимися.
статья на тему
Постепенно преодолевая авторитарный стиль общения между учителем и учеником, мы переходим к диалоговому взаимодействию. Достижение положительного результата общения и взаимодействия зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, от умения слушать и понимать ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа тьюторов», как форма диалогового взаимодействия с обучающимися.
На сегодняшний день состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения.
Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия учителя с учеником в образовательном процессе. Постепенно преодолевая авторитарный стиль общения между учителем и учеником, мы переходим к диалоговому взаимодействию. Но диалоговое взаимодействие не является инновацией в образовании, ведь как говорил Конфуций «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Диалоговое взаимодействие активно развивалось в советской системе образования, но не являлось доминантой.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, от умения слушать и понимать ученика.
Также успешность ребенка зависит не только от его интеллектуального развития, но и в первую очередь от его коммуникативной способности. Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.
Традиционный тест на измерение уровня IQ не способен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, не всегда добивались своих целей и наоборот – не очень умные люди каким-то магическим образом достигали неимоверных высот. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми, то добьетесь огромного успеха.
Программа внеурочной деятельности «Школа тьюторов» является формой диалогового взаимодействия с обучающимися, способствует активизации творческого потенциала подростков, созданию единого поля общения и взаимодействия обучающихся, приводя к активной социализации личности.
«Школа тьюторов» обеспечивает сопровождение детей младших ступеней старшими школьниками на пути их социализации и формирование у них активной жизненной позиции. При переходе с одной ступени образования в другую учащиеся сталкиваются с рядом проблем. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. И в данной ситуации на помощь ребенку может прийти не педагог, а старшие сверстники. Которые будут оказывать помощь и поддержку, способствовать формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организовывать общественно значимую деятельность, создавая тем самым ситуацию защищённости, эмоционального комфорта для развития личности ребёнка. Сегодня одной из проблем встает не умение детей общаться друг с другом, а взаимодействие со старшими ребятами помогает преодолеть этот барьер.
Роль тьютора заключается в подведении итогов, определения уровня личных достижений каждого учащихся, обозначение точек дальнейшего роста и развития подопечных, помогает осуществить выбор новых направлений деятельности. Тьюторское сопровождение как условие становления субъекта образовательной деятельности складывается из пяти основных этапов:
Для учеников 1-го года обучения тьюторская поддержка состоит в помощи принятия на себя осознанной позиции учащегося и умении проявлять свой образовательный интерес. Это этап проб, первого погружения в опыт ученичества.
Для учеников второго года обучения тьютор необходим как профессионал, помогающий расширить образовательное пространство, умеющий поддерживать инициативу и показывать культурные способы её реализации. Это продолжение накопления опыта, необходимого для развития проектной и исследовательской компетенции плюс освоение способов эффективной деятельности в проектировании, коммуникации.
Третьекласснику важно помочь действовать на основании имеющегося опыта и передавать его младшим товарищам (в условиях разновозрастного взаимодействия). Развитие коммуникативной и социальной компетенции в ситуации самостоятельного применения.
Выпускнику начальной школы, младшему подростку, тьютор помогает проявлять и учитывать связи между различными социальными ролями, осваивать способы решения проблем, возникающих как внутри учебного процесса, так и за его рамками (в образовательных событиях, в жизни за пределами класса и школы), анализировать свои успехи и трудности, принимать решение о следующем шаге развития.
Пятикласснику, тьютор должен помочь найти взаимопонимание и взаимоуважение среди сверстников, занять свое место в коллективе сверстников.
Таким образом, в программе предусмотрена возможность сопровождать образовательное и социальное движение детей, имеющих разные потребности и интересы, имеющих разные стартовые возможности.
Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В обществе сверстников, где взаимодействие строиться на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Приобретенные в рамках занятий знания, умения и навыки подростки реализуют, в первую очередь, в деятельности общественных объединений, советов старшеклассников и других органах ученического самоуправления в школе.
Программа «Школа тьюторов» может являться средством реализации работы с каждым ребенком, развивая коммуникативную компетентность обучающихся и позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности, в первую очередь коммуникативные. Ведь согласно словам А.А. Фурсенко «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-515112-1415116700.jpg)
Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.
Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/06/picture-647791-1436180601.jpg)
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-667324-1442257313.jpg)
Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов
Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-513251-1605992623.jpg)
Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"
Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия....
Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"
Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-430363-1396424223.jpg)
Квест-технология как ресурс обеспечения психологической безопасности и диалогового взаимодействия обучающихся и учителя на уроках английского языка
Педагогический коллектив нашей школы «Школа Здоровья» всегда в поисках новых, интересных образовательных технологий для реализации здоровьесозидающего подхода.Одной из таких технологий явл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-1105489-1552141660.jpg)
Взаимодействие – одна из организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся в условиях школы-интерната.
Программа сотрудничества Москвариума и школы позволяет не только использовать нетрадиционные формы обучения, но и включать обучающихся в проектную деятельность. ...