«Школа тьюторов», как форма диалогового взаимодействия с обучающимися.
статья на тему
Постепенно преодолевая авторитарный стиль общения между учителем и учеником, мы переходим к диалоговому взаимодействию. Достижение положительного результата общения и взаимодействия зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, от умения слушать и понимать ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа тьюторов», как форма диалогового взаимодействия с обучающимися.
На сегодняшний день состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения.
Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия учителя с учеником в образовательном процессе. Постепенно преодолевая авторитарный стиль общения между учителем и учеником, мы переходим к диалоговому взаимодействию. Но диалоговое взаимодействие не является инновацией в образовании, ведь как говорил Конфуций «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Диалоговое взаимодействие активно развивалось в советской системе образования, но не являлось доминантой.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, от умения слушать и понимать ученика.
Также успешность ребенка зависит не только от его интеллектуального развития, но и в первую очередь от его коммуникативной способности. Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.
Традиционный тест на измерение уровня IQ не способен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, не всегда добивались своих целей и наоборот – не очень умные люди каким-то магическим образом достигали неимоверных высот. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми, то добьетесь огромного успеха.
Программа внеурочной деятельности «Школа тьюторов» является формой диалогового взаимодействия с обучающимися, способствует активизации творческого потенциала подростков, созданию единого поля общения и взаимодействия обучающихся, приводя к активной социализации личности.
«Школа тьюторов» обеспечивает сопровождение детей младших ступеней старшими школьниками на пути их социализации и формирование у них активной жизненной позиции. При переходе с одной ступени образования в другую учащиеся сталкиваются с рядом проблем. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. И в данной ситуации на помощь ребенку может прийти не педагог, а старшие сверстники. Которые будут оказывать помощь и поддержку, способствовать формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организовывать общественно значимую деятельность, создавая тем самым ситуацию защищённости, эмоционального комфорта для развития личности ребёнка. Сегодня одной из проблем встает не умение детей общаться друг с другом, а взаимодействие со старшими ребятами помогает преодолеть этот барьер.
Роль тьютора заключается в подведении итогов, определения уровня личных достижений каждого учащихся, обозначение точек дальнейшего роста и развития подопечных, помогает осуществить выбор новых направлений деятельности. Тьюторское сопровождение как условие становления субъекта образовательной деятельности складывается из пяти основных этапов:
Для учеников 1-го года обучения тьюторская поддержка состоит в помощи принятия на себя осознанной позиции учащегося и умении проявлять свой образовательный интерес. Это этап проб, первого погружения в опыт ученичества.
Для учеников второго года обучения тьютор необходим как профессионал, помогающий расширить образовательное пространство, умеющий поддерживать инициативу и показывать культурные способы её реализации. Это продолжение накопления опыта, необходимого для развития проектной и исследовательской компетенции плюс освоение способов эффективной деятельности в проектировании, коммуникации.
Третьекласснику важно помочь действовать на основании имеющегося опыта и передавать его младшим товарищам (в условиях разновозрастного взаимодействия). Развитие коммуникативной и социальной компетенции в ситуации самостоятельного применения.
Выпускнику начальной школы, младшему подростку, тьютор помогает проявлять и учитывать связи между различными социальными ролями, осваивать способы решения проблем, возникающих как внутри учебного процесса, так и за его рамками (в образовательных событиях, в жизни за пределами класса и школы), анализировать свои успехи и трудности, принимать решение о следующем шаге развития.
Пятикласснику, тьютор должен помочь найти взаимопонимание и взаимоуважение среди сверстников, занять свое место в коллективе сверстников.
Таким образом, в программе предусмотрена возможность сопровождать образовательное и социальное движение детей, имеющих разные потребности и интересы, имеющих разные стартовые возможности.
Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В обществе сверстников, где взаимодействие строиться на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Приобретенные в рамках занятий знания, умения и навыки подростки реализуют, в первую очередь, в деятельности общественных объединений, советов старшеклассников и других органах ученического самоуправления в школе.
Программа «Школа тьюторов» может являться средством реализации работы с каждым ребенком, развивая коммуникативную компетентность обучающихся и позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности, в первую очередь коммуникативные. Ведь согласно словам А.А. Фурсенко «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.
Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...
Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов
Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...
Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"
Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия....
Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"
Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...
Квест-технология как ресурс обеспечения психологической безопасности и диалогового взаимодействия обучающихся и учителя на уроках английского языка
Педагогический коллектив нашей школы «Школа Здоровья» всегда в поисках новых, интересных образовательных технологий для реализации здоровьесозидающего подхода.Одной из таких технологий явл...
Взаимодействие – одна из организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся в условиях школы-интерната.
Программа сотрудничества Москвариума и школы позволяет не только использовать нетрадиционные формы обучения, но и включать обучающихся в проектную деятельность. ...