Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кунина Юлия Эдуардовна

Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Роль рефлексии трудно переоценить.  Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, повышает самооценку.

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Целью данной работы является :

1. Обсудить роль рефлексии, как важного этапа обучения

2. Определить стратегии развития навыков рефлексии на уроках ИЯ

Исходя из функций рефлексии, предлагается её классификация ( рефлексия настроения и эмоционального состояния ,рефлексия деятельности,  рефлексия содержания учебного материала ). В зависимости от вида рефлексии, выбирается целесообразное время ее проведения на уроке.

Презентация включает в себя подробное описание приемов организации рефлексии на уроках ИЯ (для всех вышеперечисенных видов рефлексии), причем все приемы яляются интересными для ознакомления, живыми, яркими, а некоторые даже подвижными.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. По Дж.Дьюи, рефлексия может рассматриваться с одной стороны как процесс восстановления целого из его частей, с другой - как восхождение от целого в своему, частному. Применяя эти два взгляда к процессу организации рефлексии на уроке , рефлексивная деятельность - это создание целостной картины воспринимаемого учебного материала и формирование личностного отношения к учебному материалу. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Необходимо помнить, что рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. (Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Что я буду делать дальше?). Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

«Отрефлексируй»,


что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

к открытью дверца,

Любое чувство - к мысли путь,

Мы все способны - в это верьте –

За горизонты заглянуть!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл часть 12.66 МБ
Файл часть 21.99 МБ
Microsoft Office document icon odin_iz_printsipov_razvivayushchego_obucheniya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Discuss the role of reflection as an important part of learning Identify strategies that will help student to reflect on their learning In this workshop we are going to:

Слайд 3

Рефлексия – (лат. “reflexio”) – «обращение назад» Что такое РЕФЛЕКСИЯ? 1) Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". 2) Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Слайд 4

We do not learn by experience… …we learn from reflecting on experience. Dewey Why reflection is important? Encourages students to take responsibilities for the learning Raises student’s awareness of the knowledge and skills that they are gaining Increases self-esteem Develops student’s capacity to recognize quality of their learning

Слайд 5

Когда проводить РЕФЛЕКСИЮ? - на любом этапе урока - по итогам изучения темы, раздела

Слайд 6

Если ребёнок понимает : ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, Для чего нужна рефлексия ? …то процесс обучения становится интереснее и легче для ученика и учителя

Слайд 7

Students can reflect on their learning when they : Write about their learning Talk about their learning Make a video diary about their learning journey Set goals about their learning Use peer/ self -esteem

Слайд 8

Рефлексия деятельности на уроке; Рефлексия содержания учебного материала; Рефлексия эмоционального состояния и настроения; Виды рефлексии:

Слайд 9

Классификация РЕФЛЕКСИИ? Содержание Форма деятельности Цель Символическая Индивидуальная Эмоциональная Устная Фронтальная Рефлексия деятельности Письменная Групповая Рефлексия содержания материала Коллективная

Слайд 10

« Smiles / Likes »

Слайд 11

« Traffic lights » I don’t understand this I think I understand but I can’t explain it to someone else I understand it well and can explain it to friend

Слайд 12

«Букет настроения»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На доске прикреплён круг, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики : желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Прием рефлексии «Солнышко»

Слайд 2

« Дерево чувств »

Слайд 3

Blob tree ИНТЕРЕСНЫЙ ТЕСТ. Где вы на этом дереве? № 1, 3, 6 или 7 характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград. 2, 11, 12, 18 или 19 - вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку номер 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей. Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил. номер 9 — вы веселый человек, любящий развлечения. Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми. Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии. Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису. номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому. № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.

Слайд 5

«Лестница / Гора успеха»

Слайд 7

«ПОЕЗД» На парте два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять.

Слайд 8

«Гимнастика» Присесть на корточки – низкая оценка. Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка. Обычная поза «Руки по швам» - удовл. оценка. Поднять руки в локтях – хорошая оценка. Поднять вверх, хлопая в ладони -«отлично».

Слайд 9

Вид задания Отметка Рефлексия деятельности на уроке « Лист самоконтроля ». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика _____________________________

Слайд 10

« Я сделал!» Say what you have just done and how you’ve done it . I (ve) have just *practised phonetics; *read the text «........ » ; *practised the words; *retold the text”……”; *practised grammar; *asked and answered the questions; etc…

Слайд 11

«Градусник» Горел Работал Ни холодно, ни жарко Пропадал интерес Не давали спать Моя активность

Слайд 13

1. На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке я… 3. Урок для меня показался… 4. За урок я… 5. Мое настроение… 6. Материал урока мне был… 7. Домашнее задание мне кажется… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

Слайд 14

questions GREAT BAD BORING SO-SO Did you like the theme of the lesson? Did you enjoy yourself? Did you work hard? Did you like to work in groups? Did you get useful information? Did you like the video? Do you like English? Учащиеся получают карточки и отвечают на вопросы What did you learn today? Wrap-up questions

Слайд 15

- What is the most interesting thing you’ve learned? - What was your favorite activity in class? - How can you apply your knowledge?

Слайд 16

«Синквейн» Правила написания синквейна Hobby Interesting, popular, favourite To collect, to play, to read Tastes differ. Freetime

Слайд 18

Today I have learned about… It was interesting to me… It was difficult to me… Now I can… I did exercises… …surprised me Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове ( I am a muddlehead) - ни в зуб ногой (I haven’t a clue) - светлая голова (I have bright spirit) - Краем уха (I listened with half an ear) - Хлопать ушами (I fell on deaf ears)

Слайд 20

“ 2 stars and 1 wish ”

Слайд 21

Голос ученика Учащиеся рисуют контур своей руки и отвечают на вопросы How did you grow AS A LANGUAGE LEARNER? Describe a NEW STRATEGY you learned? Describe a mistake you’ve made Describe how you challenged yourself today Tell about smth you noticed today

Слайд 22

«3 победы 1 действие» У меня получилось … У меня получилось … У меня получилось … Действие, которое улучшит мою работу на следующем уроке …

Слайд 23

«ПОПС формула» П – позиция “I consider that …” О – объяснение (или обоснование) “Because … ” П – пример “I can prove it by the example … ” С – следствие (или суждение) “On this basis I conclude that …”

Слайд 24

“INSERT” I- interactive N- notion S- system E- effective R- reading T- thinking «v» «+» «-» «?» You should put a tick if you knew this fact before. (то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете) New information (то, что вы читаете является для вас новым) Thought differently (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете) Don’t understand , have questions (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )

Слайд 25

“KWL chart” KWL Chart Know Want to know Learnt

Слайд 26

Lolly sticks Find a link between the last 3 lessons we’ve done Chat to a classmate for 4 min about the topic Make a revision card for an absent classmate Design a 3 – min starter activity for the next lesson Review a classmate’s notebook. Give oral feedback.

Слайд 27

Заключение Рефлексивная деятельность – это создание целостной картины воспринимаемого учебного материала и формирование личностного отношения к учебному материалу. « Отрефлексируй», что ты мыслил, Что ощущал ты «от» и «до», Не бойся, как обычно, если Ты скажешь что-нибудь не то. Любая мысль – к открытью дверца, Любое чувство - к мысли путь, Мы все способны - в это верьте – За горизонты заглянуть!

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

2 слайд

In this workshop we are going to:

  • Discuss the role of reflection as an important part of learning
  • Identify strategies that will help student to reflect on their learning

3 слайд

Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

4 слайд

Why reflection is important?

  • Encourages students to take responsibilities  for the learning
  •  Raises student’s awareness of the knowledge and skills that they are gaining
  •  Increases self-esteem

5 слайд

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, привычки к осмыслению событий, проблем. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

6 слайд

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;

то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

7 слайд:

Students can reflect on their learning when they :

  • Write about their learning
  • Talk about their learning
  •  Make a video diary about their learning journey
  • Set goals about their learning
  •  Use peer/ self -esteem

8, 9 слайд

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности)

2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока)

3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)

10 слайд

Приемы организации рефлексии на уроке:

Эмоциональная рефлексия.

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем. 

 «Смайлики». Самый простой вариант эмоциональной рефлексии - это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.

11 слайд

 Светофор.

12 слайд

«Букет настроения».  В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой».

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

13 слайд

Солнышко.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

14 слайд

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

 15 слайд

Blob tree ИНТЕРЕСНЫЙ ТЕСТ. Где вы на этом дереве?

Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе. 

16 слайд

What emotions do you feel?

17 слайд

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

«Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. («Лестница / Гора успеха» - Ничего не понял /  Все понял / Все понял, могу помочь другим / Гора успеха). В конце урока можно предложить ученикам оценить свою деятельность на каждом из этапов урока

                18 слайд

«Солнышко и тучка».  Во 2-3 классах можно применить  карточки с изображением лица, различных картинок  («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось).

19 слайд

«Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

20 Слайд

Гимнастика».  Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.

  • Присесть на корточки – низкая оценка.
  • Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.
  • Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка.
  • Поднять руки в локтях – хорошая оценка.
  • Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».  

21 слайд

Лист самоконтроля

22 слайд

«Я сделал»

Say what you have just done and how you’ve done it.

23 слайд

Градусник

24 слайд

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

«Ресторан». Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:

  • «Я съел бы еще…»
  • «Я почти переварил…»
  • «Я переел…»
  • «Пожалуйста, добавьте еще…»
  • «Больше всего мне понравилось…»

25 слайд

 Как вариант школьникам можно предложить небольшую анкету, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал 

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

26 слайд

Карточки с вопросами

27 слайд

Think – pair – share

На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

28 слайд

Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

Hobby
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

Interesting, popular, favourite

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

To collect, to play, to read

4. (четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;

Tastes differ.

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне, повторяющее суть темы.

29 слайд

11. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

hello_html_m760cfdaf.gif

30 слайд

«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)

2. Было интересно… (… was interesting to me)

3. Было трудно… (…. was difficult for me)

4. Я выполнял задания… ( I did exercises …)

5. Я понял, что… (I have understood that …)

6. Теперь я могу… (I can …)

7. Я почувствовал, что… (I felt that …)

8. Я приобрел…

9. Я научился… (I have learnt to …)

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую… (I will try to …)

13. Меня удивило… (…surprised me)

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось… (I would like to ….)

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове ( I am a muddlehead)

- ни в зуб ногой (I haven’t a clue)

- светлая голова (I have bright spirit)

или

- Шевелить мозгами (I use my brains)

- Краем уха (I listened with half an ear)

- Хлопать ушами (I fell on deaf ears)

31 слайд

«Уборка в доме».

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.

32 Слайд

“ Две звезды + одно пожелание”

Звезда - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. Звезда - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. Пожелание - вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю, пожелания на следующий урок.

33 слайд

Учащиеся рисуют контур руки и отвечают на вопросы

34 слайд

3 победы, одно действие

39 слайд

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. По Дж.Дьюи, рефлексия может рассматриваться с одной стороны как процесс восстановления целого из его частей, с другой - как восхождение от целого в своему, частному. Применяя эти два взгляда к процессу организации рефлексии на уроке , рефлексивная деятельность - это создание целостной картины воспринимаемого учебного материала и формирование личностного отношения к учебному материалу. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Необходимо помнить, что рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. (Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Что я буду делать дальше?). Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

«Отрефлексируй»,


что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

к открытью дверца,

Любое чувство - к мысли путь,

Мы все способны - в это верьте –

За горизонты заглянуть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах....

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и   формирование совокупности...

«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урок...

"Рефлексия как важный этап урока в условиях реализации ФГОС"

Использование различных приёмов рефлексии на уроках изобразительного искусства....

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...

Выступление на педагогических чтениях:"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе".

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока....