Использование метода проектов на уроках истории
статья на тему
Использование метода проектов на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokah_istorii.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов на уроках истории
Учитель истории и обществознания Кубайкина С.В.
МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»
Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили.
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
А что остается? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста , которые помогут человеку определиться в жизни.
Учитель – профессионал всегда заботится о судьбе своих учеников , радуется их жизненным успехам и достижениям. Такая позиция ведёт к осознанию важности не только количества усвоенной информации по предмету, а приобретения определённых качеств личности в образовательном процессе, обеспечивающих её жизненную успешность и статус в обществе. Современная педагогическая теория обобщает необходимые жизненные качества понятием «компетентность». Учитывая требования времени, меняется содержание образования. Только компетентностно направленное образование способно решать задачи, поставленные перед школой. Компетентностный подход в образовательном процессе - актуальная проблема, требующая перехода от традиционных методов к инновационным, позволяет приблизить содержание обучения к смыслу жизни и обеспечивает формирование базовых и предметных компетенций. Развитие компетентности предполагает учёт определенных условий: деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности ученика, осознание собственных ценностей. Реализовать их можно только путём внедрения технологий компетентностного образования, среди которых ведущую роль занимает технология проектного обучения.
Почему я выбирала именно проектную технологию? Она отличается высокой научной обоснованностью, логичностью, результативностью, разнообразием учебно-познавательных приёмов, практической направленностью. Все составляющие проектной деятельности: условия, результаты, поэтапная работа соответствуют содержанию компетентности. В процессе работы над проектом учащиеся не только овладевают комплексом исторических умений, учатся приобретать новые знания, интегрировать их, взаимодействовать друг с другом, исследовать исторические проблемы в жизненном контексте, но и всегда имеют конечный результат (продукт) своей деятельности. Рефлексивная оценка проекта способствует осознанию роли знаний для личности.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Однако, абсолютизация метода, направленная на замену учебных предметов выполнением практических проектов, привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась.
Метод проектов , как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы , которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Метод проектов- это проблемный метод. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Джон Дьюи
Цель: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления).
Задачи проектного обучения
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания
- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения
Принципы метода проектов
- ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;
- связь идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью
- интерес к выполнению проекта со стороны всех участников
- ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;
- самоорганизация и ответственность участников проекта
- нацеленность на создание конкретного образовательного продукта
- монопредметный и межпредметный характер проектов
- временная и структурная завершенность проекта
- использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Ж.Ж.Руссо
Использование метода проектов скучать на уроках не дает.
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
• Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
• Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
• Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
• Эффективно использовать знания реальной жизни;
• Компьютерная грамотность.
Этапы работы над проектом
1 этап. Мотивационный.
2 этап. Планирующе-подготовительный.
3 этап. Информационно-операционный.
4 этап. Рефлексивно-оценочный
Степень активности – самостоятельности на разных этапах
1 этап УЧИТЕЛЬ - ученик
2 этап учитель – УЧЕНИК
3 этап учитель – УЧЕНИК
4 этап УЧИТЕЛЬ - ученик
в корне меняются соотношения “учитель -ученик”: ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом, ученик открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, ученик выбирает – педагог содействует, ученик активен – учитель создаёт условия для проявления активности. Таким образом, проектный метод способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.
Классификация проектов
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
- четко обозначенный результат деятельности;
- тщательное продумывание структуры проекта;
- четкое распределение функций между участниками;
- оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием.
Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися можно разрабатывать прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками: лепить глиняные горшки, украшать их первобытным способом и, таким образом, “открыть” керамику. Ученики могут попробовать создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
Исследовательские проекты подразумевают:
- деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
- наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год я выделяю ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Дальше формулирую несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта.
В прошлом учебном году в 9 и 11 классах был реализован мини проект «Детство опаленное войной», и «Не умирай деревня!»,
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:
- выявление проблем исследования;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
- формулировка гипотез исследования;
- определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
- оформление результатов исследования;
- обсуждение и транслирование полученных результатов.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
- конструирование гипотетической игровой ситуации;
- исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
- результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
Формы представления проекта:
- Доклад
- Эссе
- Реферат
- Презентация
- Программа
- Путеводитель
- Письменное обращение
- Газета
- Плакат
- Альбом
- Альманах
- Видеофильм
Критерии оценки проекта
Актуальность
Практическая направленность
Значимость выполненной работы
Объем и полнота работы
Самостоятельность
Законченность
Подготовленность к восприятию другими людьми
Материальное воплощение
Как показывает практика, для успешности проектного обучения, учителю важно:
• реально оценить готовность учащихся к работе в проекте, их возможности по возрасту;
• удачно выбирать тему, цель, определить источники информации;
• своевременно корректировать работу, предоставлять консультации;
• чётко придерживаться плана реализации проекта;
• гибко координировать взаимоотношения участников;
• оптимистично оценивать достижения;
• постоянно поощрять учащихся;
• обязательно поддерживать инициативу.
В.А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли
Достоинства метода проектов:
- личностно ориентирован ;
- использует много дидактических подходов;
- самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда
Недостатки проективной методики:
- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности
- повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников;
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал
Метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв)- развивает критическое мышление ребенка.
Литература
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4. .Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
6. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / Авт.-сост. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. – Великий Новгород, 2002. – 63 с.
7. Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. // История педагогических технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992.
8. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975.
9. Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (на материале работы Ученического Научно-Исследовательского Общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997.
10. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
11. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6. – С. 35-39.
12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. – М.: Совершенство, 1997.
13. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. – №3.
14. Исследования юных // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 1. – 1997.
15. Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов. – М., 1925.
16. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической деятельности // Народное образование. – 1999. – №10.
17. Леонтович А., Монахов Д. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении: годовой цикл работы в исследовательской группе // Лицейское и гимназическое образование. – 1997. – С. 124-132.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....
Эффективность использования метода проектов на уроках истории
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...
Использование метода проектов при преподавании истории.
В данной работе собран теоретический материал о методе проектов. В практической части продемонстрирован опыт исследовательской работы....
Использование метода проектов на уроках истории и обществознания
КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...
обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"
Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...
Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей ...