Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности
методическая разработка по истории на тему
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.
Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.
Выход, считаю, существует в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Птанская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Птанская СОШ»
Сухоруков А.Г.
МО учителей истории и обществознания
п. Куркино, 2014 г.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.
Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.
Выход, считаю, существует в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
- четко обозначенный результат деятельности;
- тщательное продумывание структуры проекта;
- четкое распределение функций между участниками;
- оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием.
Исследовательские проекты подразумевают:
- деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
- наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Для ролево-игровых проектов характерно:
- конструирование гипотетической игровой ситуации;
- исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
- результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграцию различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Методика работы над проектами включает следующие этапы:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Правилами успешной проектной деятельности (для учащихся) являются:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Целесообразно использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 5 класса.
В моей практике учащиеся работали над следующими темами: «История создания памятника-колонны Дмитрию Донскому: строительство и реконструкция» (7 класс), «Быт и обычаи населения России в первой половине XIX в. (8 класс)», «Оборона г. Тулы в ноябре-декабре 1941 г.» (9 класс), «Учитель в годы Великой Отечественной войны» (11 класс). Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. В последние годы практически все классы участвовали в создании проектов, получая определенные задания по сбору конкретных материалов. Так, при создании проекта «Железная дорога Смоленск-Мичуринск» учащимися был собран материал по темам:
- История создания железной дороги Смоленск-Мичуринск.
- Железная дорога Смоленск-Мичуринск в годы Великой Отечественной войны.
- Роль железной дороги в развитии экономики нашего края (50-90-е гг).
- Железная дорога в картинах русских и советских художников.
В 2010 г. ученики школы работали над проектом «Русские традиции и обряды». Участники проекта собрали и выступили с материалом на темы:
- Русские обряды.
- Воспитание в древнерусской семье.
- Русские ремесла.
- Русская изба и русская усадьба.
- Русские народные игры.
К 65-летию Великой Победы школьники приготовили проект «Моя деревня в годы Великой Отечественной войны». Был собран интересный материал по деревням Птанского округа:
- Деревня Алексеевка.
- Поселок Птань.
- Деревня Кротовка.
- Деревня Кукуевка.
- Деревня Пятиловка.
В 2011 г. учащиеся 5-10 кл. работали над проектом «Тульский край в годы Великой Отечественной войны» в рамках следующих разделов:
- Оборона г. Тулы в 1941 г.
- Герои-туляки в обороне г. Тулы и области в годы ВОВ.
- Куркинский район в годы ВОВ.
- Ясная Поляна в годы ВОВ.
Метод проектов считается специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к истории.
Опыт организации и самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....
Эффективность использования метода проектов на уроках истории
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...
Проектная деятельность и метод проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся
Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....
Использование метода проектов на уроках геометрии и во внеурочное время
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности обучающихся в уч...
обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"
Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...