Основные приоритеты инклюзивного профессионального образования
статья на тему

Московченко Наталья Анатольевна

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные ребята.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основные приоритеты инклюзивного профессионального образования

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные ребята.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учебного заведения является реализация инклюзивного профессионального образования, предоставляющего равные возможности обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в получении качественного образования.

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

 Целью работы наших педагогов является  обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующей их социальной адаптации и социализации.

Очевидно, что включение детей с ОВЗ в обычную образовательную среду требует обеспечения не только технических, но методических и организационных условий для совместного обучения студентов с разными возможностями и образовательными потребностями. Для этого необходима оценка образовательных потребностей обучающегося и разработка индивидуального учебного плана с учетом его возможностей и состояния здоровья.

 На примере нашего учебного заведения видно, что это требует реальной адаптации пространства образовательного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех обучающихся без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на ребят с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Основная цель  нашего образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования подростков с разными психофизическими особенностями развития, в том числе с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (независимо от места проживания обучающихся)

В учебном заведении инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации подростков. Учебные заведения, где есть по 4–5 подростков с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных учебных учреждений, которые могут обеспечить консультирование  по вопросам диагностики и составления образовательных планов для подростков с ОВЗ. Нужно отметить, что в системе СПО  необходимо проводить подготовку и повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВС.

Педагогическая деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности.

Говоря о возможностях получения профессионального образования, большинство родителей (75%) заявляют, что сам ребёнок в силу своего развития не сможет получить профессиональное образование, возможен только уровень получения профессиональных навыков в учреждениях среднего профессионального образования без повышения уровня академических знаний. При этом, у детей таких родителей нет мотивации на дальнейшее получение образования. Многие  заявляют, что их взрослые дети имеют группу инвалидности, при которой не нужно работать, или добиваются «нетрудоспособной» группы. Но известны случаи отказа от оформления инвалидности по психическому заболеванию ввиду боязни невозможности получения работы или боязни стигматизации как психически больного. Те, кто хотел бы работать говорят о необходимости получения работы в упрощённых условиях, но заявляют об отсутствии специальных программ по трудоустройству таких граждан. Родители подростков, мотивированных на работу, в 100% случаев указывают на желание детей работать в обычном коллективе, но с упрощёнными условиями труда. Называются примеры трудоустройства таких граждан на работы дворником или поваром. Низкая мотивация родителей на осуществление трудовой деятельности, и на какую - либо профориентацию их детьми в будущем объясняется сложившейся системой выплат пособий, которые родитель, не работая, получает лично и не всегда может потратить на нужды ребёнка. Ребенок с ОВС становится не самостоятельным и сталкивается с неизвестностью жизни, когда родителей уже у взрослого лица не будет. Нужно учитывать все нюансы и проводить дополнительную работу с родителями детей ОВЗ, мотивируя их необходимостью адаптации и социализации детей в обществе.

На сегодняшний день современная концепция образования и воспитания направлена на создание условий развития активной, творческой личности, готовой делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, быть субъектом собственной жизни. Погружение  подростков с ОВС в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Таким обучающимся необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Для многих из них – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические и профессиональные навыки. В дальнейшем эти навыки могут быть не только досугом, но и делом всей их жизни. Поэтому важным аспектом и целью является “путь социализации” – приобщения к обществу.

Московченко Наталья Анатольевна

Преподаватель Калачеевского аграрного техникума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Профессиональные компетенции как приоритет качества профессионального обучения".

Модернизация профессионального образования предопределяется социальным заказом общества на подготовку специалистов, одним из важнейших условий выполнения которого, является повышение качества професси...

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа соотвествует современным стандартам ФГОС.Рабочая программа по предмету ХИМИЯ для профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

Организация инклюзивного образования на уроках математики в среднем профессиональном образовании

В данной статье рассмотрены вопросы организации работы с детьми-инвалидами и лицвми с ОВЗ. Описаны принципы работы,приведены практические задания для  повышения уровня познавательной деятельности...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одной из главных  задач образования  является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения.Основным ...