Дистанционное обучение
олимпиадные задания на тему
Олимпиадные работы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_5-6_kl.docx | 14.45 КБ |
zadaniya_dlya_7-8_kl.docx | 16.5 КБ |
zadaniya_dlya_9_kl.docx | 20.63 КБ |
zadaniya_dlya_10-11_kl.docx | 383.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания
по русскому языку
5-6 классы
1. Какое произношение из двух приводимых вариантов является правильным?
[ч’т]о – [шт]о; [ч’]тобы – [ш]тобы; коне[ч’]но – коне[ш]но; ску[ч’]но – ску[ш]но, наро[ч’]но – наро[ш]но; пустя[ч’]ный – пустя[ш]ный; яи[ч’]ница – яи[ш]ница; серде[ч’]но – серде[ш]но.
2. Расставьте ударения в словах.
Баловать, дефис, звонишь, кухонный, начать, положишь, клала, щавель, документ, километр.
3. В каких словах есть суффикс -чик-?
Мячик, зайчик, ключик, стульчик, разведчик, кирпичик, колокольчик, карманчик, кузнечик.
4. Что такое словообразовательная цепочка? Восстановите пропущенное звено в словообразовательной цепочке.
1) Вода, …, водянистый, водянистость.
2) Масло, …, маслянистый.
3) Журнал, …, журналистский.
4) Стрелять, …, стрельбище.
5) Нести, …, преподнести.
5. Докажите, что данные слова не являются однокоренными.
Улика – улица, чиркать – циркуль, запотелый – телодвижение.
6. Составьте и запишите фразеологизмы, используя части
выражений из первой и второй колонок. Объясните их значения.
Дрожит | до небес |
Вариться | сложа руки |
Сидеть | в собственном соку |
Возносить | на чистую воду |
Выводить | как сыр в масле |
Катается | как осиновый лист |
7. Решите лингвистическую задачу.
Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера. Когда я видел сестру, а когда – брата?
8. Выберите самый точный ответ на вопрос: какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?
1) Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют нулевое окончание, и имена существительные среднего рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончание -о, -е.
2) Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют нулевое окончание или окончание -о, -е, и имена существительные среднего рода.
3) Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют нулевое окончание или окончание -о, -е, и имена существительные среднего рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончание -о, -е.
9. Вставьте пропущенные буквы в тексте.
Щ..лкнул выключатель, заж..гся свет, и окно стало ч..рным. И..чезли оч..ртания деревьев, слышался только шум идущих по ш..ссе машин. Но скоро и он стихн…т. Опустит(?)ся ноч(?) с ее осторожными ш..рохами и невнятным ш..потом.
10. Расставьте знаки препинания и подчеркните члены предложения.
Зима мачеха, лето матушка.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания
по русскому языку
7-8 классы
1. Расставьте ударения в следующих словах.
Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, досуг, заржаветь, околесица, премировать, хаос, чистильщик, красивее, кулинария, новорожденный, христианин, щекотно, иконопись.
2. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.
«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» – прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.
3. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения.
Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.
4. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.
1) Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.
2) Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.
3) Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!
4) Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.
5) Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?
5. Вставьте пропущенные буквы. Какое лингвистическое явление наблюдается в корнях каждой группы слов?
прив…дение (призрак) – прив…дение в исполнение
ч...стота вокруг – ч…стота колебаний
подр…жать от холода – подр…жать голосу певца
прим…рять костюм – прим…рять друзей
посв…тить фонариком – посв…тить стихи матери
6. Укажите синтаксическую роль выделенных слов в предложении?
1) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.
2) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.
3) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой ВАРИТЬ УХУ.
4) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.
7. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.
…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.
8. Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющего значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания
по русскому языку
9 класс
Задание 1
Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие вопросы.Иван всегда боялся подниматься по этой лестнице.
1) Есть ли в предложении слова, в которых звуков больше, чем букв? Если да, выпишите каждое такое слово, рядом запишите его фонетическую транскрипцию. Образец: енот – [й’энот]Объясните, по какой причине в нем возникает несовпадение количества звуков и букв.
2) Есть ли в предложении слова, в которых букв больше, чем звуков? Если да, выпишите каждое такое слово, рядом запишите его фонетическую транскрипцию, объясните причины несовпадения.
Задание 2
Выпишите из приведенного ниже списка слова, в которых элемент раз(о)-/рас- не является приставкой. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значениями раз(о)-/рас-, учитывая значения именно этой приставки, а не других частей слова. Для каждой группы сформулируйте значение, выражаемое приставкой.
Разбросать, разгильдяйничать, раздать, разлюбить, разморозить, разниться, разобидеться, разодеться, распаковать, расплести, расставить, расхвалить.
Задание 3
У слов заяц, журавль словари обычно выделяют по два значения. Сформулируйте эти значения, оформите в виде словарной статьи толкового словаря
Задание 4
Формы множественного числа существительных в большинстве случаев образуются только с помощью окончаний. Многие из приведенных ниже слов обладают какими-либо особенностями, отраженными в таблице. Образуй от данных ниже слов форму множественного числа и заполни получившимися примерами таблицу.
Болото, дерево, заноза, клин, марсианин, медвежонок, различие, стакан, фазан, чудо.
Основа форм мн. ч. короче основы ед. ч. (усечение) | ед. ч.: ………..– мн. ч.: …………….. |
Основа форм мн. ч. длиннее основы ед. ч. (наращение) | ед. ч.: ………..– мн. ч.: …………….. |
Чередование суффиксов | ед. ч.: ………..– мн. ч.: …………….. |
Особенности отсутствуют(формы различаются лишь окончаниями) | ед. ч.: ………..– мн. ч.: …………….. |
Задание 5
Собери формулировки определений соответствующих лингвистических терминов
интертекст | Вид языковой игры | Которое образовано путем | Неслучайная общность элементов |
историзм | Ряд произведений (фрагментов) | Которое обозначает явление или предмет | Невольная двусмысленность |
калька | слово | При котором создается | Буквального перевода по частям слова или выражения |
каламбур | Слово или выражение | Для которого характерна | Исчезнувшие из жизни общества |
Задание 6
Прочитайте предложение:
Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в положении сидя. Какими частями речи являются выделенные слова? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?
Задание 7
Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: рассориться, пятитонный, одесский.
Задание 8
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания
Задание 9
Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:
а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.
Задание 10. Прочитайте текст:
Эта история произошла давным-давно с великим мудрецом, жившим в старинном городе. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидовавший его славе и решивший придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.
Завистник пошёл на луг, поймал там весело порхающую бабочку, посадил ее между крепко сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник, пришедший к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда человек, считавшийся мудрецом, сказал: «Всё в твоих руках…».
Как вы понимаете смысл последней фразы? Напишите сочинение- рассуждение, аргументируя свою точку зрения примерами из художественной литературы и из жизни.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку
10-11 классы
Вопрос №1Каким звуком при естественном слитном произношении заканчивается выделенное слово в отрывке стихотворения В.В.Маяковского «Порядочный гражданин»?
Двести дам
(если сотни мало)
грусть сгоню
Навсегда с очей!
Будет жизнь твоя-
Куни-Айланд,
луна-парк
В миллиард свечей.
Вопрос №2Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:
ИСЧЕЗНУТЬ, МЕШОК, ТРУЩОБА. В чем своеобразие этих написаний.
Вопрос №3В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въпомощъ и косный въгнѣвъ»; «Да будет всякъчеловѣкъскоръуслышати и косенъглаголати»; « косный сердцемъ».
Вопрос №4Что значит словохоботв следующих предложениях:
1.Крокодилъ, род змиев, живёт же и на сусе и в воде: глава василискова, хребет аки гребень; хоботъзмиевъ( 17в.)
2.Когда змей своим страшным хоботомъ старался меня ударить, то она (лошадь) прыгнувъ на оной топтала(его) своими ногами. Я очень скоро отрубил не только все шесть(его) головъ, но и страшный хоботъ его, въкоторомъонъимелъ большую силу(18в.)
3.Идти-то мне было версту не целу, а я изъ за ево какой хобот далъ.(Архангельский областной словарь).
Вопрос №5В церковнославянской Псалтыри мы читаем: не убоимся, внегда смущается земля. Что означает глагол смущаться в данном контексте.
Вопрос №6Какая ошибка допущена в предложении:Мы видим Суворова на быстром коне с обнажённой головой, указывающего треуголкой путь солдатам.
Вопрос №7Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.
Вопрос №8Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:
1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;
2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;
3) лжет, как сивый мерин; симпатичный чернила, знак допроса, птичкиным языком;
4) треугольник любви, с лицом из камня, курей слеповатых, пройти сквозь ушко иголки.
Вопрос №9 Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: « Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь? Как при этом меняется его жанр?
11. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов:де́ти, дете́й. де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ.Детя́м, детя́ми, о детя́х
диабет́ [бе]
диа́гноз! удар.диагно́з устар.
диало́г ! удар.диа́лог устар.
диане́тика[нэ]
дикобра́з! неправ. дикообра́з
длинну́щий[нн ] и длиннющий [н̕ н̕ ]
Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?
Вопрос №10К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют слова в следующих предложениях?
1)Вон из комнаты! 2) Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4) Уйди прочь с глаз!5)Завели они новую прислугу, а старую прочь.
Вопрос №11Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семёрка слов.
д̀̀ети,детѐй, дѐтям, детьмѝ, о дѐтях! неправ. детя̀м,детя̀ми, о детя̀х ‹…›диабѐт[е] ‹…›
диа̀гноз! удар.диагно̀зустар. ‹…›
диало̀г! удар.диа̀логустар. ‹…›
дианѐтика [нэ] ‹…›
дикобра̀з !неправ.дикообра̀з‹…›
длиннущий [нн] и длиннющий []‹…›
Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?
Вопрос №12
Прочитайте древнерусский текст, переведите его и выполните задания к нему.
1. Произведите морфологический разбор слова Олгови в сочетании Олглвивнуци.
2. Какого числа словоформа князьею? Определите род и склонение этого слова.
3. Выпишите типичные для летописных сообщений устойчивые глагольные сочетания.
Кратко поясните их значения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционное обучение (дистанционные задания)
Задания для обучения студентов дистанционно....
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. ...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...