Статья "Технология обучения школьников умениям проектно-исследовательской деятельности".
статья на тему

Гордеева Ольга Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов в учебной и внеучебной деятельности, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы учителя25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения школьников умениям

проектно-исследовательской деятельности.

(из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №3» с УИОП г. Котовска Тамбовской области

Гордеевой Ольги Николаевны)

История метода проекта.

 Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в учебную проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога - мыслителя Френсиса Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К. Килпатрика. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок.

Можно выделить ряд идей Френсиса Паркера, которые легли в основу современного гражданского образования и проекта «Гражданин»:

  • образование должно исходить из интересов детей,
  • обучение должно строиться на сотрудничестве,
  • в основе гражданского образования должен лежать социальный опыт детей.

Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 в. Под руководством  русского педагога С.Т. Шацкого  в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,  пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.: «Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики»,  «Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания», «Метод проектов» и др.    

Цели и особенности проектного обучения.

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

 -Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации рефлексии.

-Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности  в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

-Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять  отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

-Проектная деятельность предполагает воспитание у учащихся таких качеств, как  самостоятельность, инициативность, креативность.

 Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

 -интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

 -творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

 -коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);

-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).    

 Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:

-Принцип коммуникативности; принцип ситуативной обусловленности;

-Принцип проблемности; принцип автономности.

 Этапы работы над проектом:

 В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:

1.  Подготовка (определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.)

2. Планирование ( а)определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способов представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и  процесса проектной деятельности.)

3. Исследование (Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.)

4. Формулирование результатов или выводов (Анализ информации, формулирование выводов)

5. Защита проекта (Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)

 Классификация проектов.

 В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.

 Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.  В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По содержанию:

а) Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета, в нашем случае  - истории, обществознания);

б) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких   предметов);

в) Надпредметные (выполняются  на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

 2. По методу, доминирующему в проекте:

а) Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);

б) Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания   становится ролевая игра);

в) Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

 3. По характеру координирования проекта:

а) с явной координацией

б) со скрытой   координацией

 4. По включенности проектов в учебные планы:

а) текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

б) итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение   учащимися определенного учебного материала)

 5. По продолжительности выполнения проекта:

а) мини – проекты (несколько недель);

б) средней продолжительности (несколько месяцев);

в) долгосрочные (в течение года)

 6. По количеству участников проекта:

а) коллективные

б) индивидуальные

в) групповые.

 Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний » и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию  коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности   обучаемых.

 II. Практическая часть. Использование методов проекта в учебной и внеклассной  деятельности.

Проблема интереса – одна из важнейших при обучении истории. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления,  к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету, как к чему – то  для нее ценному и  привлекательному. Существует три фактора, влияющих на интерес:

а) содержание исторического материала; б) методы, приемы и средства его передачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся.

 В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке. Я избираю темы более значительные, интересные и усложняю в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы я придерживаюсь следующих рекомендаций:

- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

-Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения  проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

-В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

 Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, копаться  в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере.

  В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, краеведению.

В ходе изложения материала на уроке истории я включаю элементы проектной деятельности. Например, при изучении темы «Реформация в Германии» (7кл) группам можно дать  следующие  задания: подготовить выступление: 1 группа - от имени католического священника, представителя Лютеранской церкви, 2 группа – от имени представителя народной реформации с защитой своих идей. При изучении темы «Политическая раздробленность Руси»: 1 группа - готовит материал о природно-географическом положении Киевской Руси, 2 группа – готовит материал об организации управления в Киевской Руси. Тема «Великие географические открытия» - задания: 1 группа - определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь (на примере одного путешественника), 2 группа – создание карты маршрута путешествия. При изучении материала о первых русских князьях: 1 группа – составление летописи (основные события правления князя); 2 группа – характеристика князя от имени дружинника.

В 5 классе при изучении раздела «Первобытнообщинный строй в истории человечества» за одну – две недели до проведения урока – практикума предлагаю учащимся принять участие в проекте «В пещере первобытного человека» и даю задания по группам:  готовят элементы одежды, орудия труда, оружие, сцены из жизни первобытных людей (добывание огня, собирательство, охота…. 

Практический результат проекта: собрана картотека рисунков, дано описание внешнего вида первобытных людей, сделаны макеты животных, жилища, орудия труда первобытных людей.  Всех учащихся разделила по интересам, то есть каждый ребёнок работал в той проектной группе, в которой чувствовал себя комфортнее, смог проявить свои способности: артистичность, оригинальность, индивидуальность.

  Уроки обществознания, как и уроки истории, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.

Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Использование приёмов проектно-исследовательской работы способствует:

  • расширению кругозора в области достижений общественных наук;
  • формированию навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
  • развитию познавательного интереса, любознательности;
  • знакомит с методами и приемами научного исследования.

В рамках реализации проектно-исследовательского метода образования были подготовлены исследовательские и творческие проекты:

  • «Отмена крепостного права в России». Исследовательский проект по истории России XIX в., выполнен учащимися 8 б класса.
  • «Выбор жизненного пути». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 8 б класса.
  • «Враги души и тела». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 8 б класса.
  • «Культура России ½ XIX в. ». Информационный проект по истории России XIX в., выполнен учащимися 8 б класса.
  • «Социальная и личностная значимость образования». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 10 г класса.
  • «Тенденции развития образования в современном мире». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 10 г класса.635
  • «Жизнь архиепископа Луки как пример служения Отечеству и Богу». Творческая работа Кукловой Елизаветы, ученицы 8 б класса.

Благодаря организации проектно-исследовательской деятельности, учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:

  • самостоятельно и критически мыслить;
  • видеть и формировать проблему;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
  • овладевают навыками ИКТ-технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...

Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики

Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики....

Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"

Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...

"Значение трудовой деятельности в обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием"

Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия д...