Статья "Технология обучения школьников умениям проектно-исследовательской деятельности".
статья на тему
В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов в учебной и внеучебной деятельности, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы учителя | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обучения школьников умениям
проектно-исследовательской деятельности.
(из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №3» с УИОП г. Котовска Тамбовской области
Гордеевой Ольги Николаевны)
История метода проекта.
Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в учебную проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога - мыслителя Френсиса Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К. Килпатрика. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок.
Можно выделить ряд идей Френсиса Паркера, которые легли в основу современного гражданского образования и проекта «Гражданин»:
- образование должно исходить из интересов детей,
- обучение должно строиться на сотрудничестве,
- в основе гражданского образования должен лежать социальный опыт детей.
Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 в. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.: «Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики», «Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания», «Метод проектов» и др.
Цели и особенности проектного обучения.
Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
-Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации рефлексии.
-Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
-Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
-Проектная деятельность предполагает воспитание у учащихся таких качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
-интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
-творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
-коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);
-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).
Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.
Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:
-Принцип коммуникативности; принцип ситуативной обусловленности;
-Принцип проблемности; принцип автономности.
Этапы работы над проектом:
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:
1. Подготовка (определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.)
2. Планирование ( а)определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способов представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.)
3. Исследование (Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.)
4. Формулирование результатов или выводов (Анализ информации, формулирование выводов)
5. Защита проекта (Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)
Классификация проектов.
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.
Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По содержанию:
а) Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета, в нашем случае - истории, обществознания);
б) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
в) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте:
а) Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
б) Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
в) Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
3. По характеру координирования проекта:
а) с явной координацией
б) со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы:
а) текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
б) итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
5. По продолжительности выполнения проекта:
а) мини – проекты (несколько недель);
б) средней продолжительности (несколько месяцев);
в) долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта:
а) коллективные
б) индивидуальные
в) групповые.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний » и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых.
II. Практическая часть. Использование методов проекта в учебной и внеклассной деятельности.
Проблема интереса – одна из важнейших при обучении истории. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету, как к чему – то для нее ценному и привлекательному. Существует три фактора, влияющих на интерес:
а) содержание исторического материала; б) методы, приемы и средства его передачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся.
В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке. Я избираю темы более значительные, интересные и усложняю в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы я придерживаюсь следующих рекомендаций:
- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
-Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
-В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, копаться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере.
В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, краеведению.
В ходе изложения материала на уроке истории я включаю элементы проектной деятельности. Например, при изучении темы «Реформация в Германии» (7кл) группам можно дать следующие задания: подготовить выступление: 1 группа - от имени католического священника, представителя Лютеранской церкви, 2 группа – от имени представителя народной реформации с защитой своих идей. При изучении темы «Политическая раздробленность Руси»: 1 группа - готовит материал о природно-географическом положении Киевской Руси, 2 группа – готовит материал об организации управления в Киевской Руси. Тема «Великие географические открытия» - задания: 1 группа - определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь (на примере одного путешественника), 2 группа – создание карты маршрута путешествия. При изучении материала о первых русских князьях: 1 группа – составление летописи (основные события правления князя); 2 группа – характеристика князя от имени дружинника.
В 5 классе при изучении раздела «Первобытнообщинный строй в истории человечества» за одну – две недели до проведения урока – практикума предлагаю учащимся принять участие в проекте «В пещере первобытного человека» и даю задания по группам: готовят элементы одежды, орудия труда, оружие, сцены из жизни первобытных людей (добывание огня, собирательство, охота….
Практический результат проекта: собрана картотека рисунков, дано описание внешнего вида первобытных людей, сделаны макеты животных, жилища, орудия труда первобытных людей. Всех учащихся разделила по интересам, то есть каждый ребёнок работал в той проектной группе, в которой чувствовал себя комфортнее, смог проявить свои способности: артистичность, оригинальность, индивидуальность.
Уроки обществознания, как и уроки истории, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.
Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.
Использование приёмов проектно-исследовательской работы способствует:
- расширению кругозора в области достижений общественных наук;
- формированию навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
- развитию познавательного интереса, любознательности;
- знакомит с методами и приемами научного исследования.
В рамках реализации проектно-исследовательского метода образования были подготовлены исследовательские и творческие проекты:
- «Отмена крепостного права в России». Исследовательский проект по истории России XIX в., выполнен учащимися 8 б класса.
- «Выбор жизненного пути». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 8 б класса.
- «Враги души и тела». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 8 б класса.
- «Культура России ½ XIX в. ». Информационный проект по истории России XIX в., выполнен учащимися 8 б класса.
- «Социальная и личностная значимость образования». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 10 г класса.
- «Тенденции развития образования в современном мире». Исследовательский проект по обществознанию, выполнен учащимися 10 г класса.635
- «Жизнь архиепископа Луки как пример служения Отечеству и Богу». Творческая работа Кукловой Елизаветы, ученицы 8 б класса.
Благодаря организации проектно-исследовательской деятельности, учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:
- самостоятельно и критически мыслить;
- видеть и формировать проблему;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
- овладевают навыками ИКТ-технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности
Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....
Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников
Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...
Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики
Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики....
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"
Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...
"Значение трудовой деятельности в обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием"
Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия д...