Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики
методическая разработка на тему
Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_shaymardanova_a.kh_.odt | 50.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаймарданова Альфира Хамитовна
Учитель математики
МКОУ СОШ №9 города Аши Челябинской области
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Артур Уорд
Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности преобретаемых знаний. Поэтому и учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям мы относим проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.Данная технология активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, а также формирует и далее развивает мотивацию обучения. Метод проектов может использоваться как на уроках, так во во внеклассной работе.
Понятие Проект – (от лат. proektus)- брошенный вперед. Дословно означает:
1.Совокупность документов(расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2.Предварительный текст какого-либо документа.
3.Замысел, план
Из истории проектного обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также «методом проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Этот метод как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей США. Американцы называли метод проектов – «наш метод школьной работы» и рассматривали его как универсальный метод в школьной практике. Но, на мой взгляд, наиболее рациональным представляется этот метод в сочетании с традиционными методами, в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 г. была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.
Цель проектного обучения- создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться преобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения, развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения
- В центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обепечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
- комплексный подход в разработке учебных прооектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обепечивает за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Задачи проектного обучения:
- формирование самостоятельной активной позиции учащихся в учебной деятельности;
- развитие общих учебных умений и навыков;
- развитие учебной мотивации учащихся;
- перевод полученных знаний на компетентностный уровень.
Преимущества проектной технологии перед другими:
Внешний результат
созданный продукт можно увидеть, применить в реальной практической деятельности, оценить качество своей деятельности, получить общественное признание
Внутренний результат
приобретение опыта учебно-исследовательской деятельности; перевод знаний и умений в компетентности и ценности
А также осуществляется развитие общих учебных умений и навыков;
создаются условия для формирования внутренней мотивации школьников к изучению предметов школьной программы и получению «запрограмных» знаний;
создаются условия для восприятия учебных дисциплин в комплексе, во взаимосвязи друг с другом, т.е для формирования целостной системы науки и культуры;
приобретается опыт принятия самостоятельных решений, аргументации своей позиции, публичного представления результатов своей работы.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
По типам проекты можно разделить на
- исследовательские;
- творческие;
- приключенческие, игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
Исследовательский проект: Хорошо продуманы структура проекта, его цель, актуальность для всех участников, социальная значимость. Продуманность методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки собранной информации, способов представления результатов.
Творческий проект: Проекты не имеют детально проработанной структуры. Она только намечается и развивается по ходу работы. В лучшем случае можно договориться о планируемых результатах (совместно выпущенной газете, видеофильме, экспедиции и т.д.).
Приключенческие, игровые: Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения;
Информационные:
Проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение этих фактов предназначены для большой аудитории.
Структура проекта:
Цель;
Актуальность;
Методы получения и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, корректировка);
Результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и др.);
Презентация (публикация, обсуждение, представление).
Практико-ориентированные: Четко обозначенный результат деятельности учащихся с самого начала проекта. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, проект закона, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.)
Необходимо четкое определение функций каждого участника проекта в оформлении конечного продукта. Коррекция работы, поэтапное обсуждение, коррекция совместных и индивидуальных усилий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
- Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний.
- Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
По продолжительности различают:
- Минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.);
- Краткосрочные – на 4-6 уроков;
- Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Формы представления результатов проектной деятельности:
- Web-сайт, мультимедийный продукт;
- анализ данных социологического опроса;
- атлас, журнал, газета, карта, путеводитель, письмо;
- атрибуты несуществующего государства, законопроект;
- бизнес-план;
- статья, доклад, реферат, сочинение;
- видеофильм, видеоклип;
- выставка, экскурсия, постановка (спектакля), праздник, ;
- учебное пособие, публикация, ролевая игра, музыкальное произведение;
- коллекция, костюм, модель, макет;
- справочник; , чертеж, прогноз и др.
Конечный результат:
- Новые знания и умения (ими заканчивается исследование проблемы)
- Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы).
Основные требования
к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей разрешения
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (выпуск газеты, показ спектакля, проведение акции)
Самостоятельная деятельность детей
Определение этапов работы по проекту, их описание
Использование исследовательских методов
Работа над проектом
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Погружение в проект | Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задач. | Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации, целеполагание, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели. | Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании рабочих групп. |
Планирование работы | Отбор источников информации и выбор способов представления конечного результата деятельности | Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов, распределение обязанностей в каждой группе | Необходимая консультативная и организационная помощь |
Поисково-информационная деятельность | Работа с источниками информации, поиск отбор и анализ и обобщение полученых сведений | Поиск, отбор и изучение информации в различных источниках. Проведение исследования. | Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе, организация консультаций с учителями других предметов. |
Результаты и выводы | Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов | Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями предметниками, оформление результатов, подготовка материалов для защиты, создание презентаций,изготовление моделей. | Консультативная и методическая помощь в подготовке презентаций, |
Презентация | Открытый отчет участников проекта о проделанной работе | Демонстрация результатов проделанной работы | Участие в обсуждении |
Оценка процесса и результатов работы | Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом. | Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Учитель на каждом этапе выполняет роль координатора, консультанта.
План оформления проектной работы
- Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
- Основная часть(литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
- Заключение (выводы и результаты).
- Список литературы.
- Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы иследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Введение - очень важная часть работы.Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
- Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
- Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
- Зачем была выполнена работа, какова ее цель и насколько она была достигнута?
- Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения. Основная часть делится на главы(параграфы). В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
- Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
- Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
Критерии оценивания проекта разработаны П.С. Лернером, Е.С. Полат и И.Д. Чечелем. Приоритет отдается рейтинговой, качественной оценке. Обязательное требование - включение промежуточного контроля и оценивание на всех этапах выполнения проекта. В роли экспертов могут выступать, учителя и одноклассники.
Перечислим составляющие оценки:
- листы рефлексии: в процессе их написания учащиеся могут поразмышлять над тем, что дало выполнение этого учебного задания лично им, с какими сложностями они столкнулись в процессе работы над проектом, если были неудачи, то как их избежать в будущем, а если все прошло успешно, то каковы слагаемые успеха.
- Оценка выполнения и оформления работы:объема и полноты освещения решаемой проблемы, степени самостоятельности при выполнении проекта, аргументированности предлагаемых решений и выводов, качества оформления работы.
- Оценка защиты проекта: качества публичного выступления, культуры речи и манеры поведения, использование наглядных средств, ответов на вопросы учащихся и учителей, эрудиции.
Представим индивидуальную карту проектанта.
Индивидуальная карта проектанта
Класс___________Руководитель проекта_________
Тема проекта_________________________________
Дата начала работы____________________________
Дата защиты проекта___________________________
Этапы проекта | Критериии оценки | Оценка | |||
максимальная | фактическая | ||||
Погружение в проект | Актуальность выбранной темы | 5 | |||
Практическая значимость работы | 5 | ||||
Аргументированность целей раболты | 5 | ||||
Планирование работы | Умение отбирать информацию | 5 | |||
Умение организовать работу в команде | 5 | ||||
Наличие разделения обязанностей | 5 | ||||
Информированность группы о результатах работы | 5 | ||||
Определение вклада каждого члена группы | 5 | ||||
Поисково-информационная деятельность | Соответствие содержания теме | 5 | |||
Логичность и последовательность изложения | 5 | ||||
Четкость формулировок и выводов | 5 | ||||
Доступность для понимания | 5 | ||||
Результаты и выводы | Эстетика оформления результатов | 5 | |||
Соответствие оформления стандартным требованиям | 5 | ||||
Презентация | Качество доклада | 5 | |||
Объем и глубина знаний по теме | 5 | ||||
Культура речи | 5 | ||||
Чувство времени | 5 | ||||
Умение удерживать внимание аудитории | 5 | ||||
Умение вести дискуссию | 5 | ||||
Оценка процесса и результатов работы | Полученные результаты и их оценка | 5 | |||
Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов | 5 | ||||
Критерии выставления оценки | Итого баллов | ||||
Баллы | 110-90 | 89-65 | 64 и менее | 110 | |
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | Итоговая оценка | |
Советы педагогам
- Глубоко изучить тематику проекта
- При составлении плана поддерживать детскую инициативу
- Создавать атмосферу детской активности и заинтересованности работой
- Создавать игровые и проблемные ситуации
- Принцип: Ребенок имеет право на ошибку
- Последовательность и регулярность в работе
- Проявление творчества
- Вовлечение родителей
Как показывает практика, деятельностный подход и метод проектов помогают решать задачи современной школы, Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому ученику самостоятельно осваивать культурные ценности. Однако если все учителя по всем предметам сразу дадут учащимся проекты, то никакого позитивного результата достичь не удастся- это приведет к серьезной перегрузке. Справедлива оценка метода проектов, данная профессором В.В. Гузеевым: «Проектное обучение- полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее... Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».
Проектная деятельность дает лучшие результаты в старших классах, однако начинать применение данного метода можно начать с любой ступени обучения.
5 класс «Натуральные числа (история возникновения, первые обозначения, разряды, классы)», «Обыкновенные дроби», «Микрокалькулятор(когда возникли и как развивались)», «Проценты».
При изучении темы «Метод координат» в 6 классе можно провести внеклассное мероприятие «День именинника». Класс разбивается на группы по знакам Зодиака, под которым они родились. Каждая группа получает задание: в системе координат изобразить свой знак Зодиака, представить легенду возникновения знака.
В ходе этой работы учащиеся отрабатывают навыки изображения точек на координатной плоскости, умения работать с литературой, находить нужную информацию, находить информацию в сети Интернет и обрабатывать ее.
Проектную деятельность можно использовать в 7 классе при изучении темы «Линейная функция. Взаимное расположение прямых», «История возникновения планиметрии», в 8 классе «Четырехугольники», «Симметрия»
Проектные работы по теме «Многогранники» На выполнение проектов отводилось 5 недель, в течении которых изучается данная тема. «Пчелы строители своего жилья», «Кристаллы-природные многогранники», «Звездчатые многогранники», «Решение задач, предлагаемых на ЕГЭ по математике», и т.д.
11 класс «Практическое применение показательной и логарифмической функций».
В ходе работы над темами совершенствуется работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, прослеживается межпредметная связь, развивается кругозор, повторяется ранее изученный материал. При работе над бумажными моделями развивается моторика пальцев, аккуратность, тренируется такое качество как терпеливость. Работа в группах сплачивает учащихся, учит участвовать в совместном принятии решений, брать на себя ответственность, владеть навыками взаимодействия с окружающими.
Использование данного метода может показать, что за скучными формулами и теоремами скрывается целый удивительный мир, что математика существует не только на страницах толстых учебников, она присутствует в архитектуре, живописи, в музыке, в окружающей нас природе.
ТЕМЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
- Рациональные приемы вычислений.
- Удивительный мир чисел.
- Уравнения в целых числах.
- Логические задачи.
- Графы и их применение.
- Комбинаторика.
- Построение графиков функций с модулем и параметром.
- История возникновения и развития понятия производной функции.
- Как возникли логарифмы.
- История возникновения математической символики.
- Развитие вычислительной техники.
- Евклид и его «Начала».
- От геометрии Евклида до геометрии Лобачевского.
- Школа Пифагора и пифагорейцы.
- Различные методы доказательства теоремы Пифагора.
- Движения. Их виды.
- Замечательные точки в треугольнике.
- Основные идеи топологии.
- Архитектура и геометрия.
- Л.Эйлер и его вклад в развитие математики России.
- Открытие тригонометрии.
- Тригонометрия и астрономия.
- Особые способы решения тригонометрических уравнений.
- Тригонометрические подстановки.
- Решение иррациональных уравнений (особые способы).
- Исследование методов решения неравенств.
- Исследование методов решения возвратных и симметричных уравнений.
- Симметрия в природе и архитектуре.
- Золотое сечение.
Список литературы:
1.Стратегия модернизации содержания общего образования. М.,2001г.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М.: Народное образование,1998.
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ,2003г.
5.Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.,2000.
6. Антонова, Е. Метод проектов в обучении математике / Е. Антонова // Математика. – 2008.– №13.– С. 9-21.
7. Бусев, В. Что такое проект по математике? / В. Бусев // Математика. – 2008. – №13. – С. 22-24.
8. журнал «Математика в школе» №4/1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка
Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...
«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»
В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани...
«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...
Проект как способ учебной деятельности согласно ФГОС
Проект как способ учебной деятельности согласно ФГОС...
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...
Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...