Мастер-класс по теме «Метапредметные образовательные технологии. Применение метода «Карт понятий», «Ассоциативная схема»
методическая разработка
Мастер-класс по теме «Метапредметные образовательные технологии. Применение метода «Карт понятий», «Ассоциативная схема».
Актуальность использования метапредметных образовательных технологий в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Данные образовательные позволяют учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета.
При использовании данных технологий по разным предметам, в результате у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. Ориентированы на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности, коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass._hod_provedeniya.docx | 19.38 КБ |
assotsiativnaya_shema._prilozhenie_1.docx | 11.33 КБ |
tekst._prilozhenie_2.docx | 12.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»
«Использование современных продуктивных технологий
в образовании и воспитании»
Мастер-класс по теме
«Метапредметные образовательные технологии.
Применение метода «Карт понятий»,
«Ассоциативная схема»
Разработала учитель географии
Халикова Рушания Рифхатовна,
1 квалификационная категория.
Лайтамак- 2018
Краткая аннотация.
Актуальность использования метапредметных образовательных технологий в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Данные образовательные позволяют учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета.
При использовании данных технологий по разным предметам, в результате у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. Ориентированы на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности, коммуникативных способностей.
Введение.
Цель мастер-класса: обучение учителей к внедрению новых метапредметных образовательных технологий.
Задачи:
- показать особенности использования «Карты понятий», «Ассоциативная схема» на уроках;
-познакомить учителей с приёмами организации деятельности учащихся при использовании «Карты понятий», «Ассоциативная схема».
- создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей.
Мастер-класс на тему «Метапредметные образовательные технологии. Применение метода «Карт понятий», «Ассоциативная схема»
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа. Человека, не столько обладающего знаниями, но способного самостоятельно добывать эти знания, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен, меняется роль учителя. Учитель – не транслятор знаний, непререкаемый авторитет, но организатор, руководитель, вдохновитель, советник и даже соратник в непростом деле поиска себя и смысла этого мира.
Для реализации этой цели на своих уроках использую метод составления карт понятий.
Карты понятий – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Этот метод эффективен при конспектировании текстов, что позволяет детям успешно оперировать сложными терминами и понятиями, а учителю ясное и объективное представление о знаниях обучающихся.
Современные дети все меньше читают книги, а уж параграфы учебника практически не читают. Использование метода карт понятий позволит обучающимся больше запомнить информации, так как им потребуется неоднократное прочтение текста.
Составление карты понятий исключает бездумные механические процессы запоминания, активизируя необходимые операции логического мышления для организации поиска информации и ее критической оценки.
Прежде чем провести свой мастер-класс, я хочу чтобы вы начертили круг (см.прием «Ассоциативная схема», приложение №1) и написали свои ассоциации к «Карте понятий» в 1 части ассоциативной схемы.
Приглашаю всех участвовать в мастер-классе по теме «Применение метода «Карт понятий»»
Участники – педагогический коллектив
Задания участникам: Работа индивидуальная.
- Пользуясь заданиями на карточках, заполнить вторую часть ассоциативной схемы. Задание: найти в тексте все, что связано с понятием. (Раздать текст «С чего начать обучение», приложение №2).
- Заполнить третью часть ассоциативной схемы. Задание: Какие ассоциации вызывает лично у тебя?
- Составить «карту понятий»:
- Ознакомительное чтение,
- Выписать ключевые слова,
- По количеству ключевых слов составить схему,
- Повторное чтение, заполнение схемы.
- Подробный рассказ по схеме.
- Рефлексия. Заполнить четвертую часть ассоциативной схемы. Задание: Что нового узнали? «Открытый микрофон».
Выводы. Технологии «Карты понятий», «Ассоциативной схемы» являются основой для организации учебного процесса и весьма перспективной альтернативой традиционному образованию. Они позволяют существенно повысить уровень информационной компетентности школьников.
Список использованной литературы:
1. Н.С.Глотова «Применение метода «Карт понятий» на уроках географии», журнал «География. Все для учителя», №5-6, 2017г.
2. А.Ю.Наливайко «Использование приема «Ассоциативная схема» на уроках географии. 6 класс», журнал «География. Все для учителя», №7, 2012г.
Предварительный просмотр:
1.Что нового узнали? 2.Какие ассоциации у вас вызывает?
4.Какие ассоциации 3.Найти в тексте все,
что связано с понятием
вызывает лично у тебя?
Предварительный просмотр:
В учебном процессе следует начинать обучение методу карт понятий с изучения графического способа отображения некоторых сведений о мире (фактов) в виде пропозициональных суждений. В этом суждении есть два понятия, которые связываются между собой каким-то отношением (обычно это глагол, но не обязательно).
Море является частью Гидросферы
После того, как учитель убедится в том, что обучающиеся научились выражать одиночные факты в графической форме в виде суждений, можно переходить к обучению построению системы понятий, выраженной в графической форме, т.е. карт понятий. Первые задания для обучающихся должны содержать небольшое число понятий, принадлежащих к одному семантическому полю. Легче всего дети справляются с заданиями на построение простых классификаций. Обучающимся предъявляется список понятий, которые они должны связать между собой в процессе построения карты, т.е. должны построить классификационную схему этих понятий.
Рельеф
Равнины Горы
Плоскогорья Возвышенности Низменности
Бразильское Среднерусская Амазонская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Татар теле һәм әдәбиятын укытуда проектлар методы»
Укытучы елы-2012 конкурсына үткәрелгән мастер-класс...
Современные образовательные технологии. Применение информационных технологий на уроках английского языка
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение новых информационных технологий в систему...
Технология применения соревновательного метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной деятельности студентов
Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, преподавателю физической культуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средст...
«Технология применения соревновательного метода на уроках физической культуры»
Технология применения соревновательного метода на уроках по физической культуры...
Презентация "Технология применения интерактивных методов в обучении говорению в основной школе"
Презентация "Технология применения интерактивных методов в обучении говорению в основной школе" приводит основные особенности интерактива, специальные приёмы для интерактива по УМК &quo...
Технология применения фонопедического метода развития голоса по В.Емельянову.
Технология Фонопедического метода...
Технология применения соревновательного метода на уроках физической культуры
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие воле...