Личностное развитие ученика как цель и результат педагогического процесса
статья на тему
В статье представлен опыт работы по личностно ориентированному подходу к обучению и воспитанию учащихся средней школы. Затронуты вопросы организации процесса такого обучения и воспитания, выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnoe_razvitie_uchashchihsya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностное развитие ученика как цель и результат
педагогического процесса
Учитель математики высшей категории МБОУ «Лицей №177»,
кандидат педагогических наук, Хабибуллина А.Я.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Образование есть единство двух основных составляющих: обучения и учения.
Методом проб и ошибок учитель пытается нащупать ту единственную ниточку, которая связывает желание ребенка учиться с его реальными возможностями. Успешно реализовать задачу развития ребенка помогает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Задача личностно-ориентированного обучения: помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Учебный процесс в школе, как целостная дидактическая система, направлен на организацию и передачу знаний, создание определенных условий для их усвоения.
Образовательный процесс в школе - это система взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности как индивидуальности.
К сожалению, традиционная школа в основном направлена на передачу знаний, что не полностью решает учебно-воспитательные задачи. Работая в лицее №177 с углубленным изучением отдельных предметов, наблюдая за работой коллег, следует отметить, что многие преподаватели используют личностно-ориентированное обучение и воспитание. Школа более склонна к проведению именно образовательного, а не учебного процесса. В учебном процессе наряду с обучением формируются навыки учения, когда учащиеся стремятся не только получать знания, но и постигать все своими силами. То есть, планомерно формируется потребность в саморазвитии и самообразовании.
В школе активно применяется последовательность методов, позволяющих организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая основную цель личностно-ориентированного обучения - определить личностную траекторию развития каждого ребенка, координируя и корректируя, поддерживая продвижение личности по лестнице развития: диагностика, организационные методы, мобилизационно-побудительные методы, методы совершенствования, коммуникативные методы.
Так, диагностика предполагает изучение, наблюдение, беседы, составление характеристик, замеры тех или иных количественных показателей. В нашей школе наблюдения ведутся не только психологами и педагогом по здоровью, но и классными руководителями и учителями-предметниками.
Организационные методы включают в себя целый спектр путей и приемов организации деятельности педагогического коллектива. Так, после систематизации данных по учащимся, проводятся психолого-педагогические консилиумы с целью выработки тактики поведения и коррекции проявившихся проблем. Мобилизационно побудительные методы – внушение, убеждение, использование элементов актуализации, показ практического применения предполагаемых результатов. Коммуникативные методы – непосредственное сотрудничество с каждым ребенком, создание атмосферы доверительных отношений, подготовка и реализация ситуации успеха. Методы совершенствования включают в себя обобщение результатов опытов и экспериментов с последующей корректировкой, расстановкой новых акцентов, постановкой новых задач, а также изучение и применение новых достижений науки и передового опыта.
Как конкретно организовать процесс личностно-ориентированного обучения?
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса; но в личностно-ориентированном обучении он является не информационно-вещательным, а информационно-побудительным. Прежде, чем изучать новый материал, надо выяснить знания учащихся по предполагаемым новым терминам и корректировать их, используя их субъектный опыт. Обязательно согласовывать понимание терминов с различных точек зрения. Например, слово «движение» в математике означает элемент преобразования фигур на плоскости или в пространстве, при котором расстояние между любыми двумя точками сохраняется; в физике - несколько иная точка зрения на это понятие; в быту – движение есть любое перемещение по какому–то пути, а гипотетически это понятие может иметь иной смысл, и др.
Независимо от форм деятельности на уроке в личностно-ориентированном обучении должен работать гуманистический принцип урока:
- В процессе деятельности отношения «учитель-ученик» равносильны отношениям «субъект-субъект», в которых ученик выступает как равноправный партнер.
- При решении той или иной задачи учитель не ведет ученика за собой, а идет рядом или чуть впереди, допустимо, когда учитель пропускает ученика вперед, подстраховывая его деятельность.
- В процессе любого общения учитель воздерживается от нравственных оценок, дает возможность ребенку самому пройти свой путь и сравнивает его успешность только с ним самим.
Учитель стремится очеловечить обучающее пространство, используя человекосберегающие технологии (обстановка доброжелательности и поддержки, сочувствия и соучастия, сотрудничества и сотворчества)
Наряду с индивидуально центрированными качествами самого педагога, есть некоторые рекомендации, как организовать деятельность учащихся, учитывая особенности каждого.
1.Рекомендуется обратить внимание на большую роль семантических кодов. Каждый ребенок имеет разное физиологическое развитие: у кого-то в большей степени развито зрительное восприятие образов, кому-то проще запомнить, проговаривая некоторые понятия, а кто-то испытывает постоянную потребность в двигательных манипуляциях (ребенок постоянно рисует или черкает на бумаге в силу этой потребности, а не потому, что непослушен)
Например, рассмотрим предложения по изучению формулы по математике для нахождения расстояния, зависящего от скорости движения и времени V*t=S. Задачи с применением этой формулы изучаются в начальной школе. Чтобы учесть индивидуальные особенности большинства учеников, эта формула дается с разных ракурсов:
- Запоминание на слух – учитель повторяет сам и неоднократно просит повторить нескольких ребят эту формулу
- Запись формулы – весь класс подключает моторную память, выполнив запись в тетради, а лучше – если еще и обведет эту формулу в рамочку.
- Зрительный ряд – эмоционально-восприимчивые дети со слабым логическим мышлением проще запоминают действия нахождения расстояния, как произведения скорости и времени, а действия нахождения скорости или времени - как частного. Если эту же самую формулу записать , из которой достаточно очевидны эти действия. Так, чтобы найти расстояние нужно скорость и время перемножить. А чтобы найти скорость, нужно путь разделить на время.
- Объединение слов по грамматическим признакам – слуховое сочетание слов в формулировке правила с учетом падежа, времени, рода, склонения и т.д.
2.Очень эффективно на развитие личности влияет умение применять информационные технологии. Так, работа с первоисточниками, текстом, энциклопедическим материалом, справочниками, таблицами формирует у учащихся умения добывать знания самостоятельно, анализировать и систематизировать их. Особую роль следует отвести навыкам конспектирования.
3.Предпочтения разных учащихся в видах деятельности можно учесть на уроке, давая индивидуальные задания в виде тестов и карточек для детей, имеющих проблемы с устной речью. Учащихся, которые лучше высказывают свои мысли устно, чем письменно, желательно опрашивать с места или приглашая к доске. Детям гуманитарного склада ума, испытывающим затруднения в технических дисциплинах, давать творческие задания по истории науки и отрабатывать практические навыки, используя образно-чувственные методы обучения.
Результат личностно-ориентированного обучения – развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства взаимодействия с семьей в личностном развитии ученика.
Пути и средства взаимодействия с семьей в личностном развитии ученика....
Влияние школьных праздников на личностное развитие учеников
Влияние школьных праздников на личностное развитие учеников...
методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА
Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...
Технология создания ситуации успеха,как стимул личностного развития ученика
Презентация поможет выступить вам на ШМО с данной темой.Здесь вы найдете для себя в чем разница между "Успехом" и "Ситуацией упеха"....
Презентация: "Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ученика".
Презентация даст практические советы как помочь обучающимся почувствовать себя успешными, приобрести уверенность в себе....
Презентация "Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ученика"
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивнос...
"Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ученика."
Формирование психологически здоровой личности ребенка....