Индивидуальный план самообразования
статья на тему

Вагизова Фарида Гибадулловна

Индивидуальный план учителя биологии и географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_samoobrazovaniya.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зиреклинский лицей Новошешминский муниципальный район РТ»

Индивидуальный план самообразования

учителя биологии, географии,

МБОУ «Зирелинский лицей»

Вагизовой Фариды Гибадулловны.

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».

 (Г.М.Коджаспирова

Пояснительная записка.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

    Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

   Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

  Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

  Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Методическая тема района: « Создание системы повышения качества образования при комплексном использовании современных подходов к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения»»

Методическая тема, над которой работает лицей:

«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Тема над которой работаю я:

«Развитие познавательно- исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и географии в условиях перехода ФГОС второго поколения».

        

        Личная карта учителя

ФИО: Вагизова Фарида Гибадулловна

Образование: высшее, НГПИ, учитель географии (диплом№ СВ 0532060, выдан 21.12.2006),

Специальность: (переподготовка) ИЭУП, учитель химии и биологии (диплом ПП-I  № 990520, выдан 2013 )

Педагогический стаж: 23 года, в данной должности 23года;

Награды, поощрения: Грамота РОО, 2008г.,

                                         Грамота МО и Н РТ, 2009.;

                                         Нагрудной знак «За заслуги в образовании», 2015;

Повышение квалификации

Год:

 Апрель, 2017

Предмет:

Биология, география

Тема/проблема повышения квалификации:

«Системно – деятельностный подход на уроках химии, биологии и географии в условиях реализации ФГОС ОО»

Образовательная организация:

Приволжский межрегиональный центрповышения квалификации ипрофессиональной переподготовки работников образования Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Кредо: «Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе»

Девиз: «Все начинается с любви!»

1. Целевые установки педагога:

  • Повышение профессионального уровня.
  •  Ведение активной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

2. Задачи

  • Последовательно выполнять требования основных нормативных документов по преподаванию предмета.
  • Осуществлять обновление содержания учебных курсов своих предметов путем выделения системы теоретических понятий, формирования на их основе практических умений и навыков.
  • Усилить внимание к вопросам дифференциации обучения, позволяющей обеспечить профильную подготовку.
  • Организация умственной и познавательной деятельности детей на основе личностно-деятельного подхода.
  • Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала.
  1.  овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
  2. формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  3. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
  4. формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  5. установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Уроки биологии и географии веду в 5- 11 классах. Методическая тема, над которой работаю, называется «Развитие познавательно - исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и географии в условиях перехода к ФГОС второго поколения».

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

    Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Каким же образом активизировать учащихся на уроке? Обучение не должно сводиться к механической "передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение. 

   Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. 

 На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: 

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

5. Сингапурскую технологию: Суть технологии заключается в том, что новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

   Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

- сделать этот процесс интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; 

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.  

   Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения.     

  

 Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учеников.

Работаю в классах с малой наполняемостью учащихся и поэтому главной особенностью методики преподавания в классах является индивидуализация обучения.

В таких классах легче установить контакт с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности, легче проследить за усвоением учебного материала.

На уроках должное внимание уделяю видам опроса, так как он является важным воспитательным моментом урока, стимулирующий работу ученика, развивая устную монологическую речь ученика.

Как учитель биологии и географии провожу внеклассную работу - являюсь руководителем школьного экоцентра «Яшел патруль». Провожу различные познавательные игры, конкурсы, викторины, экологические утренники.

Традиционно каждый год проводится школьный тур олимпиады. При этом призёры школьного тура по биологии принимают участие в районной олимпиаде.

 Индивидуальный план реализации темы самообразования

Срок реализации темы – 5 лет (2016– 2021г.г.)

 

Содержание

Результат и вид работы

Срок выполнения

 1.

Повышение психолого-педагогического и методического уровня:

- изучение темы: «Психологический комфорт на уроках»

изучение методической литературы

в течение года

2.

Научно-практическая работа

- участие в научно-практических конференциях;

-участие в конкурсах, олипиадах;

- участие в семинарах и мастер-классах для коллег

Участие в предметной неделе

Призовые места

в течение года

3.

Текущая методическая работа:

- разработка электронных тестов, карточек по предмету

- периодический анализ качества усвоения изученного материала по изучаемым разделам курсов географии, химии и биологии

Электронные тесты, карточки

Анализ контрольных работ за полугодие, мониторинг

В течение года

В конце полугодия

4.

Работа по кабинету

Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных программ

В течение года

5.

Анализ самостоятельной

методической работы.

самоанализ

май

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...

Индивидуальный план самообразования

Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....

Индивидуальный план самообразования

При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...

Индивидуальный план самообразования

Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы      учащихся.   Задачи: развивать творчес...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Индивидуальный план самообразования

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...