Работа школьного психолога с "трудными" детьми
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Программа является алгоритмом работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_trudnyh.docx267.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

работы педагога-психолога

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

с детьми «группы риска»

 

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                   (С. Давидович)

 

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

         Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

·         отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

·         незнание их интересов и потребностей;

·         политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

·         усиление влияния псевдокультуры;

·         неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

·         отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

·         чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

·         сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

·         "эпидемия" разводов;

·         потеря эмоциональных контактов с детьми.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам:

 

 http://skolano1.ru/sites/default/files/makar1.png

Система работы школьного психолога с учащимися «группы риска» представляется в таком виде:

http://skolano1.ru/sites/default/files/makar3.png

         На первом этапе работы с такими подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Изучение причин трудновоспитуемости проводится по следующей схеме:

·         что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

·         какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

·         с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

·         были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

         Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного результатов диагностики психолог проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня развития личности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание психологом особенностей всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

      На четвертом этапе продолжается индивидуальная работа с социальным окружением школьника, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем, широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть избранные методы и формы деятельности. Оно завершает индивидуализацию коррекционного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приёмы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

         Модель работы психолога с подростками имеет свои особенности и предполагает многообразие методов работы, гибкость, выделение основных приоритетов исходя из возрастных особенностей.

Принципы работы психолога с подростками «группы риска»:

  • Диагностический;
  • Консультативный;
  • Профилактический;
  • Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.

 Специфика индивидуально-коррекционной работы с младшими школьниками заключается в том, что:

1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.

2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.

3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.

Если обращение происходит на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей как с единым организмом;
  • повышение социально-психологической компетенции родителей.

Установление доверительных отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.

Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологической работы. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.

Методы работы психолога с детьми «группы риска» включают в себя:

  • Психоаналитическая психотерапия;
  • Принцип диалогического общения;
  • Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.

Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуально-коррекционную работу с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.

Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:

  • Исследование познавательной сферы школьников;
  • Диагностику способности к обучению;
  • Выявление тревожности у подростков;
  • Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
  • Оценка воли и мотивации подростков;
  • Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.
  • Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к подростку. Цель – разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Коррекционная работа с ребёнком «группы риска» предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а также обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.

Работа психолога с трудными подростками ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.

    Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

     Объектом работы в рамках данной программы является социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные.

   Школьный психолог в рамках данной программы работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основная цель - это психологическая и социальная защита ребёнка или подростка «группы риска», оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного психолога

Цели рабрты: Достижение наиболее высокого уровня психологического здоровья учащихся, основу которого составляет нормальное функционирование личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой,...

Психокоррекция в работе школьного психолога

Психокоррекция  - это система мероприятий, направленных на исправление недостатковпсихологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.Психокоррекции подле...

Здоровье школьников: технология работы школьного психолога

Статья "Здоровье школьников: технология работы школьного психолога"....

Групповые технологии в работе школьного психолога

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:- педагогические технологии как производство и применение апп...

Проективные технологии в работе школьного психолога

Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня ...

Технология использования кукол-перевёртышей в работе школьного психолога

Использование кукол-перевертышей в коррекционно-воспитательной работе педагога и психолога позволяет эффективно решать проблемы младших школьников в интересной психологически комфортной безопасной фор...