Система педагогических технологий по А. Гину
методическая разработка на тему

Дынер Инна Михайловна

Анализируя успехи и неудачи введения стандартов 1 поколения, методисты выявили один существенный недостаток  при реализации стандарта: ученик  не умеет пользоваться полученными на уроках  знаниями. Т.е. воспроизводя предыдущую тему урока, совершенно опускается тема, изученная ранее: получил отметку за ответ, и ладно, к следующему уроку про этот материал можно забыть. Введение  ФГОСа призвано устранить этот существенный недостаток в современном образовании. В связи с этой целью предлагаются различные  модернизированные методики из старой классической школы. С системой таких педагогических технологий нас знакомит Анатолий  Гин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ

УДИВЛЯЙ!

ОткрытостьОбратная связьИдеальность

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС
СССР в 20-30-е годы. Великая Отечественная война.
— Вы уже изучали роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд — какой он? Зло наказывает зло?
«...Желая зло, творит одно лишь благо» («Фауст»). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?.. (Утверждение литературного критика В. Котова со ссылкой на признание самого Булгакова.)

Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием:

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

ДеятельностьИдеальность

ФОРМУЛА 1:
в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

ФОРМУЛА 2:
загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример.
—Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! — Такими словами автор начал изучение новой темы в кружке ТРИЗ. — В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?
(Не буду томить читателя: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.)

Читатель согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

ОткрытостьДеятельностьОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно — ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них — повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Учитель иностранного языка. Хорошо бы использовать этот прием при изучении темы «Семья». Но не рассказывать же о своей семье?

— Но вы ведь можете давать пресс-конференцию от имени любого интересного для ребят человека — будь то популярный артист или рок-музыкант.

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Эту форму работы тоже можно сделать более интересной и эффективной, применив прием «Вопрос к тексту».

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ

Самый непродуктивный, утомительный и — увы! — распространенный способ повторения — традиционно-репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Мы будем говорить о другом повторении — активном и развивающем. Главный принцип такого повторения — переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

СВОЯ ОПОРА

Свобода выбораДеятельностьОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту. (Преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев советует опоры переименовать в шпаргалки. И провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления», а под этим «соусом» рассказать, как использовать опорные конспекты.)

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ

ДеятельностьОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ

ОткрытостьДеятельностьОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы. Этот прием по технологии подобен «Пресс-конференции» (см. стр. 16), но имеет другие цели.

СВОИ ПРИМЕРЫ

Свобода выбораДеятельностьОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ТЕМ

На третий год педагогической работы я впервые начал преподавание в классе с углубленным изучением физики. Такой класс в ту пору был единственный в городе, и ребята подобрались крепкие. Когда в марте нам объявили, что будет проведена стандартная министерская контрольная, я не придал этому никакого значения. Что стоит порешать стандартные задачки моим «олимпийцам»? Однако результаты оказались ошеломляющими. До сих пор стыдно вспоминать...

Все объяснилось просто: мои ученики прекрасно решали задачи на последнюю изученную тему. И совершенно не помнили ни формул, ни понятий, пройденных в начале учебного года. А содержание контрольной было построено как раз на давно пройденных темах.

Тогда я впервые понял то, что знает любой опытный преподаватель: глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.

Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и некоторая специфика.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ

ОткрытостьОбратная связь

ФОРМУЛА:
ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ

ОткрытостьДеятельностьИдеальность

Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

ФОРМУЛА:
подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.

ТЕХНОЛОГИЯ

Первый этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ 

На первом этапе целесообразно ограничиться короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т. п.

Главная цель первого этапа — научить составлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал (или план) остального текста.

Первая и последняя фраза должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал этих «ну...», с которых начинают часто свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы — заинтересовать слушателей, привлечь внимание.

Завершать сообщение можно стандартной фразой типа: «Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)» или «На этом доклад закончен, и я готов ответить на вопросы».

Пример.
Ученица 7 класса Алина Р. готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она собиралась так: «Ну, я буду рассказывать о страусах». После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: «Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а...»

Второй этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА 

Этот этап отличается от предыдущего только тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал + 20 секунд. Цель этапа — научить детей «чувствовать время». На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше, песочные часы.

Третий этап. ДОКЛАД 

Доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада — 5-7 минут. Если тема «не вмещается» в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик докладывает о биографии ученого, другой — о его научных достижениях.

Четвертый этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ 

Внимание! Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной (не учебной) обстановке.

На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т. п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: «Извините, я продолжу» или «Простите, я оговорился»...

Иногда целесообразно специально закладывать такие сбои при подготовке («Вот это слово ты произнесешь так, а потом поправишься...»), особенно для стесняющихся учеников. При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланированно собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.

Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с текстом доклада. Например: светоносный, семипудовый, невообразимый. Эти слова ученик должен встроить в доклад.

Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение.

Тренировки с затруднениями 1 и 2 подготавливают к использованию импровизации, что всегда отличает сильных лекторов.

Затруднение 3. Докладчика во время его речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументированно отреагировать и связно продолжить свою речь.

Затруднение 4. Во время доклада «штатный хулиган» издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжать речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в подобных условиях учителю.

Работа по данной технологии требует некоторых затрат сил и времени. Но зато потом она сторицей окупается.

При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики, полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада (не обязательно конкурсного) оценивать его по заранее выбранным критериям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями.

Педагогические технологии, подобные этой, нужны, когда мы хотим научить учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных — а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:

УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА

БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Свобода выбораОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради.

В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.

 «СВЕТОФОР»

Обратная связьИдеальность

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА:
при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

Диалог:

— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?

— При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: «Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато «светофор» дал мне уверенность на экзамене и «зеленый свет» в институт».

— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?

— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?

— А если ученик сомневается?

— Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть, как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

Диалог:

— Что если кто-нибудь забыл взять на урок «светофор»?

— В кабинете у вас небольшой запас сделанных теми же ребятами «сигнализаторов». В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их.

— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры «светофора»?

— Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользоваться. В некоторых классах ребята просто наклеивали цветную бумагу на деревянную линейку 25-30 см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с ручкой... Все зависит от возраста, вкусов.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Свобода выбораДеятельностьОбратная связьИдеальность

СХЕМА 1

ФОРМУЛА:
группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

ЛОВИ ОШИБКУ!

ДеятельностьОбратная связьИдеальность

Читатель помнит: этот прием уже был описан на стр. 13. Но теперь технология его использования изменилась.

ФОРМУЛА:
ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. РУССКИЙ ИЛИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Пример. ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ
Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Пример. МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ...
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы — найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: «Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем». В результате работы ребята заменяют его на такое: «Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем».

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками... Есть где развернуться фантазии учителя.

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ДеятельностьОбратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.

ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ

Обратная связьИдеальность

Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

ФОРМУЛА:
рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Диалог:

— Приведите пример такой работы учителя естественнонаучного цикла.

— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.

ТИХИЙ ОПРОС

Обратная связь

ФОРМУЛА:
беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной (см. раздел «приемы письменного контроля», стр. 62) или групповой работой.

Пример. МАТЕМАТИКА
Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует «Лист контроля формул». Учитель называет номер одного или нескольких блоков формул на листе. После непродолжительной подготовки учеников показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ФОРМУЛ Лист контроля формул

Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех «формулосодержащих» учебных предметах. Особенно в выпускных классах. Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Свобода выбораДеятельностьОбратная связьИдеальность

СХЕМА 1

ФОРМУЛА:
группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ

Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экзамены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Обратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов -1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы (см. прием «Четкая команда» на стр. 51). Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Обратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
проверять работы учеников выборочно.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Обратная связьИдеальность

ФОРМУЛА:
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.

Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Особо интересный вопрос — решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть «открытыми», они наиболее развивают «творческость» мышления (на западе используют термин «креативность»). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поленимся подробно рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. (Подробно о том, какие бывают открытые задачи и «с чем их едят», см. в приложении 2 «О творческих учебных задачах»)

Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников.

НЕМНОГО ИСТОРИИ,
ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса — мимо пройдет...

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован — но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться...

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Свобода выбораОткрытостьДеятельностьОбратная связьИдеальность

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).

ФОРМУЛА:
решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:
— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
— учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
— участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел «Деловые игры»).

ТЕХНОЛОГИЯ

Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ 

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ 

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.

Пример.
Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными и результаты полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка «за оригинальность» снижается.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.

Пример.
а) Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
б) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.
в) Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.

3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ?

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

Пример.
Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?

Вот неполный список наработанных группой старшеклассников идей: неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удобрений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц высаживаются кольцами; какие-то животные, например олени, вытаптывают посевы в брачных играх; особые метеорологические явления типа мини-торнадо или шаровых молний; шуточки студентов; сами крестьяне потихоньку вытаптывают круги для привлечения зевак, с которых можно брать деньги, и др.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УМШ ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИСТОРИЯ

По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким — таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имеющиеся знания учеников о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы).

ЛИТЕРАТУРА

Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни...)

ФИЗИКА

1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.

2. Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.

ХИМИЯ+ФИЗИКА

1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалился. Найдите возможные причины.

2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект.

ФИЗКУЛЬТУРА

Какими способами может человек без помощи предметов перепрыгнуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются.)

ТРУДЫ

1. Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга, классной доски...

2. Предложите модели одежды без ниток и клея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Педагогические технологии в системе воспитательной работы.

Опыт работы учителя математики МОУ СОШ № 3 Бакунец Татьяны Васильевны II квалификационная категория «Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя»...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Современные педагогические технологии в системе образования. Проектная технология.

Презентация представляет собой материал, раскрывающий понятие проектной деятельности в целом, ее целей, задач, умений, видов, этапов. В презентации также содержатся формы представления проектной деяте...