Преподавание математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
статья по теме
Статья о преподавании математики в школе с ХЭЦ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преподавание математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Учителя математики ГБОУ СОШ № 175
Бондарева Е.И.
Литвякова М.В.
Математика – язык природы.
Всё, что мы видим вокруг себя
можно представить и понять с
помощью чисел.
Макс Коэн
Общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла имеет свои специфические черты. Уже в начальной школе у детей развивается воображение, эмоциональность восприятия окружающей действительности, интерес к занимательному материалу, к вопросам истории, литературы, проявлению красоты в произведениях искусства, явлениях живой и неживой природы. По данным психологических обследований, у наших школьников уровень мотивации к изучению предметов гуманитарного, художественно-эстетического направления боле высокий, чем к изучению точных дисциплин, в частности, математики.
С другой стороны, социальный заказ таков, что для многих учеников (и, что немаловажно, их родителей) математика является базовой дисциплиной для дальнейшего получения образования в высшей школе.
Современная педагогика видит три цели математического образования.
- Первая - общеобразовательная. Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.
- Вторая цель – прикладная. Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность – научить детей принципам математического моделирования каких-либо (не так уж важно каких) реальных процессов.
- Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли.
В условиях школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ на первый план выходит интеллектуальная сторона математического образования, вносящего свой специфический вклад в формирование общей культуры школьника, его алгоритмического мышления, эстетического воспитания, развития воображения, формирование ключевых компетенций и приобретение социального опыта.
Самое важное вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем. Поэтому на своих уроках математики мы стараемся показать нашим учащимся, что изучение математики необходимо им для лучшего восприятия предметов гуманитарного цикла. Неслучайно еще в прошлом веке американский ученый Винер сказал: «В каждой науке столько науки, сколько в ней математики».
В данной статье мы хотели кратко остановиться на связи математики с предметами художественно эстетического цикла:
1. Математика и искусство
Исторически математика играла важную роль в изобразительном искусстве, в частности, при изображении перспективы, подразумевающем реалистическое изображение трехмерной сцены на плоском холсте или листе бумаги.
Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые эффективно применяются в произведениях искусства.
2.Математика и литература
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Математика и литература играют особую роль в воспитании культуры нашего мышления и речи. Занимаясь математикой, человек может научиться излагать свои мысли точно и исчерпывающе, лаконично и емко. Задача математики сформировать у человека теоретическое мышление (умение доказывать, обобщать, рационально и логически мыслить). Например, при работе над сочинением, важно уметь логически выстроить его, соотнести композиционные части, проанализировать произведение и, наконец, сделать вывод.
Служение математики С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе, а К. Вейерштрасс писал: "Математик, который не есть отчасти поэт, не будет никогда подлинным математиком".
3.Математика и музыка
Музыка и математика тесно связаны. И впервые это заметил Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д'Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке"); первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке". Эта работа 1727 года начиналась словами: "Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков".
Исходя из выше изложенного видно, что в школе с ХЭЦ интегрированные уроки занимают важное место в учебном процессе. Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их с искусством, со всеми сторонами жизни даёт возможность гармонично развиваться личности. Ребята на таких уроках не только узнают много интересного, но и понимают, что математика не скучная наука, а наука, помогающая понять многие процессы и явления в окружающем нас мире.
Подводя итоги, хочется верить, что наши ученики, окончив школу, будут точно знать, что «математика-это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты».
Используемая литература
1. Двадцать уроков гармонии. Гуманитарно-математический курс. А.И.Азевич. Москва “Школа-Пресс”, 1998.
2. “ Математика и искусство” А. В. Волошинов, Москва, “Просвещение”, 2000.
3. Эстетика урока математики. Пособие для учителей. И.Г.Зенкевич. Москва “Просвещение”, 1981.
4. Гуманитарная математика. В. И. Рыжик. Газета “Математика” № 41, 1997 г. Изд. дом “Первое сентября”.
5. Краткий очерк истории математики. Д. Я. Стройк, изд. “Наука”, Москва, 1969.
6. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.-M:Просвещение, 1981.
7. “Гипотеза об истоках золотого сечения” Н.Н.Нафиков. © “Школа-Пресс”. Ж. “Математика в школе” № 3, 1994.
8. “Математическое путешествие в мир гармонии” (устный журнал) Е.С.Смирнова, Н.А. Леонидова (Москва). © “Школа-Пресс”. Ж. “Математика в школе” № 3, 1993.
9. Интернет-сайт www.im-possible.info.
10. Интернет-сайт www. wikipedia.org.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка
Материал содержит описание методики проведения урока по математики....
Примерная рабочая программа по математике для школ с углубленным изучением математики 8 класс
Примерная программа составлена для школ с углубленным изучением математики (6 часов в неделю), планируется блочное изучение матриала....
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
В статье предложены пути и методы сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...
Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла
Программа реализуется на основе УМК (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник Алгебра -8,9)....
Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...
Статья «Современные технологии в преподавании информатики в школе с углубленным изучением иностранных языков»
Федеральный компонент государственного стандарта ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в н...