Создание здоровьесберегающей среды на основе игр народа ханты
статья на тему

Статья посвящена рассмотрению традиционных игр народа ханты. Автор использует полученные результаты для разработки здоровьесберегающей игровой среды для детей. В ходе изучения темы были выявлены дополнительные преимущества использования традиционных способов проведения досуга с пользой для здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Миляхова Юлия Герасимовна;

 учитель родного (ханты) языка;

                                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная

 школа имени Н.В. Архангельского»;

milyakhovaur@rambler.ru

Создание здоровьесберегающей среды на основе игр народа ханты

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению традиционных игр народа ханты. Автор использует полученные результаты для разработки здоровьесберегающей игровой среды для детей. В ходе изучения темы были выявлены дополнительные преимущества использования традиционных способов проведения досуга с пользой для здоровья.

Ключевые слова: здоровье, среда, игра, традиционный, ханты, народ, воспитание

Establishing the health saving environment on the basis of games of Khanty people

Abstract. The article is dedicated to approaching traditional games of Khanty people. The author uses the obtained results for developing the health saving game environment for children. As a part of looking into the topic, additional benefits of traditional types of healthy leisure activities have been discovered.

Key words: health, environment, game, traditional, Khanty, people, education

Игры народа ханты основываются на традиционных здоровьесберегающих технологиях, применимых и в современном образовательном процессе.

В Ямало-Ненецком автономном округе народ ханты компактно проживают на территории двух районов в Шурышкарском и в Приуральском районе. Основная часть хантов проживает в сельской местности и занята в традиционных отраслях хозяйства народов Севера. Основным видом деятельности коренных народов Ямала являются рыболовство, охота, оленеводство.

Для народов проживающих на территории Сибири важным ориентиром образовательно-воспитательной деятельности является этнопедагогизация учебного процесса. Возрождение национальной идентичности и самобытности является условием воспроизводства народного опыта и знания.

Физические упражнения и игры являлись основой воспитательного процесса народа ханты, так как это служило основой успешного промыслового и охотничьего будущего народа, позволяло выжить в экстремальных условиях Севера [3, c.75]. В активных играх всех северных народов – отражены сложные условия выживания и способы преодоления трудностей, развития навыков, необходимых для жизни в непростых просторах Севера. Физические игры, связанные с бегом, ходьбой на лыжах, стрельбой из лука – стали основой воспитаний детей и базовым условием формирования мужества у юношей, а потом и мужчин народа. Подвижные игры – это инструмент развития и воспитания ребенка, позволяющий в интересной и не навязчивой форме передать знания и опыт своего народа, сформировать внутреннюю культуру и отношение, развить физические навыки и качества и создать основные условия для развития национально-культурной идентичности ребенка, а затем и целого народа. Игровое пространство повседневного опыта становится идеальной сферой развития целостной личности, опирающейся на традиции своего народа и развивающей собственные умения и навыки в согласии с культурой и опытом предков. Традиционные физически активные игры развивают не только физическую подготовку, формируют нравственные основы, но и позволяют развиваться творчеству и развивают фантазию ребенка, позволяя ему не только осваивать практические навыки, но и придумывать новый мир, иную реальность «великого охотника» или «лучшего стрелка», развивая в личности ребенка новые цели и ориентиры развития. Традиционные игры,  как правило повторяют в игровой форме будущие процессы производственно-бытовой повседневной жизни народа. Правила игры для ребенка – это закон, соблюдая законы в игре, в последующей жизни, уже повзрослевший ребенок также их соблюдает, находясь в гармонии с природой и самим собой.

Вопросами физического воспитания занимались такие ученые как Г.М. Василевич, И.Д. Гаврильев, В.П. Кочнев, М.С. Мартынова, А.П. Окладников, Н.И. Пономарев и другие. Воспитательный  и развивающий потенциал национальных подвижных игр изучался А.Г. Базановой, А.Н. Варламовым, Л.В. Пеговой и другими. Этнические особенности игры и игрового коммуникативного взаимодействия отражены в исследованиях Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Н.К. Шамаевой и других. Изучая работы данных авторов, мы смогли построить типологию подвижных игры традиционных народов Севера, которую можно проиллюстрировать через анализ физических игр народа ханты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Типология физически активных игр народа ханты

Возраст

Задачи игр

Структура игр

Характеристика игр

Примеры игр

1-3 лет

Усвоение и освоение хозяйственных занятий народа

Подражательная

Игрушки из беличьих хвостиков; погремушки из глухариного зоба;  шкурки и лапки животных; разноцветные птичьи перышки и т.д.

Миниатюрные арканы, луки, предназначенные для тренировки в охоте

С игрушками

С куклами

Имитационная

3-6 лет

Подготовка к производственной деятельности

Подражательная

Маленькие лодочки, модели капканов, луки, упряжь для олене, собачьи упряжки

С юлой

С волчком

Имитационная

6-7 лет

Укрепление всех групп мышц; развитие ловкости, выносливости, гибкости, координации движений

Подвижные

Бег, метание, плавание, прыжки

Прятки

Пятнашки

С мячом

В стрельбе из лука

В беге

В метании

В борьбе

В перетягивании

Разные

Игры-состязания

Игры-упражнения

10-14 лет

Игры состязания

Игры-состязания

Бег, метание, плавание, прыжки

На силу

На ловкость

На быстроту

На гибкость

Игры-упражнения

Подвижные

14-15 лет

Игры состязания как подготовка к промышленному сезону

Игры-состязания

Бег, метание, плавание, прыжки

В беге

В беге на

В перетягивании

лыжах

В прыжках

В борьбе

В стрельбе из лука

В управлении оленьей и собачьей упряжкой

Игры-упражнения

Подвижные

Как видно из таблицы, наиболее типичными для народа ханты были игры-соревнования, игры-состязания, проходившие на воздухе, позволяющие ребенку максимально реализоваться. В каждом психолого-педагогическом возрасте игры-состязания, игры-соревнования выполняли свои воспитательные функции. Они были ориентированы не только на физическое развитие и совершенствование личности, но и на умение ориентироваться в сложной ситуации, воспитывали волю, решительность, смелость и находчивость, развивали чувство коллективизма и высокой нравственности, закладывая основы национальной идентичности и культуры. В игровой форме, ребенок усваивал все необходимые навыки для выживания в сложных условиях Севера, формировался как личность и как представитель своего народа [2, c.103]. Более наглядно данная идея отражена в описании целей и описании игр, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Физически активные игры народа ханты

Название

Цель игры

Описание

Вуӆы ӆаваӆты хоят (олени и пастух)

Игра развивает ловкость, силу рук и плечевого пояса.

Игроки по договоренности выбирают «пастуха». Остальные игроки становятся «оленями», которые разбегаются по всей игровой площадке. «Пастух» старается поймать тынзяном «оленя». Если ему это удается, то пойманный «олень» выходит из игры. Таким образом «пастух» продолжает ловить «оленей». Если не получилось поймать «оленя» тынзян переходит к следующему игроку.

Игра с верёвочкой

Развитие ловкости пальцев, памяти, логического мышления, фантазии.

Описание: игра заключается в том, чтобы два человека сумели совместными действиями сплести из верёвочки различные фигуры: пилу, кисточки, журавлиные ноги и др.

Вет ӆов тын (цена пяти лошадей).

Развивает логическое мышление память, умение сосредоточиться, воспитывает сообразительность, волю.

Не развязывая верёвок, надо переместить фишки на одну из верёвок. Делается это так: петля растягивается, фишка протягивается вверх через неё, вытягиваются две верёвки вместе с нижней петлёй через отверстие и фишка протягивается через петлю в низ.

Юла.  

Развивает силу и ловкость пальцев, воспитывает терпение.

Игрок ставит юлу на ровную поверхность и, взяв её тремя пальцами за верхнюю часть, сильным и быстрым движением раскручивает по часовой стрелке. Побеждает тот, у кого юла крутится дольше, чем у других игроков.

Таранчуп (волчок)

Развивает силу и ловкость пальцев, воспитывает терпение.

Игрок ставит волчок на ровную поверхность; одной рукой он удерживает его в вертикальном положении, а другой начинает двигать вверх -  вниз палочку, привязанную к верхней части стержня. Постепенно волчку предается вращение, и он по инерции начинает быстро вращаться, то, раскручивая веревочку, то, закручивая её вокруг стрежня. Игрок, которому удалось придать волчку наиболее быстрое и продолжительное вращение, получает похвалу учителя.

Тупа (игра в копыта)

Игра развивает навыки ведения хозяйства и воображения, вырабатывает наблюдательность, развивает диалогическую речь.

Для участников игры выбираются копытки оленя. Дети ведут счёт своим оленям, воображают и воспроизводят пастьбу, ловлю оленей, перевозку чума на новое место.

Ӆарттап (жужжалка).

Игра развивает подвижность кистей рук.

Петлю с пуговицей посередине берут за концы правой и левой рукой и вращением пуговицы вперёд или назад скручивают вместе части нитки. Затем, резко разводя руки в стороны и растягивая тем самым нитку, заставляют пуговицу жужжать.

Кусы (игра с кольцами)

Развивает точность броска, глазомер, ловкость, воспитывает терпение и настойчивость, умение вести счёт.

Игроки становятся у линии броска и бросают кольца на палочку, который держит противоположный игрок. Кто больше всех набросил колец в цель, тот становится победителем.

Хой мет сора? Кто быстрее?

Игра развивает быстроту рук, развивает мелкую моторику пальцев.

Приняв исходное положение, два игрока по сигналу начинают сворачивать верёвочку на палочки. Побеждает тот, кто быстрее и больше верёвки накрутит на свою палочку.

Юхаӆ (лук).

Развивает точность, глазомер, ловкость, воспитывает терпение и настойчивость.  

На расстоянии, доступном для меткой стрельбы из лука ставятся фигурки – мишени. Стрелки располагаются недалеко от мишеней, соблюдая безопасность, начинают по очереди стрелять. Кто попадает в цель, продвигается вперёд на расстояние, равное длине лука.

Хой мет тус (кто самый меткий)

Игра развивает глазомер, ловкость.

Играющие с помощью прокатывания по полу мяча должны попасть в фигурки – мишени «Заяц», «Волк» и т.д.

В современном образовательно-воспитательном процессе, использование традиционных подвижных игр позволит духовно и нравственно, а также и физически обогатить детей, подростков и юношей, расширить собственные представления и знания о своем народе и особенностях жизни предков и современников, они дадут навыки, позволяющие им выжить в трудных условиях даже в современном мире.

С помощью игр до сих пор передается опыт поколений. Игровая деятельность в воспитательно-педагогическом процессе направлена на усвоение обычаев и традиций своего народа, познание окружающей действительности, воспитания личных физических и психологических черт и характеристик, позволяющих ребенку максимально успешно социализироваться и выжить в сложных условиях Севера.

Литература

1. Вахрушев С.В. Современный образовательный процесс // С.В. Вахрушев. – М.: Проспект, 2014. – 263с.

2. Пешков А.Ю. Этнология: учебное пособие / А.Ю. Пешков. – Красноярск: Издательство СФУ, 2015. – 115с.

  1. Прокопенко В.И.  Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: Учебн. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2005. – 296 с.

4. Туринцев А.А. Жизненный уклад народов севера. - Новосибирск: НГУ, 2014. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

к вопросу о создании здоровьесберегающей среды

В статье кратко характеризуются компоненты системы здоровьесбережения в образовательном учреждении...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...