исследовательской работы
учебно-методическое пособие на тему

Данилова Анастасия Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

ВВЕДЕНИЕ: проблема  и  тема, актуальность, цель и задачи, гипотеза, методика; 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: практические этапы работы;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: выводы, дальнейшие цели;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, интернет-ресурсы, видеосюжеты;  

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРОБЛЕМА + ТЕМА.

ПРОБЛЕМА -  это то, что надо изучить. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо представить в виде темы.

ТЕМА должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы о несуществующих объектах и явлениях;

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

  • Кто построил пирамиды?
  • Кто зажигает звёзды?
  • Почему надуваются мыльные пузыри?

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для начала попробуй ответить на вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой…)?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

АКТУАЛЬНОСТЬ.

АКТУАЛЬНОСТЬ - необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Формулировка целей начинается со слов: выявить, выяснить, сформировать, создать, обосновать, провести, построить, создать, систематизировать и т.д. 

  • Узнать, что делает под водой водолаз…
  • Выяснить,  почему репейник колючий…
  • Расследовать, зачем зебре полоски…

ЗАДАЧИ показывают, что вы собираетесь делать, это пути достижения поставленной цели.

ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГИПОТЕЗА – это  предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим…
  • Допустим…
  • Возможно…
  • Что, если…

Почему самолёт оставляет в небе след?

  • Допустим, потому, что он разрезает небо…
  • Возможно, чтобы не заблудиться…
  • Что, если это послание инопланетянам…

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ - это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - способы  достижения цели.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Подумать самостоятельно

 

Посмотреть книги о том, что исследуешь

 

Спросить у других людей

Познакомиться с кино – и телефильмами по теме  исследования.

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет.

Понаблюдать

Провести эксперимент

ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.  

 Задайте себе вопросы:

  • Что я знаю об этом?
  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
  • Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Почему море солёное?

  • Доброе чудовище выделяет соль…
  • В сказке – от слёз русалочки…
  • Маша рассказала, когда грузили соль на судно, то уронили большой ящик с солью…

ПОСМОТРЕТЬ ЛИТЕРАТУРУ.

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация  в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

Посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

Обратись к специалистам, людям профессионально занимающихся тем, что ты исследуешь.

Не специалистов, т.е. всех остальных людей тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ.

АНКЕТИРОВАНИЕ – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КИНО – И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ.

Научные, научно-популярные, документальные, художественные фильмы - настоящий клад для исследователя.

Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть.

ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЬЮТЕРУ.

Сегодня мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

ПОНАБЛЮДАТЬ.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.

Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Эксперимент – это проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Продумай план эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершается работа ВЫВОДАМИ. В них тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются полученные результаты, значимость полученных результатов, перспективы исследования, т.е. ставится дальнейшая цель.  

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

ОФОРМЛЯЕТСЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:

  • список литературы,
  • интернет-ресурсы,
  • видеосюжеты

ПРИЛОЖЕНИЯ.

В приложения выносятся графики, таблицы и прочие вспомогательные или дополнительные материалы, которые визуально загромождают основную часть работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...