исследовательской работы
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ: проблема и тема, актуальность, цель и задачи, гипотеза, методика;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: практические этапы работы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: выводы, дальнейшие цели;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, интернет-ресурсы, видеосюжеты;
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРОБЛЕМА + ТЕМА.
ПРОБЛЕМА - это то, что надо изучить. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо представить в виде темы.
ТЕМА должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы о несуществующих объектах и явлениях;
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
- Кто построил пирамиды?
- Кто зажигает звёзды?
- Почему надуваются мыльные пузыри?
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для начала попробуй ответить на вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой…)?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
АКТУАЛЬНОСТЬ.
АКТУАЛЬНОСТЬ - необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
- восполнение каких-либо пробелов в науке;
- дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
- своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
- обобщение накопленного опыта;
- постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Формулировка целей начинается со слов: выявить, выяснить, сформировать, создать, обосновать, провести, построить, создать, систематизировать и т.д.
- Узнать, что делает под водой водолаз…
- Выяснить, почему репейник колючий…
- Расследовать, зачем зебре полоски…
ЗАДАЧИ показывают, что вы собираетесь делать, это пути достижения поставленной цели.
ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
ГИПОТЕЗА – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:
- Предположим…
- Допустим…
- Возможно…
- Что, если…
Почему самолёт оставляет в небе след?
- Допустим, потому, что он разрезает небо…
- Возможно, чтобы не заблудиться…
- Что, если это послание инопланетянам…
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ - это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - способы достижения цели.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Подумать самостоятельно | |
Посмотреть книги о том, что исследуешь | |
Спросить у других людей | |
Познакомиться с кино – и телефильмами по теме исследования. | |
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. | |
Понаблюдать | |
Провести эксперимент |
ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
С этого надо начинать любую исследовательскую работу.
Задайте себе вопросы:
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Почему море солёное?
- Доброе чудовище выделяет соль…
- В сказке – от слёз русалочки…
- Маша рассказала, когда грузили соль на судно, то уронили большой ящик с солью…
ПОСМОТРЕТЬ ЛИТЕРАТУРУ.
Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Обратись к специалистам, людям профессионально занимающихся тем, что ты исследуешь.
Не специалистов, т.е. всех остальных людей тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ.
АНКЕТИРОВАНИЕ – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КИНО – И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ.
Научные, научно-популярные, документальные, художественные фильмы - настоящий клад для исследователя.
Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть.
ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЬЮТЕРУ.
Сегодня мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
ПОНАБЛЮДАТЬ.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.
Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Эксперимент – это проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Продумай план эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Завершается работа ВЫВОДАМИ. В них тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются полученные результаты, значимость полученных результатов, перспективы исследования, т.е. ставится дальнейшая цель.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
ОФОРМЛЯЕТСЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:
- список литературы,
- интернет-ресурсы,
- видеосюжеты
ПРИЛОЖЕНИЯ.
В приложения выносятся графики, таблицы и прочие вспомогательные или дополнительные материалы, которые визуально загромождают основную часть работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....