Организация работы с одарёнными детьми как ресурс непрерывного саморазвития педагога
статья по теме

Фомина Татьяна Николаевна

Материал из опыта работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация работы с одарёнными детьми

как ресурс непрерывного саморазвития педагога

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Деятельность педагога в контексте профессионального стандарта предполагает не только обучение и воспитание, но и развитие ребёнка. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что может сделать каждый из нас для решения этой серьёзной проблемы? Я думаю, научить детей быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Важно направить ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на его творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Задача педагога – сохранить и развить одарённость учеников.

Принципы работы с одарёнными детьми, которые использую в своей деятельности, в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.         

Оптимально начинать работу с одарёнными детьми в начальных классах и осуществлять преемственность в основной школе, а для диагностики подключать педагога-психолога.

Как учитель-предметник начинаю подмечать одарённых детей среди пятиклассников с первых уроков. Создаю проблемную ситуацию, ребята предлагают свои решения, выстраивают предположения, и это позволяет провести индивидуальную оценку познавательных, творческих, лидерских возможностей и способностей детей.

В классе мы имеем дело с детьми, имеющими разные способности, отличающимися по темпераменту, характеру восприятия материала, темпу работы, поэтому без дифференциации заданий и индивидуального подхода здесь не обойтись. Нужно всегда помнить, что ребята с низкой мотивацией к учению не должны терять интерес к предмету. Поэтому готовлю для них посильные задания, которые помогут испытать ситуацию успеха. Часто предлагаю задания на выбор: нарисовать иллюстрацию к произведению; сочинить сказку, басню; написать письмо другу о прочитанном или написать письмо от лица героя произведения; подобрать материал по предложенной теме, используя словарь, энциклопедию или ресурсы сети Интернет. Ребята, выбирая задание по своим интересам и способностям, выполняют его с удовольствием.

Основные формы работы с учащимися:

  • Уроки-исследования разных типов
  • Учебные занятия исследовательского характера
  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Деловые игры с исследовательской направленностью
  • Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях
  • Разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Эффективной формой обучения является проектная деятельность учащихся. Работу по созданию исследовательских проектов ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда результативно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Проекты могут быть как коллективными, так и индивидуальными; защита проекта на первых порах проводится по желанию.

Пятиклассников, например, заинтересовал проект «Моя родословная». Интересными и яркими у учеников 8 классов получились проекты-презентации по русскому языку по темам: «Фамилии моих одноклассников», «Имена моих одноклассников», «Профессиональные слова угольной промышленности», «Профессиональные слова сотрудников миграционной службы» и т.д.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (занятия внеурочной деятельности, предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

В рамках реализации курса «Решение лингвистических задач» в пятых – седьмых классах формирую у подростков метапредметные умения и способы деятельности, развиваю познавательные и творческие способности и интересы, умения решать разные задачи, в том числе жизненные, находить выход из сложной ситуации.

С шестого класса проводим с учащимися исследования по лингвистике, краеведению, литературе, создаём исследовательские проекты, оформляем их и успешно представляем на городских и областных научно-исследовательских конференциях.

На занятиях курса по внеурочной деятельности «Я – исследователь», изучив теорию виртуального музея, с учениками 7 класса решили объединить компьютерные технологии, русский язык как предмет учебной программы и музей. Так родился коллективный проект школьного виртуального музея русского языка. Готовясь к суперфиналу олимпиады по Основам православной культуры, с учеником 6 класса создали проект «Экскурсия по залу «1937» виртуальной выставки «Преодоление».

Со временем ребята становятся всё более самостоятельными, учитель уже не столько руководитель проекта, сколько наставник-консультант, а старшеклассники занимают позицию добровольных помощников в работе с начинающими исследователями. Организуем совместные предзащиты исследовательских работ, где ребята дают друг другу советы, морально поддерживают новичков; дух здорового соперничества дополняется сотрудничеством. Такие совместные репетиции учат давать оценку деятельности других и оценивать свою работу. Таким образом формируются все виды универсальных учебных действий. Мотивация к исследовательской деятельности, сформированная на ранних этапах, способствует развитию внутренней мотивации, ребятам хочется не просто представить своё исследование на конференциях разного уровня, но и обрести новый опыт общения с людьми, увлечёнными наукой, а если повезёт, то победить или стать призёрами.

Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, прочных, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно – с родителями. Организация работы с одарёнными детьми ведёт к повышению профессионального мастерства, формированию педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной, т.е. мобильности, и в полной мере соответствует профессиональному стандарту педагога.

Конец формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Организация работы с одарёнными детьми

Презентация - отчёт. "Организация работы с одарёнными детьми"...

Организация работы с одарёнными детьми

Выступление на августовской секции учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы...

Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...