Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) на тему
Краткий обзор воспитательных здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательнром процессе: классификация по Н.К. Смирнову, приёмы, методы, практическое применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_tehnologii_po_zozh.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»
Методическое объединение воспитателей.
Тема выступления:
«Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.»
Докладчик Наталья Владимировна Горлова
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
По данным НИИ педиатрии:
- 14% детей практически здоровы;
- 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%. с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.
Беспокоят специалистов различных служб и ведомств и другие недуги современной молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.
Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам, зависит от его образа жизни. Д.У. Нистрян пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% - от окружающей среды и лишь на 8% - от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% - экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% - деятельностью системы здравоохранения.
Здоровый образ жизни – это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека. Ю.П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды. Б.Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
Главное в здоровом образе жизни – это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.
На сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на образовательной модели.
Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу её легли представления о стадиях принятия решения о своём здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:
- Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения.
- Выделение всех целей. Которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором.
- Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия.
- Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив.
- Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек.
- Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения.
- Составление детального плана для осуществления поведения, учёт возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.
Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов, существенных для установки здорового образа жизни:
- Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему.
- Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности ласт положительные результаты.
- Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться.
- Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.
- Проговорённые правила в семье.
- Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами.
- Адекватная самооценка.
- Личный пример родителей.
И не следует забывать о том, что стремление современного подростка сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь, часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.
В России уже в 1979 году в «Медицинской газете» были напечатаны первые публикации, в которых учёные поставили вопрос о необходимости введения здоровьесберегающих технологий в школах, авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, Ю.Я. Оладо и В.А. Гуров.
Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор – он является автором уникальной технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике
В.Ф. Базарного
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребёнка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также даёт гарантированный результат улучшения здоровья обучающихся в целом. Методика В.Ф. Базарного реализуется при помощи специально разработанных наглядных технических пособий – офтальмотренажёров.
Данная методика является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических т сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приёмам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относят:
Режим динамической смены поз.
Упражнения на зрительную координацию.
Зрительно-координационные тренажёры, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажёры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Автором классификации здоровьесберегающих образовательных технологий является кандидат медицинских наук, доктор психологии, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), по определению Никиты Константиновича Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.Смирнову)
А) По разным подходам к охране здоровья | ||
№ | Название технологии | Характеристика технологии |
1. | МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ) | Включают: использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического коллектива; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий. |
2. | ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ) | Направлены на физическое развитие обучающихся. К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. |
3. | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ) | Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. |
4. | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ) | Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды. |
5. | ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ) | Главная задача –сохранение жизни. Требование и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учёту и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. |
6. | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ) | Отличительный признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья обучающихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении. |
Б) По характеру действия ЗОТ Н.К. Смирнов выделяет | ||
№ | Название технологии | Характеристика технологии |
1. | ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований. Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз относится к этой группе. |
2. | КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Задача – восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизацию пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы. |
3. | СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приёмы педагогической техники и педагогической психотерапии. |
4. | ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. Здоровьесберегающие приёмы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие. |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||
5.1 | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ОПТ) | Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм. |
5.2 | ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ППТ) | Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса |
5.3 | УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (УВТ) | Включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей. |
5.4 | СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩИЕ И ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (САЛРТ) | Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т.д. |
5.5 | ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЛОТ) | Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников. |
Результат совокупного воздействия на детей всех здоровьесберегающих технологий должен оцениваться с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, мониторинга. Постоянное наличие обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий.
Работая по собственно разработанной программе «Россия», отмечу, что одним из направлений данной программы является здоровьесбережение, экологическое воспитание.
Данное направление призвано решать следующие задачи:
- формирование отношения к своему здоровью как к ценности;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
- формировать у воспитанников культуру здорового образа жизни;
- помогать воспитанникам овладевать современными здоровьесберегающими технологиями (умениями и навыками сохранения здоровья и его укрепления);
- формирование способности к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек - общество - природа» и выбору способов решения экологических задач;
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Направление | Мероприятия | Цикличность проведения мероприятий |
Здоровье-сберегающее, экологическое | Проведение групповых спортивных игр: пионербол, футбол, настольный теннис | Каждый день |
Организация режима дня воспитанников | Каждый день | |
Организация освоения воспитанниками норм, правил личной гигиены | Каждый день | |
Проведение бесед о здоровом образе жизни в рамках модульного курса профилактики курения (авторы А.Н. Сизанов, В. А. Хриптович) | Один раз в две недели | |
Тренировки в целях подготовки воспитанников к сдаче норм ГТО в соответствии с возрастом. | Каждый день | |
Организация досуга воспитанников (настольные игры, подвижные игры) | Каждый день | |
Принятие участия в общешкольных спортивных мероприятиях | По плану работы школы | |
Вовлечение воспитанников группы в школьные творческие объединения физкультурно-оздоровительной направленности | Каждый день | |
Контроль за проветриванием жилых помещений и регулярной их уборкой | Каждый день | |
Контроль за приёмом пищи воспитанниками | Каждый день | |
Проведение физминуток на самоподготовке | Каждый день | |
Проведение бесед-инструктажей по технике безопасности | Один-два раза в четверть | |
Мониторинг состояния здоровья воспитанников с записью в журнале | Каждый день | |
Медицинские медосмотры | По плану работы школы |
Методы, используемые при реализации
здоровьесберегающих технологий в школе
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Метод обучения | Специфический | Общепедагогический |
Рассказ | + | + |
Дидактический рассказ | + | + |
Беседа | + | + |
Лекция | + | |
Дискуссия | + | |
Работа с книгой | + | |
Демонстрация | + | |
Иллюстрация | + | + |
Видео метод | + | + |
Упражнения | + | + |
Наглядность | + | |
Лабораторный метод | + | |
Практический метод | + | + |
Познавательная игра | + | |
Методы программированного обучения | + | |
Обучающий контроль | + | |
Ситуационный метод | + | + |
Игровой метод | + | + |
Соревновательный метод | + | + |
Активные методы обучения | + | |
Воспитательные, просветительские и образовательные программы | + |
В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приёмы можно классифицировать следующим образом:
- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии и др.);
- информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, обучающимся, педагогам).
Использование методов и приёмов зависит от многих условий:
- от профессионализма педагога;
- от его личной заинтересованности;
- от уровня, на котором используется технология.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегающее пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Как показал научно-педагогический анализ деятельности «школ здоровья», самих по себе здоровьесберегающих образовательных технологий недостаточно для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением состояния своего здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к здоровому образу жизни. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков занимает довольно низкое положение, что отражается в их склонности к рискам, асоциальному поведению, агрессии. С таким отношением обучающихся (да и их родителей) к здоровью нередко сталкиваются школьные педагоги.
Необходимо постепенно формировать у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависит от собственной культуры человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к здоровью – своему, других людей, к состоянию социокультурной и природной среды.
Список источников
- Сайт программы «Здоровая Россия» http://www.takzdorovo.ru/
- Сайт всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» http://www.gto.ru/
- zdorovayashkola.ru
Московская область
Декабрь 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса
В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
Учебно-воспитательная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа по ОБЖ...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Протокол № 2 заседания школьного методического объединения «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у участников образовательного процесса»
Тема заседания:«Роль семьи, родителей по формированию культуры здоровья»«Роль семьи в развитии творческих способностей» Формы работы с родителями по формированию культуры ...
Круглый стол МО «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у участников образовательного процесса"
Тема круглого стола:«Управление формированием универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС в классах основного общего образования»...