Семинар «Сущность и специфика педагогического общения»
материал на тему
Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_1.sushchnost_i_spetsifika_pedagogicheskogo_obshcheniya.pptx | 136.65 КБ |
chast_2._sushchnost_i_spetsifika_pedagogicheskogo_obshcheniya.pptx | 109.19 КБ |
seminar.docx | 35.58 КБ |
prilozhenie_1.docx | 15.68 КБ |
prilozhenie_2.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности
Общепринятая классификация стилей педагогического общения Формальная сторона Содержательная сторона АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ Деловые, краткие распоряжения Дела в группе планируются заранее во всем их объеме Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны Эмоции не принимаются в расчет Позиция лидера - вне группы ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Инструкция в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все Похвала и порицание - с советами Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются Распоряжения и запреты - с дискуссиями Позиция лидера - внутри группы ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ Тон - конвенциональный Дела в группе идут сами собой Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера Позиция лидера - незаметно в стороне от группы
«Межличностный к онфликт»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На уроке математики в 4 классе ученики самостоятельно выполняют упражнения. Учитель замечает, что сегодня усердно работает Саша. Вообще-то он заядлый двоечник, отношение к нему в классе насмешливо - снисходительное. Маленький, щуплый, всегда как будто немного испуганный. Если дается самостоятельная работа, Саша обычно сидит – бездельничает, виноватыми глазами глядит на учителя, в лучшем случае «сдирает» у великодушных соседей. Сегодня же пишет, поглядывая в учебник. Материал не сложный, вполне Саше по силам. - Молодец, Саша, - решила похвалить его учительница, - как приятно смотреть на тебя, когда ты думаешь, работаешь. По классу пробежал легкий шелест: то ли возглас удивления, то ли смешок. - А вы ему пятёрку поставьте, - острит кто-то из ребят, и все смеются: Саша и «пятёрка» - вещи несовместимые. - Поставлю, если заслужит, - слегка повышает голос учительница, - когда закончите упражнение, я проверю у некоторых из вас тетради. Работа закончилась, учитель проверяет тетради. Вот, наконец, к ней с тетрадью подходит Саша. Класс, вроде бы, выполняет новое задание, но с любопытством поглядывают на Сашу и учительницу. Учитель берет в руки тетрадь и вдруг видит, что она пуста. Точнее: написан номер упражнения, а дальше – чистый лист …
Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, крупная женщина с высоким начёсом, завёрнутым в меховой шарф, дорого, но безвкусно одетая, атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он говорит, что учил – я ему верю, он мне никогда не врёт; я знаю, вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал на классном часе: что у вас любимчики есть в классе». Учитель: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарного…». Мама: «Л.Л. официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в РОНО. Чему вас только в институте учат, ничего сами не знаете и детям объяснить не можете». Учитель: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля…» Мама (кричит еще громче): «Я тебя выведу на чистую воду…»
На уроке русского языка в шестом классе учительница задает упражнение по развитию речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толика Аристова. Учительница замечает некоторое оживление в классе, переглядки мальчиков, соседей Аристова по ряду. Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» - себя. С ужасом, потому что все недостатки (а учительница отдавала себе отчет в том, что не является красавицей) Аристов подчеркнул достаточно точно и зло. Учительница чувствует, как накатывает гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что её уважают. Да и Аристов, казалось, излишне резвый и смешливый, но в общем «нормальный» мальчишка. Толик закончил сочинение – портрет. Вид у него шутливо – героический. Класс смотрит на неё. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то – насмешка.
Упражнение «Толерантность»
Потенциальные клиенты: Пенсионер из Киева. Цыган-кузнец с семьёй. Четыре девушки-волейболистки. Женщина с ребёнком-инвалидом. Свидетели Иеговы. Молодая семья из Львова. Мулла. Два студента из Армавира. Таджики-строители. Шведская семья из Питера. Группа скинхедов. Грузинский винодел.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР на тему: |
«Сущность и специфика педагогического общения» |
Подготовил педагог-психолог: Марченко Л.А. |
2015 г. |
Цель: повышение психологической культуры педагога
Задачи:
- содействовать развитию навыков общения;
- способствовать обучению анализа психолого-педагогических ситуаций с точки зрения личностно ориентированной технологии;
- развивать умение ставить стратегические, тактические и ситуативные задачи в различных ситуациях
Форма работы: в подгруппах
(Слайд №1)
Всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей, — это общение педагога с учащимися на определенную тему.
В современной психологии (прежде всего в социальной) накоплен богатый материал по исследованию общения как одной из базовых категорий психологической науки — структуры общения, функций, видов и многих других характеристик. Достаточно сказать, что существуют не менее ста оснований только для определения общения. Мы будем понимать под общением взаимодействие людей как субъектов, и выделять в нем три основных компонента: коммуникативный (обмен информацией); интерактивный (обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия), перцептивный (восприятие и понимание другого человека).
(Слайд №2)
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной жизни и деятельности. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества.
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
- коммуникативные возможности педагога;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;особенности учащихся.
(Слайд №3)
Формальнаясторона | Содержательнаясторона |
АВТОРИТАРНЫЙСТИЛЬ | |
Деловые, краткиераспоряжения | Делавгруппепланируютсязаранеевовсемихобъеме |
Запретыбезснисхождения, сугрозой | Определяютсялишьнепосредственныецели, дальние - неизвестны |
Эмоциинепринимаютсяврасчет |
|
Позициялидера - внегруппы |
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙСТИЛЬ | |
Инструкциявформепредложений | Мероприятияпланируютсянезаранее, авгруппе |
Несухаяречь, атоварищескийтон | Зареализациюпредложенийотвечаютвсе |
Похвалаипорицание - ссоветами | Всеразделыработынетолькопредлагаются, ноиобсуждаются |
Распоряженияизапреты - сдискуссиями |
|
Позициялидера - внутригруппы |
|
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙСТИЛЬ | |
Тон - конвенциональный | Делавгруппеидутсамисобой |
Отсутствиепохвалы, порицаний | Лидернедаетуказаний |
Никакогосотрудничества | Разделыработыскладываютсяизотдельныхинтересовилиисходятотновоголидера |
Позициялидера - незаметновсторонеотгруппы |
|
При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.
Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля над деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Основная особенность этого стиля:
- взаимоприятие;
- взаимоориентация.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к учащимся;
- адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности школьника.
По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.
В таблице приведена полная характеристика содержательной (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальной (приемы и средства, используем используемые при межличностном взаимодействии) сторон трех стилей (по Галине Михайловне Андреевой).
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.
Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.
Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт.
(Слайд №4)
Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.
(Слайд №5)
Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:
1 фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;
2 фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход конфликта;
3 фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.
Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.
Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.
В своей работе Педагогическое общение (1979) видный отечественный психолог А.А. Леонтьев проанализировал оптимальное педагогическое общение и возможности его развития. Обратимся к этой информации. Оптимальное педагогическое общение, — пишет автор, — такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Рассмотрим возможные ситуации взаимодействия учителя (Приложение 1). Для диагностики типа акцентуации воспользуемся таблицей «Основные составляющие психолого-педагогического сопровождения акцентуированных подростков» (Приложение 2).
(Слайд №6-9)
Для оптимального педагогического общения чрезвычайно принципиальным является соблюдение оптимальной социальной дистанции и толерантность.
(Слайд №10)
Социальная дистанция характеризуется различием социальных позиций учителя и учеников, их правами и обязанностями по отношению друг к другу. Если социальная дистанция увеличивается, может возникнуть отчуждение; если сокращается, то возникает опасность фамильярности. Чрезмерная собственная активность учителя может привести к перенасыщению общением, вызвать отрицательные эмоции от взаимодействия с педагогом, даже от его внешнего вида, звучащего голоса. Термин «толерантность» каждый понимает по-своему. Предлагаем вам выполнить упражнение, которое как нельзя лучше поможет объяснить, что же такое есть «толерантность».
(Слайд №11)
Представьте, будто дальняя тётушка оставила вам в наследство дом у берега моря. Не просто дом, а маленькую гостиницу на восемь номеров. Разместите, с точки зрения толерантности, потенциальных клиентов. Обратите внимание, что клиентов 12, а номеров 8: следовательно, кому-то придется отказать.
После обсуждения,
В современных условиях, особенно в городе, жизнь людей чрезвычайно насыщена общением, как по основным каналам жизнедеятельности, так и по второстепенным. Интенсивность общения школьников с товарищами тоже очень велика. И если к этому добавляется весьма интенсивное общение с каждым учителем, школьник может не принять его психологически, в силу перегрузки контактами. Вот почему столь необходимо соблюдение социальной педагогической дистанции, определяющей меру общения и взаимодействия.
Таким образом, педагогическое общение в значительной степени обусловлено приемами и средствами руководства, определяющими его стиль. При наличии психологической культуры и желания эти приемы и средства могут регулироваться, совершенствоваться.
(Слайд №12)
Список используемой литературы
- Педагогика/Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.,1996.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/ Д: - МарТ, 2000.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб.для вузов. - С-Пб.: Питер, 2000.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998.
- Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Задание. Проанализируйте психолого-педагогическую ситуацию с точки зрения личностно ориентированной технологии:
Урок литературы в восьмом классе. Момент вдохновения. Учительница интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган». Серёжа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение - ему не передалось. Серёжа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учителя. Учитель, продолжая объяснение, ловит взгляд Серёжи. Серёжа на минуту замолкает. Потом – снова: бу-бу-бу. Учитель мягко кладёт ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Серёжа, - наконец обращается к нему учитель, - помолчи, пожалуйста». Не помогает.
Вопросы для анализа
1.Осуществите диагностику типа акцентуации характера Серёжи.
2.Проведите диагностирование поступка ученика в конкретной педагогической ситуации.
3.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.
Задание. Проанализируйте психолого-педагогическую ситуацию с точки зрения личностно ориентированной технологии:
Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, крупная женщина с высоким начёсом, завёрнутым в меховой шарф, дорого, но безвкусно одетая, атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он говорит, что учил – я ему верю, он мне никогда не врёт; я знаю, вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал на классном часе: что у вас любимчики есть в классе».
Учитель: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарного…».
Мама: «Л.Л. официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в РОНО. Чему вас только в институте учат, ничего сами не знаете и детям объяснить не можете».
Учитель: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля…»
Мама (кричит еще громче): «Я тебя выведу на чистую воду…»
Вопросы для анализа
1.Как бы Вы повели себя на месте учителя?
2.Проведите диагностирование конкретной педагогической ситуации.
3.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.
Задание. Проанализируйте психолого-педагогическую ситуацию с точки зрения личностно ориентированной технологии:
На уроке математики в 4 классе ученики самостоятельно выполняют упражнения. Учитель замечает, что сегодня усердно работает Саша. Вообще-то он заядлый двоечник, отношение к нему в классе насмешливо - снисходительное. Маленький, щуплый, всегда как будто немного испуганный. Если дается самостоятельная работа, Саша обычно сидит – бездельничает, виноватыми глазами глядит на учителя, в лучшем случае «сдирает» у великодушных соседей. Сегодня же пишет, поглядывая в учебник. Материал не сложный, вполне Саше по силам.
- Молодец, Саша, - решила похвалить его учительница, - как приятно смотреть на тебя, когда ты думаешь, работаешь.
По классу пробежал легкий шелест: то ли возглас удивления, то ли смешок.
- А вы ему пятёрку поставьте, - острит кто-то из ребят, и все смеются: Саша и «пятёрка» - вещи несовместимые.
- Поставлю, если заслужит, - слегка повышает голос учительница, - когда закончите упражнение, я проверю у некоторых из вас тетради. Работа закончилась, учитель проверяет тетради. Вот, наконец, к ней с тетрадью подходит Саша. Класс, вроде бы, выполняет новое задание, но с любопытством поглядывают на Сашу и учительницу.
Учитель берет в руки тетрадь и вдруг видит, что она пуста. Точнее: написан номер упражнения, а дальше – чистый лист…
Вопросы для анализа
1.Осуществите диагностику типа акцентуации характера Саши.
2.Проведите диагностирование поступка ученика в конкретной педагогической ситуации.
3.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.
Задание. Проанализируйте психолого-педагогическую ситуацию с точки зрения личностно ориентированной технологии:
На уроке русского языка в шестом классе учительница задает упражнение по развитию речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толика Аристова. Учительница замечает некоторое оживление в классе, переглядки мальчиков, соседей Аристова по ряду.
Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» - себя. С ужасом, потому что все недостатки (а учительница отдавала себе отчет в том, что не является красавицей) Аристов подчеркнул достаточно точно и зло.
Учительница чувствует, как накатывает гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что её уважают. Да и Аристов, казалось, излишне резвый и смешливый, но в общем «нормальный» мальчишка.
Толик закончил сочинение – портрет. Вид у него шутливо – героический. Класс смотрит на неё. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то – насмешка.
Вопросы для анализа
1.Как бы Вы повели себя на месте учителя?
2.Проведите диагностирование конкретной педагогической ситуации.
3.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
№ п/п | Тип акцентуации | Основные признаки | Положительные качества | Формы дезадаптации | Провоцирующие факторы | Рекомендации |
1 | Гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность) | Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску. Экстравертированность. | Предприимчивость, быстрота усвоения учебного материала, легкость общения, активность, энергичность, выносливость, умение вызывать доверие, находчивость в нестандартной ситуации, готовность быть ответственным. | Авантюризм, неустойчивость, склонность к риску, недисциплинирован-ность, прогулы, конфликты со взрослыми. | Безделье, ограничения в выборе, одиночество, регламентирование деятельности, эмоциональная ответственность, жёсткий контроль. | Разнообразие деятельности и контактов. Деятельность в коллективе. Демократический стиль общения. |
2 | Лабильный (подвижность, крайняя изменчивость настроения) | Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность. | Общительность, добродушие, чуткость, привязанность, увлечения-музыка, общение в компаниях. | Аффективное поведение. Неврозы, депрессия. Демонстративные побеги, суицидное поведение, гомосексуализм. | Отвержение близких, потери, утраты. | Позиция друга (учителя). Одобрение и эмоциональная поддержка. Эмпатия. |
3 | Сензитивный (чрезмерная чувствительность) | Мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, чрезмерные привязанности к родителям и друзьям. | Острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на истинные чувства. | Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм, суицид, попытки реакции компенсации и гиперкомпенсации. | Эмоциональная ответственность, домашняя гиперпротекция, повышенная моральная ответственность. | Длительные разубеждения, демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения. |
4 | Астеноневротический (повышенная утомляемость, ипохондрия) | Раздражительность, вялость, пугливость, неуверенность, тревожность, склонность к нервозам, жалобы, постоянное недовольство «всё плохо и все плохие». | Способность рассчитывать свои силы, аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость. | Аффективное поведение, школьная тревожность, дидактогении. | Инвалидизация, гипер- и гипоопека, конфликты. | Посильные требования, режим, сбалансированное отношение. |
5 | Психоастенический (тревожный, «полный покой души» - приятное событие, идеальное окружение – киногерой, мнительность ) | Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасения за будущее своё и своих близких, навязчивые идеи, суеверие. | Интересы, способность брать на себя ответственность за других, эмоциональная привязанность к матери, ответственность за дело. | Невротические заболевания в будущем. Легкая переносимость невзгод в настоящем. | Повышенная ответственность, ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответвенность. | Рациональное разубеждение. Поощрение реальной деятельности. Занятия спортом без соревнований. |
6 | Истероидный (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие) | Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с известными людьми | Упорство, инициативность, коммуникабельность, активность, организаторские способности, энергичность (спринтер). | Демонстративное, аффективное поведение, эгоцентризм. | Публичное лишение ореола, изоляция, серость | Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонстративного поведения. Предоставление «сцены». |
7 | Эпилептоидный (склонность к тоскливо – злобному настроению) | Вязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководителям, деспотизм, мстительность среди сверстников. | Упорство в достижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам. | Сексуальные отклонения, склонность к азартным играм, воровство, алкоголизация, аффективное поведение. | Отсутствие эмоционального тепла, жесткость, ущемление эгоистических интересов. | Опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции, тактичность. |
8 | Неустойчивый (безволие) | Непоседливость, непостоянство, зависимость от других, внушаемость пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям. | Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость. | Побеги из дома, делинктивное, аддитивное поведение. | Бесконтрольность, целенаправленное воспитание. | Твердое, властное руководство, строгий режим, порядок, группа с положительными установками. |
9 | Шизоидный (замкнутость и отгороженность) | Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая активность(физическая и интеллектуальная) | Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности. | Побеги асоциальное поведение борца за справедливость, аддитивное поведение, сексуальные суициды, фантазии. | Насильственное помещение в группу, эмоциональные контакты, лидерство. | Анонимное обсуждение. Телесно – модульные занятия. Позиция учителя, разубеждающего, опровергающего неполноценность. |
10 | Конформный (соглашательство, подчинение мнению группы) | Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспосабляемость ценой личных жертв, некритичность поведения, несамостоятельность, безволие. | Преданность группе, консерватизм, стремление к устойчивости, уживчивость. | Участие в групповых правонарушениях и преступлениях. | Отрицательный пример группы, смена коллектива. | Позиция опекающего, развитие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Сущность и специфика учебных задач по истории
Сущность и специфика учебных задач по истории...
Сущность методов социально-педагогической деятельности
Сущность методов социально-педагогической деятельности...
Психология общения. Стили педагогического общения.
стили педагогического общения. психология. психология общения...
«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях» , статья.
В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противор...
Научно - исследовательская работа "Девиантное поведение подростков: сущность и специфика становления"
Научно - исследовательская...