Формирование химических знаний учащихся при использовании информационных технологий
статья по химии на тему

 Бурное развитие технических средств создания, передачи, хранения и переработки информации, которым ознаменовалась вторая половина 20 века, затронуло и школу. Согласитесь, было ба странным, если бы учителя упустили возможность использования новинок техники для передачи знаний обучающимся. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие - глубину усвоения материала, освобождает учителя от трудоемкой работы по текущей и итоговой проверке знаний учащихся. Технические средства обучения, согласно каналам восприятия информации, традиционно подразделяются на три группы: 1 (слуховой канал) -фонограммы (магнитофонные записи и записи на дисках); 2 (зрительный канал) - видеограммы (слайды, кодопозитивы, неозвученные кинофильмы, диафильмы); 3 (зрительный и слуховой каналы одновременно) -видеофонограммы (озвученный кинофильм, видеозапись; обучающая программа, заложенная в память компьютера). В мультимедийных пособиях используются анимации, звуковое сопровождение, которые, воздействуют сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливает восприятие, облегчают усвоение и запоминанию материала.

Цель моей работы состоит в повышении эффективности обучения химии при использовании ИКТ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении химии, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с ними.
  2. Сформулировать критерии отбора химического материала при разработке компьютерных программ.
  3. Экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода.

При изучении химии используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии представляло интерес произвести классификацию этих средств обучения и дать им характеристику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурное развитие технических средств создания, передачи, хранения и переработки информации, которым ознаменовалась вторая половина 20 века, затронуло и школу. Согласитесь, было ба странным, если бы учителя упустили возможность использования новинок техники для передачи знаний обучающимся. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие - глубину усвоения материала, освобождает учителя от трудоемкой работы по текущей и итоговой проверке знаний учащихся. Технические средства обучения, согласно каналам восприятия информации, традиционно подразделяются на три группы: 1 (слуховой канал) -фонограммы (магнитофонные записи и записи на дисках); 2 (зрительный канал) - видеограммы (слайды, кодопозитивы, неозвученные кинофильмы, диафильмы); 3 (зрительный и слуховой каналы одновременно) -видеофонограммы (озвученный кинофильм, видеозапись; обучающая программа, заложенная в память компьютера). В мультимедийных пособиях используются анимации, звуковое сопровождение, которые, воздействуют сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливает восприятие, облегчают усвоение и запоминанию материала.

Цель моей работы состоит в повышении эффективности обучения химии при использовании ИКТ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении химии, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с ними.
  2. Сформулировать критерии отбора химического материала при разработке компьютерных программ.
  3. Экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода.

При изучении химии используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии представляло интерес произвести классификацию этих средств обучения и дать им характеристику.

Наглядность первого рода - это все то, что учащиеся видят непосредственно в результате проведения реальных химических экспериментов (изменение цвета раствора, выделение газа, образование осадка и т.п.).

Наглядность второго рода - это символьная (модельная) запись проводимых или демонстрируемых химических процессов и явлений, запись с помощью символов химических элементов различных химических превращений (реакций), графическое отображение образования и разрушения химических связей, строение молекул, атомов и т.п.

Наглядность третьего рода - это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать в динамике наглядности первого и второго рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа благодаря использованию информационной технологии. Отличительной особенностью третьего

типа наглядности является возможность объединения реального химического объекта и его сущности на разных уровнях. Наряду с этим компьютер предоставляет возможности пользователю активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными химическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.

Современный учитель при подготовке к урокам должен максимально эффективно использовать свое время. Проектирование уроков - основной вид деятельности каждого педагога. Всем известно, что это достаточно кропотливая работа, требующая много сил и времени. Очень удобно при проектировании уроков пользоваться единым алгоритмом. Компьютер может оказать в этом помощь.

У современных школьников наблюдается уменьшение интереса к изучению химии. Это можно объясните и сложностью предмета, и уменьшением количества часов на изучение, и переходом на концентрическую систему преподавания материала. С каждым годом усложняется и содержание КИМов к ЕГЭ.

Ученики, привыкшие воспринимать информацию в виде "красивых картинок", лучше примут яркий, наглядный материал, чем лекцию учителя. Конечно, удивить современную молодежь сложно. Но это и не является целью преподавания. Задача педагога: так преподнести материал, чтобы он был понятен и доступен.

Урок химии должен, безусловно, содержать необходимые демонстрации опытов. Но имеющееся оборудование не всегда дает такую возможность. При этом имеется достаточное количество медиаресурсов, помогающих решить данную проблему. Надо только найти способ работы с такими ресурсами на уроке.

Прекрасно с данной задачей можно справиться, используя простую программу из пакета Microsoft Office, PowtrPoint. Презентации, созданные с помощью этой программы, зрелищны, просты в применении и позволяют пробудить интерес к изучаемой теме.

Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Сегодня ПРЕЗЕНТАЦИЯ - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она:

•    быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

•    вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

•    усиливает воздействие выступления.

В ходе работы я столкнулась с тем, что не могу продемонстрировать ряд интересных, красивых экспериментов при изучении различных тем. Поэтому при подготовке к урокам я пользуюсь программами PowtrPoint, имеющимися в арсенале СD-дисками и мультимедийным проектором.

Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:

•    решить задачи гуманизации образования;

•    повысить эффективность учебного процесса;

•    развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

•    развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;

•    существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;

•    определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;

•    учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;

•    осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

•    привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

Поэтому   на   своих   уроках   химии   я   стараюсь,   как   можно   чаще использовать новые компьютерные технологии:

-      презентации   при   изучении   нового  материала,   при   закреплении знаний, в качестве опережающих, а иногда зачетных заданий;

-      тестирование при отработке умений и навыков для контроля знаний:

-      готовые электронные учебники

В качестве примера можно привести урок в 10 классе по теме «Жиры» Исходя   из содержания, выбрана традиционная классно-урочная форма. На данном      уроке      использован      электронный      учебник,   где   были продемонстрированы свойства жиров. Просмотрев сюжет,    ученики легко повторяют и  выполняют  подобный  эксперимент.  Кроме того,  по  ходу

изучения нового материала предлагаются упражнения в форме теста по данной теме.

В качестве примера мультимедийной презентации, можно привести примеры урока в 8 - м классе на тему «Свойства кислот», в 11-м классе на тему «Классификация химических реакций», в 10- м классе на тему «Непредельные УВ. Алкены».  Демонстрация презентации урока начинается, как правило, с темы, целей и задач урока. Размещение этой информации в начале удобно тем, что в процессе показа презентации можно легко "вернуться" к первым слайдам. Когда видишь перед собой цель, легко идти вперед.

Презентации можно использовать как скелет, наполняя тем содержанием, которое необходимо. Временные затраты становятся меньше по мере накопления опыта. А успехи учеников, оживление интереса к предмету, повышение собственной компетенции стоят затраченного времени.

Безусловный плюс использования информационных технологий на уроках химии заключается в том, что всегда есть возможность вернуться к сложным моментам урока, показать процессы и события в динамике.

Для проверки знаний, закрепления и контроля, я использую программу UniTest. Программа включает в себя контролирующие и обобщающие тесты. Для индивидуальной работы с учащимися, я также использую программу теста издательства «Учитель». Программы позволяют просматривать результаты тестирования (оценка учащегося), а также просмотреть какие темы западают у учащихся.

Видеограммы позволяют оперативно представить необходимый материал: таблицы, схемы, вербальные и изобразительные опоры, ключи к самостоятельным письменным заданиям. Диа- и слайдофильмы представляют собой прекрасную содержательную опору для говорения.

Химические формулы - это яркий пример развития химической науки, химического языка. Комплексное использование химических формул способствует формированию химического языка учащихся на примере как отдельных веществ, так и различных классов.

Использование компьютера на уроках химии - это одно из многих средств достижения учебных целей. Это средство, которое интенсифицирует, обогащает учебный процесс, способствует развитию личности ребенка и создает новую культуру педагогического общения.

Анкетирование учащихся показало, что ребята хотели бы что бы уроки с использование мультимедиа проводились как можно чаще.

Такие уроки позволяет сформировать:

•      коммуникативные навыки;

•      навыки самостоятельной работы;

•      навыки работы с информацией;

•      сэкономить время.

Мною был проведен сравнительный анализ выполнения контрольной работы по теме «Химическое равновесие». Принцип Ле – Шателье.

Оценка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

«отл»

6 чел – 20,7%

4 чел – 14,8 %

«хор»

10 чел – 41,6%

8 чел – 29,6%

«удовл»

8 чел – 33%

15 чел – 55,6%

«неудовл»

-

-

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что во – первых, учащиеся довольно быстро обучаются использовать компьютер в учебной деятельности. Во – вторых, использование информационной технологии позволяет повысит качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным. Наличие устойчивой быстрой связи в цепи «преподаватель – ученик» позволяет своевременно выявлять и устранять проблемы в знаниях учащихся, что способствует повышению успеваемости.

Целесообразность применения информационных технологий в обучении химии не вызывает сомнения, но эффективность этого технологического средства повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим на протяжении всего курса химии. К сожалению, при  разработке традиционного курса химии не предполагается использование информационной технологии, в связи, с чем необходимо было бы разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучит с применением информационной технологии. Критерии отбора учебных тем по химии для компьютерного обучения можно сформулировать следующим образом: учебный материал темы должен способствовать созданию  информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, так и его применения; содержание темы должно предполагать возможности управления учащимися моделями химических объектов. Эти критерии, а также анализ школьных учебников для компьютеризированного курса, позволяет отобрать учебные темы традиционного курса, изучение которых можно проводить с использование информационных технологий.

Я считаю, что наиболее эффективным средством формирования химических знаний, развития коммуникативных навыков учащихся является использование информационных технологий, которые дают аудиовизуальный материал. Основными достоинствами, по сравнению с другими ТСО, являются: интерактивность, повышенная эффективность восприятия учебного материала, возможность создания копий на электронных носителях и на бумаге для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межкультурной компетенции учащихся с помощью информационных технологий

Статья о формировании межкультурной компетенции учащихся в средней школе с помощью информационных технологий, об использовании Интернет-ресурсов и их применение на уроках иностранного языка....

Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий

Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологи...

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...