ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
статья на тему
В статье представлена программа обучения русскому языку как иностранному детей инофонов старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которая позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях и на языковых курсах. Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня овладения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Якушко Е.Б., Бобрышова Н.В., Третьякова С.О.
В последние годы постоянно увеличивается приток в Санкт – Петербург мигрантов из стран ближнего зарубежья, которые приезжают с семьями и детьми. Естественно, что перед новыми жителями нашего города встает вопрос включения в социальную жизнь мегаполиса. Процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения. Особенно остро эта проблема проявляется у детей, которые приходят в русские общеобразовательные учреждения, не умея разговаривать и не понимая обращённую к ним речь. Ребенок должен посещать данные учреждения при любых обстоятельствах, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в образовательный процесс. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и чем раньше, тем лучше.
Используя имеющиеся в печати исследования и собственный практический опыт специалисты ГБОУ ЦППРК Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие» разработали и внедрили систему диагностики и коррекции для данной группы детей. В её основе лежит программа, автором – составителем которой является кандидат филологических наук О.Н.Каленкова. Данная программа по русскому языку как иностранному для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющая практическую направленность на культурно-языковую адаптацию, не только актуальна, но и универсальна, так как позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях и на языковых курсах.
Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, а именно: нарушения произношения фонем, общих для обоих языков; нарушения восприятия присутствующих в обоих языках фонем; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков.
Помощь логопеду в проведении диагностического обследования могут оказать как родители, так и учителя русского языка. Обследование органов артикуляционного аппарата проводится традиционным способом. Обследование звукопроизношения проводится путём повторения изолированных звуков, прямых и обратных слогов, слов с интересующим звуком. При обследовании слоговой структуры учитывается, что данное нарушение обусловлено несвойственными родному языку звуками и их сочетаниями. Обследование грамматического строя речи, выявление аграмматизма, парафазий, нарушение звукового состава слова и фонематического восприятии является затруднительным, что оправдывает привлечение родителей ребёнка к обследованию. Проводится подготовительная работа с родителями, включающая знакомство с процедурой обследования. При оценке состояния речи ребёнка учитываются все требования комплексной психолого-педагогической диагностики.
Работа по коррекции нарушений речи может проводиться как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Коррекция звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторон речи является общей задачей, но следует помнить, что русский язык для этих детей не является родным, и необходимо проводить занятия как с учётом имеющихся у каждого ребёнка индивидуальных нарушений, так и общих трудностей в усвоении русского языка у двуязычных детей.
Цели и задачи обучения
Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня овладения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.
Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:
• формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
• формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
• формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
• формирование навыков чтения, письма и счета, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Структура и основные принципы построения курса.
Программа включает в себя разделы по формированию звуковой стороны речи, лексике и грамматике. Она способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями. Программа курса реализуется с учётом общедидактических принципов, занимающих важное место в коррекции речевых нарушений.
Подбор грамматических и лексических тем и их последовательность определяется как спецификой речевого нарушения, так и особенностями усвоения русского языка детьми с двуязычеем, с учётом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.
Задачи обучения по данной программе включают в себя такие области, как:
- формирование звуковой стороны речи
- обогащение лексики русского языка
- обучение грамматике
- развитие связной речи
I. В области формирования звуковой стороны речи:
• сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
• добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;
• особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих фонематической системе родного языка;
• развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов;
• обучить интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.)
II. В области лексики русского языка:
• обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН или ОНР;
• активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
III. В области обучения грамматике:
• учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
• воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой);
• формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;
• учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
• учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
• учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;
• учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
• формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
• учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
• активизировать навыки правильного грамматического оформления речевых высказываний на русском языке в играх и игровых ситуациях;
• закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
• добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;
• проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.
IV. В области связной речи:
• учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;
• формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);
• развивать диалогическую речь детей на русском языке;
• создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке;
• создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
В беседах с родителями логопед должен объяснить им цель логопедических занятий. Необходимо, чтобы они проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях, дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на логопедических занятиях. Полезно организовывать совместные с родителями прослушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мультфильмов на русском языке.
Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»
Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....
Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.
Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....
Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...
Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"
Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....
Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА
Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработ...
проект Современные приемы снятия трудностей в обучении особенностям фонетики английского языка на уроках общеобразовательного учреждения.
в данном проекте автор делится эффективными приемами работы над фонетической стороной речи в школе....