Изучение развивающих технологий с последующим использованием в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Развивающие технологии  реализуется во всех сферах педагогической деятельности: учебной, внеурочной, воспитательной.

В образовательном процессе необходимо сделать акцент на воспитание учащегося, на обеспечение ему комфортных, бесконфликтных условий развития, раскрытия творческих качеств, используя современные технологии обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_razvivayushchih_tehnologiy.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 24»

Изучение развивающих технологий с

 последующим использованием в учебно-воспитательном процессе

Выступление подготовил

учитель биологии I категории

Бугорская Н.В.

г. Севастополь, 2016

Развивающие технологии  реализуется во всех сферах педагогической деятельности: учебной, внеучебной, воспитательной. 

В образовательном процессе необходимо сделать акцент на воспитание учащегося, на обеспечение ему комфортных, бесконфликтных условий развития, раскрытия творческих качеств, используя современные технологии обучения и воспитания.

Анализ педагогической деятельности показал, что качество учебно-воспитательного процесса будет высоким, если:

  • будет обеспечен системный подход в обучении;
  • введен активно-деятельностный способ обучения;
  • представлена возможность самостоятельно и творчески работать;
  • создан благоприятный психологический климат на уроках;
  • реализуются принципы развивающего обучения.

Основные принципы технологии развивающего обучения, на который делается акцент в образовательном процессе следующее:

  • расширение сотрудничества преподавателей и учащихся;
  • учет личностных особенностей учащихся;
  • индивидуальная психологическая поддержка;
  • условия для саморазвития личности, развитие коммуникативной

культуры и творческого потенциала.

Реализуя принципы развивающего обучения, направленного на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала, в учебном процессе применяются следующие методы активного обучения:

  • Исследовательские, проблемные уроки, проблемно-поисковые и эвристические беседы, решение ситуационных задач, анализ конкретных производственных ситуаций. Эти методы обеспечивают развитие творческого мышления учащихся, выполнение ими таких задач, в процессе решения которых они овладевают способами познавательной деятельности и качественно усваивают необходимую учебную информации. Так например имитируя или анализируя деятельность медицинских работников, учащиеся на основе конкретной ситуации развивают свои  умения, повышается культура общения.
  • Познавательные процессы, коммуникативные навыки учащихся, умения к самообразованию развиваются также с помощью  игровых методов (деловая игра с разыгрыванием ролей, пресс-конференция, игры-конкурсы и т. д.).  
  • Значительное влияние на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, оказывает самостоятельная внеклассная работа. С этой целью   в учебный процесс внедрены различные ее виды - подготовка реферативных сообщений, составление таблиц, схем, проектов. При этом учащимся предоставляется право выбора, как тем, так и видов самостоятельной работы, в зависимости от интересов и способностей обучающихся.
  • Ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, направленные на решение учебных и воспитательных задач: недели дисциплин, конференции, научно-исследовательская работа  и т.д.
  • Наиболее используемое средство обучения - наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.
  • На сегодняшний день одним из требований нового государственного образовательного стандарта  образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

  • Презентации– это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
  • Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.
  • Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, рефератов и т.д., представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.
  • Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  • Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансам.
  • Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.
  • В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную.

Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков.

Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения  важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм.

Таким образом, целенаправленная работа  позволяет решать развивающие, учебные и воспитательные задачи.

Практический опыт работы с использованием технологии развивающего обучения способствует повышению качества образовательного процесса и его эффективности, повышению коммуникативных умений и способности к самовыражению. Учащиеся становятся более самостоятельными и инициативными, оригинальны при решении затруднительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

использование в учебно воспитательном процессе технологии здоровьесбережения

статья "школа территория здоровья" посвящена основам здоровьесбережения в школе...

Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе

В настоящее  время возможности всемирной сети Интернет огромны. Одна из них доступ к огромному количеству средств массовой информации: газетам, журналам, телевидению, радио. Для использования и в...

Презентация. Информационно- коммуникативные технологии как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Возможности интернет-ресурсов для реализации ИКТ технологий в школе.Выступление на педчтениях....

Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса

На сегодняшний день в педагогике многогранно трактуется понятие «технология», наиболее выверенное из них можно определить таким образом: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, ме...

Технология сетевой культуры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Как нами отмечалось в ходе исследования, необходимым условием существования и развития личности в условиях информатизации является сетевая культура. Задача формирования и развития сетевой культуры реш...

Современные образовательные технологии - основа достижения качества учебно-воспитательного процесса

В дополнительном образовании технологии имеют особое значение. Учреждение дополнительного образования - особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей - пространством разнообр...