Вопрос психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
статья на тему

Шарманжинов Э

Психолого-педагогическое сопровождениею

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psih-ped.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Леонид Владимирович Занков всегда работал на перекрёстке психологии и педагогики. Этот учёный изучал развитие психики ребёнка, и те движущие силы, которые способствовали его развитию. Так же он с вниманием относился и к экспериментальной разработке  педагогических условий, эффективных для развития детей. Такой многосторонний подход к изучению ребёнка поставил Л.В.Занкова в особое положение в научном мире: он в равной степени и психолог, и педагог.

Особенность идей Занкова Л.В. заключается в согласовании ведущей роли обучения с очень бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности. Развитие идей связано с исследованием особенностей школьников педагогами, психологами, а так же с разработанностью дидактических проблем современного образования. Только на этой базе возможна дальнейшая разработка теории и методики личностно-ориентированного развивающего обучения, основные черты которого, по сути своей, изначально были в системе Л.В. Занкова.

 И одним из условий построения личностно-ориентированного образовательного пространства считаю, является психолого-педагогическое сопровождение. Под сопровождением понимается – создание педагогических, социальных, психологических условий для успешного  образования и развития ребёнка. Сопровождение рассматривается, как процесс, в рамках которого могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1.Систематическое отслеживание (мониторинг) психолого-педагогического статуса ребёнка и динамика его развития в процессе образования.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности и успешного обучения для тех, кто не нуждается в специализированной помощи психолога и педагога. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.

3. Создание специальных социально психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных  детей (имеется в виду специальная работа, как с одарёнными, так и с нуждающимися в коррекции детьми).

Цель данного направления работы: создать ребёнку, обладающему конкретными психологическими особенностями развития, соответствующие условия обучения, такие, которые не провоцировали бы отклонения в поведении и вместе с тем позволили бы  наилучшим образом развить его уникальные индивидуальные качества. Но это в идеале. Ни для кого не секрет, что одной из актуальных проблем является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Но, к сожалению, в наших школах нет педагогов-психологов, и нам приходится овладевать знаниями по специализации «психология».

К нашим знаниям психологических особенностей детей младшего школьного возраста; специфики развития и формирования: личности, психологических процессов, интересов, чувств и т.д.; особенности физического развития детей, которые мы получили в пединституте, должны добавится умения и навыки:

1) подборка игр, коррекционно-развивающих упражнений, этюдов различного направлении (релаксационные, двигательные, коммуникативные, развивающие, поведенческие);

2)выявление особенностей психологического развития ребёнка;

3)подбор диагностических материалов с целью решения индивидуальных проблем ребёнка;

4) работа с популярной психологической и методической литературой.

Хочу познакомить с данными, которые были получены по результатам работы с учениками 5 класса. Я не ставлю задачу сейчас разбирать диагностические методики, комментировать работу с ними, я хочу предложить некоторые из них, которые более эффективно позволили узнать учеников.

1. Тест «Несуществующее животное» Данный тест основан на методе Сеченова. Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Показатели и интерпретация данного теста очень подробна (но например: Положение рисунка трактуется как самооценка. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям и т.д.)

2. Геометрический тест. Перед Вами геометрические фигуры: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: "Вот это точно я". Выбранная фигура и олицетворяет Вас. А теперь прочитайте, о чем говорит Ваш выбор. Данный тест помогает определить «левополушарных» и «правополушарных», а так же некоторые черты личности.

3. Тест «Психологический портрет». Листок разделён на две половинки. На одной половинки вы пишите или рисуете то, за что вас можно любить, на другой – за что ругать. По количеству написанного определяется самооценка( завышенная, завышенная)

         Так же хочется привести примеры вопросов и ответов(методика Гаврилычева Г.Ф.) .Данная форма работы проводится регулярно и фиксируется в дневниках индивидуального наблюдения:

1 Вопрос: Что тебя интересует, волнует, когда ты думаешь о себе?

Ответы: Учёба, у меня 2 по нем.яз.; Плохо отношусь к друзьям.; Почему я злюсь.

2 Вопрос: Кто ты? Какой ты?

Ответ: Я хорошая, добрая, умная, пугливая; Я мальчик; Я девочка и учусь хорошо; Я красивая, но непослушная; Я злой, когда меня злят, добрый, когда покупают игрушки

3.Вопрос: Что тебе дороже всего в жизни?

Ответ: Семья, здоровье, друг, учитель.

4.Вопрос: К кому бы ты обратился за  помощью?

Ответ: К маме, папе, бабушке, брату.

5. Вопрос. В кого бы ты хотел превратиться и почему?

Ответ: В себя, потому что я себя люблю; Хочу стать звездой футбола;

В птицу, потому что хочу летать; В фею, потому что они красивые;  Во льва, потому что он главный; В собаку, чтобы спрятаться в будке.

Как много рассказывают эти ответы. У меня всегда есть возможность увидеть, что ребёнка, что-то беспокоит, что у него что-то не получается, а может и наоборот всё замечательно. Есть возможность правильно отреагировать на это.

         А реагировать можно, например играми, тренингами.

1 Игра « Волшебный стульчик» .Ребёнок садиться на стул, а остальные говорят о нём только хорошее. Очень повышает самооценку, да и настроение.

2. Игра «Смешинка». Летает смешинка по классу. Когда она подлетает к группе ребят, они начинают смеяться. Когда улетает – они плачут, смеются другие.

3. Игра «Глаза в глаза» Разбиваемся на пары и берёмся за руки. Глядя в глаза и чувствуя руки, попробуем без слов передать разные эмоции: « Мне грустно» «Помоги мне», «Мне весело» и др.

Имея реальные данные о суждениях, представлениях, ценностях младших школьников, я могу составить портрет не только каждого ученика, но и, обобщая типичные показатели, коллективный портрет класса. Это, в свою очередь, помогает мне более точно выстроить индивидуальный подход к ребятам, более грамотно расставить акценты в учебно-воспитательном процессе, отобрать то содержание, средства и методы, которые повысят его результативность.

Результаты целесообразно обсудить в детском коллективе (ученикам это интересно и полезно), индивидуально с каждым, особенно в сложных ситуациях. Само проведение и обсуждение, результатов должно быть тактичным, доброжелательным, без публичного осуждения и навешивания ярлыков.

Полезно и интересно как можно больше знать о детях родителям. Хорошо известно, что детей воспитывает не только школа, но и семья. Не всегда родители хорошо знают своих детей. Я помогаю им в этом. Большинство родителей не остаются равнодушными, а некоторые делают для себя открытия, они по-новому видят  дочку или сына.

В заключение хочется вспомнить слова поэта Михаила Светлова: «Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"

В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.  Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного  процесса....