семинар "Законы развития личности в реальной и виртуальной среде"
учебно-методический материал на тему

Семинар адресован учителям школы как ответ на запрос после изучения требований ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Законы развития личности в реальной и виртуальной среде ЧОУ «Газпром школа » Психолог Лис Л.В. 30 октября 2016 1

Слайд 2

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ- объясняет законы развития психики ПЕДАГОГИКА- теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека 2

Слайд 3

Развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Л.И. Божович 3

Слайд 4

Законы: Первый: Жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. 4

Слайд 5

Второй: В однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай. 5

Слайд 6

Третий. Всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка. 6

Слайд 7

7 формирование развитие воспитание обучение образование

Слайд 8

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА 8

Слайд 9

9

Слайд 10

доступность мобильность оперативность анонимность свобода самовыражения 10

Слайд 11

11 Детская аудитория интернета: частота выхода в сеть подростков в возрасте от 12 до 17 лет (по данным ФОМ)

Слайд 12

12 Интернет как источник информации

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

15 1. ЛИЧНОСТЬ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ И НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Е.К. Веселова Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (23), 2014 литература 2 Общие основы педагогики: конспект лекций. Социализация 3 ДЕТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков. Информационный бюллетень Года Безопасного Интернета в России. Вып . 1. М., 2009. 4 http://runet.fom.ru/ инфографика за разные года

Слайд 16

16 Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

1 слайд

По итогам мартовского педагогического совета к психологической службе был сформулирован запрос на проведение семинара по теме «Законы развития личности в реальной и виртуальной среде». Его актуальность обусловлена наличием в профессиональном стандарте педагога такого умения как применение педагогических технологий на основе знаний законов развития личности в реальной и виртуальной среде.

2 слайд

Развитие личности – сложнейший процесс реальности. Наука выделяет в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогики.

3 слайд

Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.. Учителю важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.

4 слайд

Жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание. Знание первого закона развития личности имеет огромное значение для каждого педагога, ведущего учебно-воспитательную работу. Было бы наивным, например, полагать, что учитель русского языка в одиночку дает детям знания по языку и развитию речи, преподаватель физкультуры обеспечивает их физическое воспитание и развитие, а педагог по трудовым технологиям  прививает им только  трудовые навыки. И учитель физкультуры, и педагог по трудовым технологиям  общаются с учащимися и уже в силу этого, способствуют развитию их речи. Учитель русского языка призван заботиться о физическом развитии своих учеников, в частности строго следя за правильностью их осанки. И все учителя независимо от предмета, который они преподают, приучают учеников к труду.

5 слайд

Второй закон  можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

Рассмотрим действие этого закона на примере. Человек учится водить машину. На первых порах включение зажигания, сигнала поворота, переключение рычага скоростей, и другие сравнительно простые действия требуют принятия сознательных решений и являются по существу отдельными поступками. Но спустя какое-то время, иногда значительное, умения становятся навыками, закрепляются в привычки, которые замыкаются в цепочку бессознательных автоматизированных действий. То же самое происходит при освоении человеком любого нового дела.

6 слайд

Вспомним древнее изречение: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Привычка – именно тот процесс, посредством которого убеждение становится наклонностью и мысль переходит в дело. Не следует забывать, что привычка творится в поступках.

7 слайд

Знание законов и теории развития личности в целом позволяет педагогу осмысленно, со знанием дела выбирать и правильно применять методы воспитания и обучения.

8 слайд

Мы с вами вспомнили законы развития личности в реальной среде. А как влияет виртуальная среда на развитие личности?  В связи с этим важно сказать о том, что сегодня в сознании людей имеет место кризис представлений о человеке вообще и представлений о совершенном человеке в частности.. Еще в 1984 г. М.К. Мамардашвили в своем докладе «Сознание и цивилизация» сказал: «…среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX век, одной из главных, и часто скрытой от глаз, является антропологическая катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, … и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни».

9 слайд

 Со второй половины прошлого века особенно остро ставится вопрос о том, что прогресс в обществе, который понимается как уровень научно-технического развития и возрастания объема материальных благ и процесс нравственного развития личности сильно расходятся, движутся в разные стороны. Становится все более очевидным, что развитие одного разума, интеллекта без развития души, совести как внутреннего личностного регулятора нравственного поведения, при отсутствии представления об идеальном, совершенном человеке, ведет к той катастрофе, о которой и говорит Мамардашвили. Поэтому очень актуальной сегодня становится проблема воспитания нравственного человека, создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения, нравственного сознания.

10 слайд

Особенно интенсивно на фоне бурного прогресса этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, которая существенно меняет условия формирования личности и ее совести в том числе. В строящемся информационном обществе функции социализации подростков Интернет начинает активно брать на себя Интернет как социальный институт обладает целым рядом специфических социально-педагогических характеристик, определяющих процесс социализации детей и подростков, отличающихся от характеристик традиционных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных, религиозных учреждений и т.д.). Он представляет собой социо-культурную среду, которая отличается локализацией в киберпространстве, особыми возможностями удовлетворения и/или квазиудовлетворения многочисленных потребностей современных подростков; потенциалом трансформации структуры самосознания личности в процессе трансляции культурных ценностей, норм и правил поведения в Интернете.

11 слайд

Особенно актуально знать, как влияют эти особенности Интернета на формирование нравственной сферы личности. И первая особенность, о которой следует помнить, это то, что виртуальная реальность, в которой сегодня проходит иногда большая часть жизни и досуга детей и подростков, никак не связана с нравственным законом и моральными нормами совместного существования людей именно в силу автономности, анонимности и полной свободы от всяких ограничений интернет-среды.

12 слайд

Часто пребывание в виртуальном мире может восприниматься самим человеком (особенно детьми и подростками) как эквивалентное существованию в реальном мире. В этом случае отсутствие нравственного закона в виртуальной реальности принимается как нечто должное и переносится на поведение в реальной жизни.

Подросток стремится к новым отношениям на основе автономии и независимости. Он с трудом справляется со сложной ситуацией развития. В результате подросток противоречив в своих поступках, для него характерна высокая тревожность, конфликтность, психологическая неустойчивость. В этот период особое значение имеют институты социализации, в первую очередь, семья и школа, призванные помочь подростку. А мы с вами видим, какое место занимает Интернет как источник знаний по данным опроса у восьмиклассников и девятиклассников (2009)

13 слайд

Самым глубоким слоем личностной идентичности является потребность в системе ориентации на уровне онтологических проблем, которая связана с экзистенциальным самоопределением человека – обретением смысла жизни, пониманием смысла смерти, любви, одиночества и т.п. . Виртуальный мир, онтологически не связанный с нравственным законом, настаивает на множестве возможных миров, в которых может раствориться личность и ее идентичность.

14 слайд

В водовороте информационных потоков и возможностей интернета, с одной стороны, и его рисков и опасностей – с другой, трудно сориентироваться даже опытному пользователю, а подростку в его сложной жизненной ситуации – особенно.

Во-первых, в ситуациях, когда виртуальная реальность является основной жизненной реальностью, в которой подросток ищет идеалы для самоидентификации, не формируются причинные схемы, определяющие статус личности как субъекта нравственного действия.

 Во-вторых, ситуация неограниченной свободы действий в виртуальной реальности создает иллюзию вседозволенности, которая часто переносится на поведение в реальной жизни.

В-третьих, транзитная идентичность не обеспечивает самотождественности личности во времени, что чревато психическими расстройствами.

 В-четвертых, существование в виртуальной реальности часто направлено на нарушение всяких норм, в том числе и нравственных, что фактически деформирует совесть, лишает ее чувствительности к ситуациям морального выбора, заглушает ее голос.

15 слайд

При подготовке к семинару мной были использованы такие источники.

16 слайд

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире" .

Здесь предлагается конспект открытого  урока по теме "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире". Урок был проведен в 6 в классе С(К)ОШ 8 вида....

Психологические особенности развития личности для работы в инновационной среде

Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты...

Родительское собрание на тему "Интеграция реального и виртуального. Ребенок и компьютер"

Родительское собрание на тему "Интеграция реального и виртуального. Ребенок и компьютер"...

Классный час "Жизнь реальная- жизнь виртуальная"

Конспект классного часа и презентация на тему "Жизнь реальная - жизнь виртуальная"...

Классный час на тему "Жизнь реальная и виртуальная"

Данный материал помогает каждому подростку определить для себя плюсы и минусы виртуальной жизни....

классный час "Я реальный - я виртуальный"

классный час по медиабезопасности, направленный на оценку подростками своего образа поведения в Интернете и в жизни...