Психологические особенности развития личности для работы в инновационной среде
методическая разработка (психология) по теме
Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osobennosti_razvitiya_lichnosti.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности развития личности
для работы в инновационной среде.
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивации, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие, к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности человека в различных ситуациях.
Часто личность предстаёт в виде некой гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере, частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
Иногда личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как такова относительность неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Концепции развития личности фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.
Итак, личность формируется обстоятельствами в силу её необходимого присутствия в них, так как она принадлежит к определённому классу, социальной группе, обществу, не может уйти из этих обстоятельств и формируется ими.
Материальные и культурные условия, составляющие основу жизни, не могут не сказываться на потребностях и интересах индивида, уровне его собственной культуры. Все внешние условия формируют и развивают личность, но из обстоятельств жизни решающее влияние оказывают взаимоотношения людей, в сфере действия которых находится личность.
Обстоятельства, в которых живёт личность, не пассивны. Они активно, хотя и стихийно, воздействуют на личность, и в этой активности реализуются объективные требования, которые предъявляются человеку обществом.
Личность также формируется воспитанием. Целенаправленные педагогические воздействия с учётом обстоятельств жизни и психического склада ребёнка могут изменять, переделывать сложившиеся отношения воспитанника и, более того, формировать новые. Следовательно, воспитание играет решающую роль в формировании личности, оно ведущий фактор её развития.
Воспитание и образование особенно эффективно, если оно научно обоснованно и его влияние обоснованно совпадает с характером воздействия обстоятельств.
Стиль воспитания подрастающего поколения, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества.
Здесь далеко не всё зависит от свободного усмотрения. Некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания - необходимое условие и предпосылка исторического развития вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и подобию, история стала бы простым повторением пройденного.
Традиционные институты и методы воспитания были высокоэффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, прежде всего потому, что были тесно связаны с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьёзное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.
Сегодня положение изменилось. Научно-техническая революция внесла в этот непрерывный процесс обновления материально-вещественного и субъективно-личностного компонентов производительных сил общества беспрецедентную инверсию: первые в истории человечества темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники, и этот процесс начинает охватывать экономическую жизнь в целом. Смена технологий означает, что обесцениваются, устаревают также и технические знания работников.
Соответственно меняются практические задачи и критерии эффективности обучения и воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы главным образом по тому, насколько им удавалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне социальные изменения настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям и юношеству предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свои воспитательные успехи они должны оценивать не столько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в реальной жизни родительского поколения.
Проблема эта затрагивает прежде всего, сферу образования и является мировой, глобальной. Во многих странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования, обусловленной удлинением сроков обучения, ростом его массовости и удорожанием технических средств, с одной стороны, и его недостаточной социальной эффективностью- с другой. Всюду обсуждаются и вырабатываются планы радикальной реформы системы образования и перестройки школы.
Вопрос, однако, не только и не столько в содержании и методах образования и обучения, сколько в общей направленности и стиле воспитания. Чтобы жить и успешно функционировать в инновационной среде, индивид должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте.
Воспитание должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Между тем самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления.
Для педагогической теории это, разумеется, не новость. О необходимости развивать индивидуальность и самостоятельность ребёнка, преодолевая формализм «казённого» воспитания, писали практически все классики педагогики. И не только писали, но и старались реализовать это требование в своей практической деятельности. Однако для реализации этого принципа в массовых условиях нужны определённые социальные предпосылки. Отношения старших и младших, родителей и детей, какова бы ни была их индивидуальная, эмоциональная окраска, всегда были отношениями власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в самой природе возрастных категорий и заключается в принципе старшинства и связанных с ним социальных привилегиях, правах и обязанностях.
Работу выполнила преподаватель СККИ
Рогова Светлана Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка
Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...
"Психологические особенности развития мальчиков, определяющие эффективность работы с ними"
Воспитание и обучение детей во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное, учитывает ли их половые особенно...
Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"
Выпускная работа, в которой изучаются психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...
Некоторые приемы работы в инклюзивном классе. Психологические особенности развития детей с ОВЗ
quot;Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать", - один из основных принципов инклюзивного образования. В...