Трансляция педагогического опыта
методическая разработка (9 класс)
Государственная итоговая аттестация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 52.47 КБ |
metodsovet_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №6»
Осенних Т.В.
Тема: Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
Дата проведения: 17.09.2021г.
Уважаемые коллеги, разрешите представить мастер-класс «Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку».
Каждый год нам приходится сдавать экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это трудная и ответственная работа.
Когда я изучила кодификатор демонстрационной версии 2020 года, я осознала, каким объёмом знаний должен владеть ученик при выполнении заданий под номером 3 или под номером 5- пунктуационный и орфографический анализ. Это наиболее сложные задания 2 части КИМов, я думаю вы со мной согласитесь.
Перед учителем стоит проблемная ситуация: как всему научить или систематизировать тот материал, который уже выучен и забыт.
3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Ответ: ___________________________.
Этап актуализации знаний.
На этапе актуализации знаний учащихся использую приём «яркое пятно». Вот всем известная фраза.
Казнить нельзя помиловать.
- Как можно понять смысл этого предложения?
- Что нужно сделать, чтобы устранить двусмыслицу? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной после слова казнить или нельзя)
- Что помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
-Какой раздел языка изучает знаки препинания? (Пунктуация)
- Что нужно знать, чтобы успешно справиться с заданием ОГЭ под номером 3? (Нужно знать основные правила расстановки запятых в простом и сложном предложении, систематизировать знания по пунктуации).
Объединение в группы для решения проблемы.
Сейчас я бы хотела поделить вас на группы. Предлагаю, уважаемые коллеги, по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией – номер один - задумчиво, номер два - с удовольствием, номер три - с гордостью, номер четыре - ласково. И теперь вам необходимо распределиться на группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые», «Грустные», «Радостные».
Метод пилы
- Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты
- Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
- Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Своя опора
- Группа или пара составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
- Проходит презентация схем-опор.
Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь-справочник, мы такие тетради ведём, начиная с 5 класса, у кого-то они сохраняются и ребята ими пользуются даже в других уч. заведениях.
Предлагаю ученикам составить универсальный алгоритм работы над заданием. Попробуем? В конвертах карточка 1.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Подчеркнуть грамматические основы:
- одна → простое - 2 и более → сложное (! односоставные)
2. В сложном предложении найти союзы
(! см. в начале предложения):
- есть → ССП или СПП - нет → БСП
3. Смотрим, чем осложнена каждая часть предложения.
4. В соответствии с правилами расставить запятые.
[В Александрии работало немало выдающихся ученых] (1) (среди(2)которых географ и математик Эратосфен(3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский(7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший)(8) (что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца).
Ответ_1,3,4,5,6,7,8,9.
«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что изучили на консультации материал, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать немало страниц учебника. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90 % точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных страницах. Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты. Иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта».
Эффективно использовать интеллект-карты при подготовке как к ОГЭ так и ЕГЭ, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным, можно составлять целые блоки-карты, группируя по заданиям.
Интеллект-карты можно рисовать и от руки, и создавать при помощи компьютерной программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
Каждодневное использование ментальных карт не нужно: они не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод результативно использовать именно в комплексе с другими методическими средствами.
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
- Итак, сегодня мы будем работать с пунктограммами, а их нужно знать 15. конечно мы попробуем только несколько, теоретический материал находится в ваших конвертах.
- Предлагаю составить интеллект-карту, алгоритм, кластер, схему к пунктуационному правилу, а затем представить результат работы.
Вы можете воспользоваться заготовленным материалом, который у вас лежит на столах. (раздатки интеллект карт, маркеры, теорию)
Работа с материалом. (Работа в группах)
Представление результатов работы. Практическая часть. (Работа в группах)
Задание: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно. ОТВЕТ 123457
Задание: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная. ОТВЕТ 3456789
Задание 5. Орфографический анализ.
Такие же интеллект карты можно составлять и для запоминания орфограмм.
Внедряйте «Помогаторы» - Модель Фраера, определенный метод организации информации.
Я нашла в интернете интересный сайт, который мне очень нравится. Это сайт Алексея Тихонова. Здесь можно получить необходимый материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, пройти тесты ОГЭ и ЕГЭ по каждому важному вопросу. Открываю раздел «ОГЭ русский язык». В разделе размещена теория и практика подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Теория написана очень интересно, в доступной форме.
Например, ОГЭ: задание 4. Способы подчинительной связи, материал находится у вас на столах.
Можно ли заблудиться в лесу, состоящем из трёх деревьев? Оказывается, можно, если деревья эти «согласование», «управление», «примыкание». Так называют типы подчинительной связи в словосочетании.
Словосочетание. На что походит? Ага, на бракосочетание. Мужчина и женщина вступают в брак, разные люди. Вот и в словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли. Разными и самостоятельными. Одно — главное, ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — зависимое, ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «главного к зависимому и задаётся вопрос.
Почему «дождь и снег» не словосочетание? Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»). Какое уж тут бракосочетание?
Почему «под дождём» не словосочетание? «Под» — служебная часть речи, а в «брак» у нас вступают только люди самостоятельные.
Почему же «дождь идёт» не словосочетание?
Здесь иной принцип. «Дождь идёт» содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!
Разобрались, что называть словосочетанием, перейдём к тому, какие типы «браков», отношений у нас существует. Три типа.
1. Согласование
Равноправный брак. Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается. Понаблюдайте: «дождливый день». Главное слово — это день. Смысл в том, что он дождливый. Вопрос: день (какой?) дождливый. Главное слово хочет поменять форму на родительный падеж множественного числа: (нет) дней. Зависимое послушно идёт за ним: дождливых. Но вдруг главному слову захотелось формы предложного падежа единственного числа: о дождливом. Куда деваться зависимому — дне.
Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно будет прилагательным, причастием, местоимениями мой, твой, наш, ваш, свой, порядковыми числительными (первый, второй и т.п.).
2. Управление
Патриархальный брак. Главное слово управляет зависимым. Оно говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Зависимое послушно становится в требуемую форму и молчит. Наблюдаем: «гулял под дождём». Главное слово вольно меняться: оно, видишь ли, свободно: гуляю, гуляли, будем гулять. Зависимое податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально: под дождём. И всё тебе, и никаких…
Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно: существительное с предлогами и без, местоимения-существительные.
3. Примыкание
Брак по расчёту. Главное слово может быть свободно, может быть и не свободно, здесь важно, что Зависимое слово с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет. Наблюдаем: «гулял долго». Главное: гулял. Такое же как и в управлении. Зависимое: долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.
Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие и другие слова, которые в языке не имеют форм (пальто, хаки, её, его, их в значении чьё?).
Как же выполнить это задание? Вам придётся переделать из одного типа связи в другой. Что мы оставим без изменений? Правильно, Главное слово, потому что оно — основа словосочетания. Менять будем Зависимое.
Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое). Как переделать в управление? Оставляем Главное слово, меняем Зависимое. Вместо прилагательного ставим существительное: свитер дяди.
Усердно пишет — примыкание (так как зависимое слово не имеет форм). Чтобы переделать в управление, снова меняем зависимое слово, только теперь на существительное: пишет с усердием.
Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые помогают ученикам в подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА».
Считаю, что все эти методы, конечно, не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.
Рефлексия
Одной из важных составляющих урока является рефлексивная работа.
Дети подводят итог своей деятельности на уроке. Не только ответят на вопрос, что они узнали и смогли. Но и скажут о трудностях, которые они испытали на уроке, что им пригодится в дальнейшем. Предлагаю, уважаемые коллеги, и вам ответить, закончите, пожалуйста, одно из предложений.
- Сегодня я узнала (а)…
- Сегодня я смогла (а)…
- Сегодня мне было интересно…
- Сегодня мне было трудно…
- То, что я узнал (а) сегодня, мне пригодится
Когда- то Джон Рокфеллер сказал, что за умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете.
Хочу пожелать вам, чтобы вы и ваши ученики были успешными. Удачи нам всем и нашим ученикам на предстоящих экзаменах!
Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Основная теоретическая часть.
- Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.
Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ
ТИРЕ ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено
- Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре.
- Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя.
- Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.
- Инф – предикативное наречие на –О. Потерпеть поражение – позорно!
- Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Не ставится: если есть связки, частица НЕ.
- Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)
Запятая ставится:
- если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег
- если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал
- если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег.
- обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег
- если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:Не только дождик, но и снег.
- если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.
- Запятая не ставится:
- Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег
- В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
- Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол.
- Двоеточие ставится:
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.
- Тире ставится:
- Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
- Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.
- Два тире ставится:
- Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова: Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.
- Знаки препинания при обособленных определениях
Определение обособляется,
- если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова
Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.
- Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.
Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.
- В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению.
Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.
- Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.
- Знаки препинания при приложении:
Запятыми выделяется
- Приложение, относящееся к личному местоимению:
Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.
- В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:
Звезды, живые цветы неба, горели над нами.
- Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:
Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.
- Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:
Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.
Тире ставится:
- Перед приложением, стоящим в конце предложения:
Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.
- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Обстоятельство обособляется:
- В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.
Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.
Обстоятельство не обособляется:
- Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)
Он читал лежа.
- Если деепричастие входит в состав фразеологизма
Работал спустя рукава
Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.
Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные)
Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)
- Знаки препинания при сравнительных оборотах:
- Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются:
К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.
- Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК:
Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.
Не ставится запятая:
- Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.
Он пошел с нами в лес как проводник.
- Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:
Она словно ожила.
- Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:
Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Меньше чем через минуту прозвенел звонок.
- Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием:
Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.
!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)
- Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения
Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:
Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).
- Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
- Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:
От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.
Над ним часто посмеивались, и справедливо.
Кроме него, пришло еще пять человек.
- Запятая в сложносочинённом предложении
ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.
Запятая в ССП ставится:
- перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев.
Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.
Запятая в ССП не ставится:
- если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член
На улице ярко светит солнце и поют птицы.
- если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.
Кто вы такие и что вам здесь нужно?
Да будет свет и пусть скроется тьма!
Как мне все нравится и как здесь хорошо!
Ночь и улица. Фонарь и аптека.
Жарко и холодно.
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.
1 Придаточная часть может находиться
- Перед главной частью: (...),[...].
(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)
- После главной части: [...],(...).
Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)
- В главной части (разрывать ее): [...,(...),...].
Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)
Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:
- Последовательное подчинение:
Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)
- Параллельное подчинение:
Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)
- Однородное подчинение:
Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)
Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.
ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.
Метель не утихала, небо не прояснялось.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
ДВОЕТОЧИЕ ставится:
- если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).
Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.
- если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Печален я: со мною друга нет.
- Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что; и вижу, что; и увидел, что)
Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.
ТИРЕ ставится:
- вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)
Я смотрел все напряженнее - их все не было.
- В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)
Вышли на обрыв - подуло свежим ветром.
- Вторая часть является следствием
Он подал знак рукою - все притихли.
- Знаки препинания при обращениях
Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.
Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.
Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?
- Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.
Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.
- Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
- Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение: ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:
Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!
- Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях
Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.
Вводные слова выражают:
- Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)
- Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)
- Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)
- Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
- Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
- Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
- Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
- Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)
- Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.
Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.
- Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.
Он, я думаю, неплохой человек.
Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.
- В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.
Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.
Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.
Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):
- если придаточное предложение можно изъять или переставить
Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.
Запятая НЕ ставится (между союзами)
- если нельзя переставить или изъять придаточную часть
- если есть вторая часть двойного союза (то, так) или союз НО
Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.
- Знаки препинания при прямой речи.
Слова автора предшествуют прямой речи
А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».
Прямая речь предшествует словам автора:
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а.
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.
“П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
- Знаки препинания при цитировании
- Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора.
Белинский писал: «….».
- Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
- Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
- Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
Береги честь смолоду.
Пословица.
Знаки препинания при обособленных определениях.
Основные правила:
1. Согласованные определения, выраженные прилагательными или причастиями, обособляются, если имеют при себе зависимые слова и стоят после определяемого слова: Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству. Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
2. Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого слова, в особенности если перед определяемым словом уже есть определение: Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, тёмную и прохладную.
3. Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Такие определения обычно (но не всегда) могут быть заменены оборотом со словом будучи: Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом (= будучи сопровождаем).
4. Одиночные и распространённые согласованные определения обособляются всегда, если относятся к личному местоимению: Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках.
5. Прилагательные и причастия не являются обособленным оборотом, если они входят в состав сказуемого: Деревья стояли пушистые и белые.
6. Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами, обособляются в том случае, если им придаётся большая самостоятельность (т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете: это обычно бывает, если они относятся к имени собственному или личному местоимению): Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Сравните: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках.
7. Несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, обычно обособляется:
- когда образует с обособленным согласованным определением однородный ряд: Мелкорослый сад, состоявший из акаций и сирени, заглохший, в лопухе и чернобыльнике, шёл вниз, к лощине.
- когда перед определяемым словом уже есть определение: Деревянный домик матери, в четыре окна на улицу, врос в эти годы в землю…
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обособленные обстоятельства
- Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.
Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
- Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?
Обособленные обстоятельства могут быть выражены:
1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)
2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)
3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки)
4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.)
5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)
- НЕ ПУТАЙТЕ
- деепричастные обороты с вводными словами:
Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.
- деепричастные обороты с придаточными определительными:
Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей.
Приложение 2.
ОГЭ: задание 4. Способы подчинительной связи.
Можно ли заблудиться в лесу, состоящем из трёх деревьев? Оказывается, можно, если деревья эти «согласование», «управление», «примыкание». Так называют типы подчинительной связи в словосочетании.
Словосочетание. На что походит? Ага, на бракосочетание. Мужчина и женщина вступают в брак, разные люди. Вот и в словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли. Разными и самостоятельными. Одно — главное, ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — зависимое, ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «главного к зависимому и задаётся вопрос.
Почему «дождь и снег» не словосочетание? Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»). Какое уж тут бракосочетание?
Почему «под дождём» не словосочетание? «Под» — служебная часть речи, а в «брак» у нас вступают только люди самостоятельные.
Почему же «дождь идёт» не словосочетание?
Здесь иной принцип. «Дождь идёт» содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!
Разобрались, что называть словосочетанием, перейдём к тому, какие типы «браков», отношений у нас существует. Три типа.
1. Согласование
Равноправный брак. Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается. Понаблюдайте: «дождливый день». Главное слово — это день. Смысл в том, что он дождливый. Вопрос: день (какой?) дождливый. Главное слово хочет поменять форму на родительный падеж множественного числа: (нет) дней. Зависимое послушно идёт за ним: дождливых. Но вдруг главному слову захотелось формы предложного падежа единственного числа: о дождливом. Куда деваться зависимому — дне.
Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно будет прилагательным, причастием, местоимениями мой, твой, наш, ваш, свой, порядковыми числительными (первый, второй и т.п.).
2. Управление
Патриархальный брак. Главное слово управляет зависимым. Оно говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Зависимое послушно становится в требуемую форму и молчит. Наблюдаем: «гулял под дождём». Главное слово вольно меняться: оно, видишь ли, свободно: гуляю, гуляли, будем гулять. Зависимое податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально: под дождём. И всё тебе, и никаких…
Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно: существительное с предлогами и без, местоимения-существительные.
3. Примыкание
Брак по расчёту. Главное слово может быть свободно, может быть и не свободно, здесь важно, что Зависимое слово с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет. Наблюдаем: «гулял долго». Главное: гулял. Такое же как и в управлении. Зависимое: долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.
Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие и другие слова, которые в языке не имеют форм (пальто, хаки, её, его, их в значении чьё?).
Как же выполнить это задание? Вам придётся переделать из одного типа связи в другой. Что мы оставим без изменений? Правильно, Главное слово, потому что оно — основа словосочетания. Менять будем Зависимое.
Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое). Как переделать в управление? Оставляем Главное слово, меняем Зависимое. Вместо прилагательного ставим существительное: свитер дяди.
Усердно пишет — примыкание (так как зависимое слово не имеет форм). Чтобы переделать в управление, снова меняем зависимое слово, только теперь на существительное: пишет с усердием.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках русского языка
К основной задаче современного образования относится формирование активной самостоятельной и инициативной позиции обучающихся в процессе обучения. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.
Один из способов решения этих задач – применение метода учебных проектов на уроках.
В ходе работы над методом проектов на уроке русского языка и литературы выявила ряд характерных особенностей:
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы, которую провожу как в начале изучения темы, так и на завершающем этапе работы над темой. В оценивании результатов проекта участвуют и ученики, и учитель.
По продолжительности проекты можно разделить на 4 вида:
- мини- проекты- разрабатываем на один урок. Данный вид проекта очень продуктивен на уроках развития речи;
- краткосрочные проекты- рассчитаны на четыре- шесть уроков;
- недельные проекты- на их выполнение требуется 40-60 учебных часов; как правило, над таким проектом ученики работают в группах;
- годичные проекты – выполняется как в группах, так и индивидуально; защиту годичного проекта обучающиеся представляют чаще всего на научно- практической конференции.
По доминирующей деятельности проекты делятся на пять типов:
- информационный проект;
- ролевой проект;
- творческий проект;
- практико- ориентированный проект;
- исследовательский проект
В процессе подготовки проектной работы стараюсь превратить своих учеников из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Ответственность возлагаю на ученика, сама стараюсь выступать в роли помощника и консультанта.
Применяя проектную технологию в течение нескольких лет, использую следующую свою модель учебного проекта:
- Формулирование темы проекта;
- Постановка основополагающего и проблемного вопроса;
- Определение дидактической цели и методических задач;
- Выбор типа и вида проекта, создание проектных групп
- Распределение ролей и утверждение этапов деятельности;
- Составление индивидуальных или групповых планов работы ;
- Обсуждение возможных источников информации
- Самостоятельная реализация учениками замыслов проекта;
- Промежуточные консультации, доработка проекта
- Оформление результатов в выбранной форме
- Публичное представление проекта
- Рефлексия, подведение итогов
Проектная деятельность требует от меня, как от учителя, не столько объяснения нового материала, сколько создания условий для расширения познавательных интересов обучающихся, возможности их самообразования в процессе практического применения знаний.
Наиболее сложным для меня является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие- сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, степень самостоятельности обучающихся зависит от многих факторов: от темы проекта, опыта такой деятельности, возраста учеников. Возрастные интересы и потребности часто влияют на выбор вида проекта. Как показывает опыт, обучающиеся 5-6 классов проявляют интерес к ролевым и игровым проектам, что связано с их возрастной потребностью в межличностном общении. Ученики 7-8 классов предпочитают работать над практико – ориентированными проектами. У старших школьников 9-11 классов успешно справляются с исследовательскими проектами, и практически все учащиеся 5-11 классов с удовольствием выполняют творческие проекты.
Приведу пример учебного проекта по русскому языку в 6 классе.
Тема проекта «Жаргонизмы»
Тип проекта: информационно – исследовательский
Категория учащихся: обучающиеся 6 класса
Вид проекта:
- по продолжительности – мини – проект
- по количеству участников – групповой
- по содержанию - межпредметный
Проблемные (основополагающие вопросы)
- Что такое жаргонизмы?
- Каковы причины появления жаргона?
- Каковы виды жаргонизмов?
- Чем опасны жаргонизмы?
- Разрушают ли жаргонизмы русский язык
Аннотация проекта:
Каждодневно нам приходится встречаться с факторами нарушения основных аспектов культуры речи. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, ведь речь - не только средство коммуникации, но и мощный энергетический заряд, оказывающий скрытое воздействие на нашу психику и на весь окружающий нас мир. Как часто слышим мы слова и выражения, унижающие достоинство и честь человека.
Русский язык в последние годы активно засоряется. Филологи давно бьют тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора». Если вы хотите узнать почему в нашей речи так активно используются жаргонизмы, откуда они появились и чем опасны, приступайте вместе с нами к изучению проекта «Жаргонизмы»
Дидактические цели проекта:
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- Совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с полученной информацией;
- Развитие умения работать в команде
- Формирование умения представлять результаты исследования в виде докладов, рефератов, буклетов, презентаций
Методические задачи проекта:
- Обеспечить усвоение теоретического материала знания по теме «Жаргонизмы»;
- Формировать литературную, грамотную, «чистую» речь.
Гипотезы:
- Русский язык в последние годы активно засоряется.
- Жаргонизмы разрушают не только наш великий, могучий русский язык, но и самого человека как личность
Этапы работы над проектом:
- Формирование тем для самостоятельного исследования;
- Формирование групп для проведения исследования;
- Выбор необходимого информационного материала.
- Работа в группах;
- Подготовка презентации;
- Защита проекта;
- Коллективное обсуждение, оценки
Информационные ресурсы:
- Никитина Т. Г. Так говорит молодежь // Русская речь – 1999.
- Скворцов Л. И. Жаргонная лексика в языке современной художественной литературы, в сборнике: Вопросы культуры речи, в. 7, М.: Просвящение, 1966.
- Харламова Е. Агентство "Усы и хвост" // "Cool girl". 22 августа 2001.
- Интернет - источники
Работа по организации исследовательского процесса начинается за две недели до момента изучения данной темы.
Результатом учебного проекта является презентация исследовательской деятельности обучающихся 6 класса по теме «Жаргонизмы»
Группа для проведения исследования | Темы самостоятельных исследований | Форма презентации исследований | Время презентации |
Группа №1 (2 человека) | Проблемы современного русского языка | Доклад | 2 мин. |
Группа №2 (3 человека) | Разговорная разновидность литературного языка | Рисунок – схема | 2 мин |
Группа№3 (3человека) | Жаргонизмы в современной русской речи | Мультимедийная презентация | 3 мин. |
Группа №4 (3 человека) | Причины появления жаргона и его использования | Доклад | 4 мин. |
Группа №5 (2 человека) | Виды жаргонизмов | Мультимедийная презентация | 5 мин. |
Группа №6 (3 человека) | Молодежный жаргон | Сценка | 6 мин. |
Группа №7 (4 человека) | Пагубное влияние жаргонизмов на русский язык | Буклет | 7 мин. |
Группа №8 (2 человек) | «Красотою слова душа живится и возвышается»В.Я. Брюсов | Чтение наизусть | 7 мин. |
Проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.
У ученика, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого учебного материала.
Таким образом, метод учебного проекта:
- ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;
- развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;
- формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим;
- может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен;
- решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен;
Метод проектов обеспечивает профессиональное и личностное развитие учителя, и поэтому позволяет быть автором собственного индивидуального стиля в профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета по выявлению возможности трансляции педагогического опыта
Анкету разработала Некрасова Елена Николаевна,методист ЦДТ "Царицыно" г. Москвы.________________________________________________________________________________________________________Данная анк...
Сайт как способ систематизации и трансляции педагогического опыта
Данная статья хранении и систематизации материалов на данном сайте....
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Открытые уроки.
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Открытые уроки....
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Выступления.
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Выступления....
Трансляции педагогического опыта
Трансляции педагогического опыта...
трансляция педагогического опыта
трансляция педагогического опыта...
Трансляция педагогического опыта коллегам на педагогическом совете школы - отчет о реализации рабочей программы дополнительного образования детей в 2019-2020 учебном году
Доклад о реализации рабочей программы кулинарного кружка "Едим дома" в 2019-2020 учебном году...