Формирование певческих навыков учащихся при распевании в условиях реализации ФГОС ООО
статья на тему

Исламова Динара Талхатовна

В данной статье рассматриваются особенности развития певческих навыков учащихся V- VIII классов. Рекомендуются вокально-хоровые упражнения, которые можно включить в распевание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья-выступление 45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков учащихся при распевании

в условиях реализации ФГОС ООО

участие в работе республиканского Круглого стола в рамках стажировки «Современные подходы к организации и проведению урока изобразительного искусства и музыки в условиях реализации ФГОС»

Исламова Д.Т.,

преподаватель ГАПОУ «ЛМХПК»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в области Искусство (Музыка) выдвигает следующие требования: развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Цель вокально-хоровой работы на уроках музыки – способствование творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

- образовательные (развитие певческого голоса, совершенствование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром);

-воспитательные (воспитание вокального слуха, музыкального и художественного вкуса учащихся, творческого потенциала);

- развивающие (развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию).

Вокально-хоровая работа в V- VIII классах имеет  свои особенности. В этот возрастной период, а именно примерно после 12 лет, у школьников наступает период полового созревания. Именно в это время отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Громкое пение, попытки взять высокие ноты или слишком низкие – все это может сильно повредить голосу ребенка.

Поэтому вокально-хоровая работа на уроках музыки в V- VIII классах должна ставить перед собой следующие задачи:

- учет этапов мутационного периода подростков (начальный, средний, завершающий);

- индивидуальный подход к учащимся в этот период;

- пение в ограниченном диапазоне без напряжения голосового аппарата;

- пение с умеренной силой звука без форсированного звучания голосов;

- пение в характере и диапазоне детских голосов (в микстовом регистре), что уменьшает напряжение голоса и помогает приспособиться к новым голосовым особенностям;

- избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса и искусственно задерживать период пения детским голосом (переводить в тесситуру мужского звучания мальчиков можно тогда, когда его голос заполнит малую октаву и устойчивость звучания в диапазоне ре мал - ре1);

-применение педагогом специально разработанного комплекса вокально-хоровых упражнений для распевания с четко поставленными задачами.

Главная задача учителя музыки во время вокально-хоровой работы в этот период – это научить петь учащихся без опасного для голоса перенапряжения гортани и голосовых связок.

Защищает гортань от перегрузок - резонансная техника пения. Резонансная техника – это пение с высокой активностью и озвученностью всех резонаторов голосового аппарата.

Формированиюу поющих устойчивых певческихнавыков, активизации резонаторной системы, более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов подростков к новым условиям голосообразования способствует систематическое пение определенного количества вокально-хоровых упражнений, построенных на методике трехфазного дыхания,которые включаются в распевание.

Три принципа,которые надо соблюдать при выполнении:

1. Принцип постоянного сохранения трехфазности дыхания (выдох, пауза, возврат дыхания).

2. Третья фаза - возврат дыхания – при любых обстоятельствах должна происходить только через нос.

3.Принцип комплексной тренировки дыхательного аппарата  на звуках, т.е. с помощью голоса.

При осуществлении всех трех фаз дыхания плечи должны быть неподвижными, а нижние ребра расходятся вперед и в стороны.Основная дыхательная мышца правильного дыхания - диафрагма.

Основное упражнение

Задача: освоение упругого, длинного и ровного выдоха,  выработка естественно вдоха (возврата дыхания).

Сначала упражнение выполняется сидя. Сесть удобно на стул. Спина прямая, плечи расправлены, но не зажаты. Руки на коленях. Тело подтянуто, но не напряжено. Опорой туловища является позвоночник.

1 фаза – выдох.

Для выполнения выдоха губы сложите так, будто собираетесь подуть на пламя свечи. Задача не погасить ее, а поколебать пламя. При этом губы не следует выпячивать, а напротив, чуть - чуть растянуть, слегка подвернув их под зубы. Затем челюсти слегка разжать и произнести при этом негромко звук Пффф.

П звучит только в первый момент через плотно сжатые губы. Затем мы их слегка разжимаем и выдыхаем через звуки Ффф. На слух достаточно хорошо контролируются "неровности" звучания.

Пока звучит Ффф губы нельзя распускать. Щеки не раздувать. Правильное соблюдение всех требований обеспечит выдох, при котором воздух будет выходить упругой и плавной струей, не прерывающейся, не изменяющейся по силе, ровной на всем протяжение выдоха, сохраняющей повсюду одинаковую плотность.

Никогда не следует выдыхать до конца. В начале тренировок следует расходовать примерно до половины запаса воздуха, находящегося в легких. Иначе появятся неприятные ощущения, оптимальной паузы не получится, а возврат дыхания окажется судорожным и неестественным. Поэтому в начале тренировок следует обрывать звучание Ффф, закрывая рот.

2 фаза – пауза

После того как Вы закрыли рот, приведите губы в обычное положение и в паузе ожидайте возврата дыхания.

3 фаза – возврат дыхания (вдох)

Затем через нос впустите воздух в легкие (т.е. верните дыхание), и сразу же возобновите цикл - подуйте на воображаемую свечу со звуком Пффф. Опять резко прервите звук Ффф и подождите, когда появиться желание возвратить дыхание.

Проделайте так 2-3 раза.

Между возвратом дыхания и выдохом паузы нет!

При выполнении упражнения не должно возникнуть представление о насильственном возврате дыхания. Правильно выдержанная пауза способствует своевременному и естественному возврату дыхания.

Тренировка выдоха на согласных звуках

Задача: тренировка грудного резонирования, организация выдоха.

Упражнение №1 (резонирование со звуком "Ж")

В этом упражнении необходимо "протянуть" звук Ж не громко, на достаточно низкой, удобной для Вас ноте некоторое время, не тратя дыхание до конца. Звучание должно напоминать жужжание шмеля или гудение механической пилы.

При произнесении Жжж зубы плотно сжаты (но не с силой!), а губы образуют как-бы плотное кольцо, имеющее, достаточно большое отверстие в середине, сквозь которое видны зубы.

При выполнении звук отчетливо резонирует в груди. Постепенно появится ощущение того, что звук Жжж резонирует не только в груди, но и во всем теле.

Упражнение №2 (резонирование со звуком "З")

Звук З звучит при сжатых зубах и полуулыбке, напоминает писк комара.  

Приложите раскрытую ладонь к груди и попытайтесь ощутить легкое вибрирование груди во время жужжания.

Упражнение № 3(резонирование со звуком "Р")

Задача: расслабление языка, тренировка его подвижности.

Нужно произнести звуки Рррр подобно тому как рычит собака или тигр. Зубы слегка разжаты и открыты в полуулыбке, а кончик языка очень быстро вибрирует между нижней и верхней челюстями, которые удобно держать неподвижными.

Если мускулы языка зажимаются, звук прекращается. Тогда нужно сначала потренироваться на звуках Трр.

Следующим этапом этого упражнения будет интонирование звука Р нанебольшом мелодическом фрагменте.

Тренировка мускулатуры зева

Задачи: тренировка подвижности гортани и мягкого зева, выработка ощущения «зевка».

Упражнение № 4

При возврате дыханиямаксимально вертикально откройте рот так, как если бы вы хотели зевнуть, при этом вдыхаем через нос.

На выдохе закрываем рот с голосовым звуком, который мы обычно произносим при зевании.

Это упражнение выполняется естественно, без напряжения в области рта и шеи.

Упражнение № 5

Схема упражнения сохраняется, только если бы мы хотели вежливо зевнуть, не раскрывая рта.

На выдохе звучим закрытым звуком Мммм, сверху вниз, как бы выражая удовольствие от зевка.

Тренировка зевка на согласных звуках

Задача: развитие подвижности гортани и неба, экономного выдоха на согласных, укрепление мышц голосового аппарата.

Упражнение № 6 (пение с закрытым звуком «М»)

Приступаем к тренировке "зевка" на звуке М. Начинать упражнение необходимо, как обычно, с организации формы зевка. Это можно делать двумя способами. Один способ: как и в первом упражнении предыдущего раздела, можно начинать с широко открытого рта. Второй - начинать образовывать форму зевка с закрытого рта, за счет сильного опускания нижней челюсти и одновременного смыкания губ к центру рта.

Второй способ предпочтительнее, поскольку позволяет осуществить «вежливый зевок» практически в любых условиях.

Не размыкая губ на взятом тоне пропеть звук М, подражая мягкому стону. Звук М должен звучать на собранных, плотно сжатых губах, отчетливо и точно резонируя в груди, а не в носу. Чтобы лучше направлять звук на губы, можно начать петь Хммм.

После того как упражнение хорошо освоено, в организацию звука М должна включаться диафрагма.

Звук М должен звучать ровно, без колебаний.

Только после уверенного исполнения этого упражнения можно переходить к упражнению «Сирена».

Упражнение № 7 («Сирена»)

При выполнении этого упражнения представляем звучание сирены полицейской машины. Упражнение начинается также, как и предыдущее, с образования звука М на определенном звуке, сомкнутых губахпри слегка разжатых челюстях. При этом небная занавеска должна постоянно находиться в максимально высоком положении.

На ммММммММмм звук с низкой ноты начинает плавно двигаться вверх - челюсти разжимаются, затем вниз, челюсти сближаются, губы остаются все время сомкнутыми, а небо высоко поднятым.

Пение с гласными О, А, Э, У, Ы, И

Упражнение № 8

Задачи: формирование гласных,тренировка экономного выдоха.

Звук М (зубы разжаты, губы плотно собраны), не меняя положения, немного разжимаем и опускаем челюсть и произносим О. Слегка округляем губы и произносим МУ. Все гласные формируем как бы в одну точку, звук посылаем вперед. Ритмически, слоги с гласными А, Э произносим короче.

Упражнение № 9

Чтобы построить звуки Ы, И на «положении зевка», надо дотронуться нижней губой до середины верхней губы. При этом уголки рта оказываются чуть-чуть растянутыми в стороны и немного опущенными вниз: нижняя губа слегка подвертывается к верхней. Нижняя челюсть выступает немного вперед. Если при этом положении слегка опускаем нижнюю челюсть и произносим слог МЫ, то он оказывается на «положении зевка» и звучит широко и свободно.

Если произнести слог МЫ и, немного на нем задержавшись, сделать незначительное движение кончиком языка вперед и перевести МЫ в И. Помнить при этом, что приопущенная гортань на И не должна подниматься, форма не должна меняться.

Работа над дикцией, артикуляцией

Задачи: выработка хорошей дикции, артикуляции, экономного выдоха, развитие дыхательной мускулатуры.

Упражнение № 10 (прочтение стихотворного текста)

В этом упражнении стихотворение надо проговаривать со сжатыми челюстями, при произнесении всего стихотворения зубы не должны разжиматься, «работают» только губы. Тренировку следует начинать с медленного темпа. Можно за один дыхательный цикл проговаривать лишь одну строчку этого стихотворения. В итоге нужно добиться того, чтобы стихотворение проговаривалось на одном дыхании.

Текст:

Портной Пото играл в лото

Портниха Пото не знала про то

Что портной Пото играл в лото.

Если бы портниха Пото знала про то,

Что портной Пото играл в лото,

Портному Пото досталось бы за то.

Упражнение № 11(проговаривание скороговорки)

Цель: тренировка опоры дыхания.

Выполнение: проговорить начало скороговорки "От топота копыт пыль по полю летит" по слогам так, чтобы каждый сказанный слог заставлял в максимальной степени работать диафрагму. В начале тренировок следует проговаривать только первые четыре слога "От-то-по-та", по мере овладения упражнением следует прибавлять к произносимому по одному слову.

Текст произносим сердито, не громко, но резко, упрямо, как бы коротко ударяя по каждому слогу, без излишнего напряжения. При этом звук должен не падать, а как бы упруго отскакивать. Все слоги должны быть ударными.

Очень важна исходная позиция. Стойка - легкое смирно. Одна рука свободно опущена до уровня пояса так, что раскрытой вверх ладонью почти касаемся живота. Эта рука как резиновая подушка или пружина (выбор левой или правой руки произволен). На нее с силой опускается другая рука, сжатая в кулак, но не ударяет. Рука как бы отскакивает от пружины.

Упражнения на тренировку мускулатуры губ

Задача: тренировка подвижности и крепости мускулатуры губ.

Упражнение № 12

Сядьте удобно. Выдохните на Пффф. Дождитесь возврата дыхания. Рот закрыт; зубы сомкнуты, губы как можно плотнее собираются к центру и затем не спеша упруго растягиваются в широкую улыбку. Потом снова смыкаются к центру, а затем снов растягиваются в улыбку. Дыхание – все три фазы - производится только через нос. Фазы дыхания и фазы растяжения и смыкания губ могут совпадать, а могут и не совпадать.

Упражнение № 13

Выдохните на Пффф, дождитесь возврата дыхания, вытяните губы в трубочку в центр рта. Уплотните губы, а теперь попробуйте, не теряя формы трубочки, сделать этой трубочкой круговые движения либо справа налево, либо слева направо, как вам больше нравится. Но затем, на этом же резерве воздуха обязательно поменяйте направление вращения. Во время выполнения движений впускайте и выпускайте воздух произвольно через нос, также как в предыдущем упражнении.

Типичная ошибка в этих упражнениях - самопроизвольный роспуск напряженных губ. Сознательно контролируйте их плотность, а во втором упражнении и форму губ трубочкой.

Упражнение на освобождение мускулатуры языка и нижней челюсти

Задачи: освободить язык и нижнюю челюсть.

Язык при пении должен лежать спокойно, кончиком касаться нижних зубов.

Упражнение № 14

Опустим нижнюю челюсть, чуть-чуть приоткроем рот и положим на нижние зубы расслабленный язык. Прочувствуем, достаточно ли он свободен и, сосчитав про себя до трех, закроем рот. Повторим это 2 раза.

Упражнение № 15

Когда научимся расслаблять язык и челюсть, добавим произнесение слогов. Слегка опуская челюсть, будем одновременно  мягко и негромко произносить слог МА и затем уже опускать язык на нижние зубы. Так же, сосчитав мысленно до трех, закрываем рот. Повторяем 2-3 раза.

Упражнение № 16 (вибрирование губами мелодии)

При выполнении упражнения, представляем, что имитируем звук работающей машины; извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами.

Задачи:

-удаление излишних напряжений в теле, в мышцах нижней челюсти, в губах, в мышцах, формирующих верный фонационный выдох;

-настройка эластичного выдоха,

-артикуляционная разминка,

-настройка «ощущения резонанса» в лицевых костях, в затылочных костях, в костях плечевого пояса, костях грудной клетки, позвоночника и рук;

- развитие объемности голосо-речевого звучания.

Рекомендации

Постановку нового упражнения предваряет объяснение  педагога, воспитывая у учащихся сознательное отношение к упражнению.

В упражнениях нужно стремиться к достижению совершенного результата. Поверхностное, внимательное, неряшливое исполнение может принести только вред. Требовательность нашего слуха должна быть максимальной и неуклонной.

Сложность упражнений и их диапазон возрастают постепенно.

Не следует переходить к упражнениям большой сложности не добившись успехов в меньшей.

Важны регулярность, повторяемость  и целенаправленность упражнений.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...

Статья по теме: " Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной  активности учащихся, побуждают их к старательному учению....

Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС.

Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участниковобразовательных отношений....

Статья.Формирование функциональной грамотности на уроках информатики в условиях реализации ФГОС ООО

обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролирова...

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики в условиях реализации ФГОС ООО

Способность человека делать открытия — не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Поэтому я стараюсь на уроке помочь учащимся самореализоваться, почувствовать себя...