Статья по теме: " Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "
статья
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_formirovaniya_uchebnyh_deystviy_2.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
" Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "
Учитель математики ГБОУ школы-интерната №8 Н.П.Сидоренко
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
1. Методы формирования учебной деятельности учащегося
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися.
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находятся в классе ученики, которые не успели усвоить материал, а ждать их – значит терять время. Как учить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумывать последовательность заданий, наглядность.
С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.
В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.
Здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
Я как и многие преподаватели, пользуюсь самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа:
1.Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
- Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
- Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.
- Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.
2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
- Карточка с вопросами для размышлений.
- Карточка с расчетной задачей.
- Карточка с заданием выполнить рисунок.
3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
1) Карточка с немым графиком.
Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. Как индивидуальные задания может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.
2) Тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.
В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
Как результат организация самостоятельной работы можно использовать проведение самостоятельных работ
Обучающие самостоятельные работы делятся на две группы: работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Цель, которую предопределил преподаватель при составлении работы, определяет ее назначение.
Работы по формированию знаний
Работа по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового материала. Необходимо создавать условия для активного восприятия нового материала, которые позволяют учащимся осознать и прочно запомнить новые сведения: определения и теоремы, символы и формулы, последовательность действий.
Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее изученным материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала.
Задания в работах по формированию знаний, как правило, должны быть репродуктивного характера. При выполнении этих работ деятельность ученика элементарна: происходит простое воспроизведение изученного. Однако эти работы способствуют накоплению опорных фактов, так необходимых в дальнейшем изучении материала, осознанию и прочному запоминанию новых сведений.
На начальном этапе формирования знаний можно разрешать пользоваться учебником, записями в тетради.
Поскольку самостоятельные работы по формированию знаний проводятся сразу после объяснения нового материала, то их проверка своевременно дает учителю картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.
Карточка
1. Вставьте пропущенные слова:
а) Число 5___________ арифметическим квадратным корнем числа 25.
б) Число – 3 ___________ арифметическим квадратным корнем числа 9.
2. Верно ли, что:
а) 25 = 5;
б) – 16= – 4;
в) 9 = – 3;
г) – 25 = – 5;
д) 9 = 3;
е) – 9 = –3.
3. Запишите с помощью знака арифметические квадратные корни из трех различных чисел.
Работы по формированию умений
Работы по формированию умений проводятся на этапе закрепления знаний.
Цель работы по формированию умений состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные учащимися навыки выполнения тождественных преобразований, решения уравнений, неравенств, различного рода задач. Эти работы могут проводится на каждом уроке.
Осуществляя подбор заданий для работ по формированию умений, следует учитывать требования к системе упражнений, направленной на формированию умения применять тот или иной прием.
При составлении заданий для таких работ следует исходить из принципа “от простого к сложному”. Содержание и порядок вопросов и заданий в работе должны определять течение мысли учащегося, фиксировать внимание на трудных моментах, вырабатывать логику суждений. Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее – готовить к восприятию новых заданий и закреплять предыдущие.
Карточка
Используя формулы сокращенного умножения, преобразуйте выражение:
а) (а + в) (а – в);
б) (4х – у2) (4х + у2);
в) 100 – х2;
г) 16а2 – в2.
Выполнение первого задания поможет ученику выполнить следующее задание, в котором, помимо знания тождества, необходимо уметь возводить в квадрат одночлены. Предъявление заданий в такой последовательности вряд ли вызовет затруднения у учащихся.
Карточка
1. Представить в виде степени произведение:
а) х 3у2;
б) (2а)3 (2а)7;
в) 34 38;
2. Представить в виде степени с основанием х выражение:
а) х4х7;
б) (– х5)3;
в) (х8)4;
г) (х3)k.
3. Сравните значения выражений:
а) 213 и 46;
б) 56 и 253.
Проверочные самостоятельные работы
Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-воспитательного процесса как для учителя, так и для ученика является контроль за знаниями учащихся.
Контроль за знаниями учащихся имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений, развитию их общеучебных умений и навыков.
После того как материал хорошо усвоен и учащиеся без особых затруднений справляются с самостоятельными работами обучающего характера, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знания. Контролирующие работы целесообразно проводить после логически завершенных циклов учебного материала, что дает возможности проверить степень усвоения материала учащимися в каждом из этих циклов.
Письменную проверку знаний и умений необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала.
Поскольку проверочные работы проводятся после отработки основных умений и навыков, то нет необходимости включать в эти работы задания только репродуктивного характера. Основа проверочных работ – задания реконструктивного характера. В тоже время в проверочных работах не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись на уроках и дома.
Порядок расположения заданий в проверочных работах не играет такой роли, как в обучающих, так как проверяемые знания и навыки отработаны.
4) Метод проблемного изложения.
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса,
-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.
Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Но в каждом классе задачи дифференцируются - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.
А на базовом уровне аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Наглядные методы.
Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы.
Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.
Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других классов).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.
2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что " познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, переплетающееся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача , когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций и формировани...
Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"
Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС
наработка опыта работы на тему формирование универсальных учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учениками универс...
Приказ о проведении районного практико-ориентированного семинара по немецкому языку «Новые подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка при реализации ФГОС»
Организатор семинара...
Приказ о проведении районного методического практико-ориентированного семинара по немецкому языку «Новые подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка при реализации ФГОС»
Практико-ориентированный семинар...
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"
В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы....