Телекоммуникационный интернет - проект по химии
статья по теме

Лебедева Ирина Владимировна

Педагогический процесс в настоящее время можно рассматривать как продукт совместной деятельности ученика и педагога. Как вариант такого взаимодействия, участие в телекоммуникационном проекте "Путешествие в мир химии" (с этого учебного года - "ХимСтарт")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_-_kopiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ученика и учителя в открытом информационно-образовательном пространстве

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своём здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования.

Рассматривая образование как процесс приобщения  к социокультурной деятельности, овладение её содержанием и способами, педагоги всё более склонны к рассмотрению педагогического процесса как совместной продуктивной деятельности педагога и учащихся.[1] Процессы информатизации естественным образом изменяют образовательную среду школы. Процесс обучения уже не ограничивается получением знаний в конкретном образовательном учреждении, а ориентирован на ресурсы открытого информационно-образовательного пространства  (ИОП). При этом возможны различные варианты взаимодействия  учителя и ученика в учебной и во внеучебной деятельности. Следует понимать, что взаимодействие субъектов образовательного процесса в традиционной среде и открытом ИОП нуждается в создании специальных условий:

  • активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
  • исследовательская позиция всех субъектов образования;
  • получение постоянной обратной связи;
  • партнёрское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

Как правило, всё это легко достигается при очном общении.  Однако при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов условием достижения высоких образовательных результатов является пребывание обучающихся в открытом ИОП. Следовательно, педагоги должны использовать инновационные образовательные ресурсы, созданные в процессе информатизации. Как вариант организации взаимодействия учителя и ученика в открытом информационно-образовательном пространстве, можно рассматривать участие в телекоммуникационном образовательном проекте «Путешествие в мир химии». Дистанционная олимпиада по химии – традиционный телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского. Проект проводится с 1999 года. Научный руководитель проекта – Ватлина  Лидия Павловна, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, кандидат химических наук. За долгий период существования проект динамично развивается, предлагая каждый год новые правила проведения. Поэтому, команды, участвующие ежегодно, не теряют к нему интереса и накапливают уникальный опыт взаимодействия в ИОП. Каждый год растет количество участников и по России, что делает процесс участия команд более интересным. Например, в 1999-2000 году в интернет-проекте по химии приняли участие  95 команд и индивидуальных участников из России, Украины и Белоруссии, а в 2008-2009 году уже свыше 2300 команд. Под моим руководством команды обучающихся гимназии 8-11 классов участвуют  с 2004 г., занимая призовые места. Участники команды «@Менделеевцы»  и «Ученики Бутлерова» МОУ гимназии №8 им. Л.М. Марасиновой  г. Рыбинска внесены в региональную информационную базу системы электронного мониторинга успехов одарённых детей и их наставников.

Опишем кратко содержание проекта, поясняя тип взаимодействия участников проекта:

  1. Викторина (вопросы). Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн тестирования через Виртуальный кабинет в течение 60 минут. Для входа используют логин и пароль, полученные при регистрации по электронной почте. В процессе  решения вопросов дети пользуются различными источниками  информации: книги, Интернет, мультимедийные энциклопедии. Все это способствует развитию навыков работы с информационными источниками, формированию критического мышления, расширению коммуникативных возможностей детей. Только работая в команде, распределив обязанности и спланировав работу каждого члена команды, можно справиться со всеми задачами.
  2. Расчетные задачи. Для решения расчетных задач и графического представления данных участникам могут понадобиться возможности Excel или Word. Результаты выполнения задания также загружаются через форму загрузки в Виртуальном кабинете. При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
  3. Творческое задание. Творческое задание может представлять собой метапредметный проект по химии (например, в 2011г. - защитить проект своего музея по химии) или исследование. Для решения исследовательского задания нужно составить план эксперимента, провести исследование, проанализировать результаты и дать их обоснование, сделать выводы. Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде презентации Power Point (не более 10 слайдов). Активное привлечение детей к совместному творчеству по созданию презентаций обеспечивает и развивает их познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность. Такое сотворчество позволяет выйти на новый уровень межличностного взаимодействия в системе «учитель — ученик — родитель». Использования компьютерной презентации способствует поддержанию устойчивого интереса школьников к химии, прочному и более полному усвоению учебного материала, успешной реализации межпредметных связей, развитию умения работать в коллективе.[2]
  4. Оценивание. Всем командам предоставляется возможность принять участие в работе экспертной комиссии по оцениванию творческих работ, выполненных другими командами-участниками в своей возрастной категории. Оценка за работу в такой комиссии является составной частью общего балла команды за творческое задание. Данный этап введён недавно, но сразу получил положительный отклик. Оценивание всегда проходит очень эмоционально. Знакомясь с работами конкурентов, учащиеся одновременно оценивают и свою работу, учатся доброжелательно относиться к другим и объективно к себе.
  5. Обратная связь. В прошлые годы рефлексия по итогам проекта осуществлялась через электронную почту, Виртуальный кабинет команды в виде он-лайн анкетирования, с 2012 года проводится дистанционная интернет-видео консультация. Связь с руководителями – очень важный момент проекта. Правильно выстроив диалог, аргументировано представив свою точку зрения, команда может повлиять на итоговый результат игры.

Таким образом, телекоммуникационный образовательный проект «Путешествие в мир химии» способствует активному внедрению ИКТ в образовательное пространство и формированию базовых компетенций современного человека:

  • Информационной – нужно найти, проанализировать, преобразовывать и применить информацию для решения задания;
  • Коммуникативной – в сотрудничестве с членами команды (2-5) -  выполнить поставленную задачу;
  • Организационной – нужно спланировать свою деятельность таким образом, чтобы успеть выполнить задание в срок, не навредив  основному образовательному процессу;
  • Самообразовательной – расширяя знания в области химии, проект способствует упрочению позиций обучающихся на индивидуальном образовательном маршруте, способствуя дальнейшему профессиональному самоопределению. Кроме того, проект способствует профессиональному росту педагога – руководителя команды.   В любом варианте работа с ресурсами Интернет повышает профессиональный уровень самого учителя и качество знаний обучающихся. При этом интерес большинства школьников к компьютеру и Интернету повышает их мотивацию к изучению одной из самых трудных учебных дисциплин. Работая над презентацией, учащиеся осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Еще одна явная польза от такого рода творческих заданий – это помощь учителю. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т.д. Сбор такого банка - процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь – первые помощники.

Сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд учеников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внеучебной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если ученик хоть на какой-то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей-неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в учебном заведении и за его пределами.

Целью внеурочной деятельности по химии является популяризация предмета, выявление способных и одарённых детей, развитие у них интеллектуальных и творческих способностей, формирование ключевых компетенций, создание условий для сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. Привлекая детей к внеурочной деятельности по предмету, к участию в телекоммуникационных проектах, учитывая психологические аспекты каждого возраста и их интересы, можно создать наиболее благоприятные условия для интеллектуального развития личности, для мотивации обучающихся к получению высшего образования, самоопределения и самоутверждения в различных сферах деятельности.


[1] Быстров Н.А. Взаимодействие педагога и учащегося. http://www.informio.ru/publications/id440/Vzaimodeistvie-pedagoga-i-uchashegosja

[2] Платонова Т.И. Об использовании электронной презентации на уроке// Журнал «Химия в школе» №9, 2007, с.25-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы по химии

Список интернет-ресурсов для учителей и учащихся для подготовки к урокам по химии, самоподготовки к ЕГЭ и ГИА по химии....

Творческое задание интернет-проекта "Путешествие в мир химии 2012-2013" 1 тур.

В задании рассмотрены химические свойства анилина, представлена презентация о выполнении работы, оценка за работу - 10 баллов....

Визитка для участника интернет-проекта "Путешествие в мир химии"

Визитка-представление команды "Оптимисты" 11 класс. Девиз команды, пожелание соперникам....

Творческое задание интернет-проекта "Путешествие в мир химии"

Творческое задание по теме "Тепловые эффекты при растворении веществ в воде". Работа выполнена учащимися 11 класса с использованием цифрового датчика температуры и представлена в виде презентации....

«Проект урока химии в 8 классе с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов»

«Проект урока химии в 8 классе с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов». Тема: Типы химической связи....

Проект урока химии в 9 классе с использованием интернет - ресурсов

Конспекты уроков с использованием интерактивного оборудования...

Положение о сетевых интернет-проектах в рамках международного проекта «Волга-Хуанхэ: история и традиции»/

Международный проект «Волга-Хуанхэ: история и традиции» реализуется с сентября 2010 года по 2017г. МАОУ «Гимназия № 67» г. Н. Новгород и Международной школой иностранных языков...