Инновационные аспекты работы с одаренными детьми
статья на тему
В статье кратко описаны современные методы работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsionnye_aspekty.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Аваева Дарья Геннадьевна (dga-p@yandex.ru)
Артюх Татьяна Анатольевна (tartyukh@mail.ru)
МБОУ «Лицей «Дубна» г. Дубны Московской области»
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Сегодня в нашем динамично развивающемся обществе возрастает потребность в людях не стандартно мыслящих, творчески активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. И в этой связи интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите закономерен, так как именно от них будет зависеть дальнейшее развитие и место нашей страны на мировой арене.
Таким образом, перед нами учителями стоит ряд важнейших задач: выявление, обучение и развитие одаренных детей, их самореализация и социализация. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя.
Определение понятий «одаренность» и «одаренный»
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается некоторыми исследователями как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность — результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости". А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что "одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самым и теоретически, и практически "расширяя" понятие "одаренный ребенок". Одаренность А. Шведел и Р. Стернберг понимают как "качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте "человек-среда".
Принципы работы с одаренными детьми, которые мы применяем в своей работе:
- диагностика с целью выявления потенциала учащихся
- принцип обучения в соответствии с результатами диагностирования
- принцип опережающего и развивающего обучения
- принцип комфортности в любой деятельности
- создание теплой эмоционально безопасной атмосферы в классе
- помощь в формировании положительной самооценки ученика
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей
- внеурочная деятельность
- использование новых педагогических технологий в образовательном процессе
Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий. В своей работе мы делаем акцент на следующие инновационные технологии:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Применение ИКТ в процессе обучения даёт нам возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Часто используемые в учебном процессе средства ИКТ:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео- и аудиотехника,
- научно-исследовательские работы и проекты.
Личностно-ориентированные технологии.
В центре внимания педагога всегда – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. На своих уроках мы стараемся:
- создать теплую эмоциональную атмосферу. Например, для работы в группе или паре, учитель сам формирует заранее эти группы с учетом психологической совместимости детей. Состав группы можно менять от урока к уроку; группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
- используем различные методы работы. Например, метод проектных работ как активный способ обучения одаренных детей. Преимущества проектной деятельности очевидны, т.к. она:
- оказывает содействие социальному и культурному развитию;
- включает в себя интегрированную межкультурную работу;
- дети переживают незабываемые моменты радости и успеха через привлечение к продуктивной деятельности;
- учебный процесс становиться динамичным и интересным;
- проект развивает независимость, так как дети учатся выражать свое собственное мнение и принимать решения;
- проект обогащает образовательный процесс ребенка
- проект всесторонне развивает ребенка.
- способствуем формированию положительной самооценки ученика
- поощряем творчество
Здоровье-сберегающие технологии
Данная технология реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На протяжении урока учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии c требованиями здоровье-сберегающих технологий. Ролевые игры, «Круглый-стол» делают уроки захватывающими, насыщенными и в то же самое время это своего рода отдых. В качестве материала для аудирования часто выбираем песни. Благодаря музыке создается благоприятный психологический климат на уроке, повышается эмоциональный тонус. Просмотр фильмов и мультфильмов на английском языке настраивает на понимание и одновременно дает психологическую разгрузку. Учащимся 9–11-х классов нравится проектный вид деятельности, где они пишут проекты, делают презентации и защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.
Воспитательные технологии
Реализуются в виде вовлечения учащихся в участии школьных, муниципальных, всероссийских и ВУЗ-х олимпиадах; участие в научно-практических конференциях школы, города, региона. Такое участие рождает и развивает интерес учащихся к предмету.
Инновационные технологии в процессе обучения помогают воспитать личность, которая будет готова к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний.
Литература:
1. http://www.eidos.ru – статья «Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом», Аксенова Э.А.
2. http://pichskool.68edu.ru Лазутина И.Е. "Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми"-
3. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В.-М.,Прогресс, 1991
4. Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.-2004, No2.-с.44-45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты работы с одаренными детьми
В статье автор делится опытом работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, определяются отдельные направления данной работы, предлагаются некоторые методические рекомен...
Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"
В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...
Выступление на семинаре «Психолого-педагогические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода в работе с обучающимися. Работа с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми. Материал семинара для педагогов....
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие, прежде всего компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы обра...
Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики
В данной статье рассмотрены основные приемы, применяемые мной на уроках, для развития творческих способностей учащихся разных параллелей....
Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС при работе с одаренными детьми
В данной презентации отображены основные приемы и методы системно-деятельностного подхода на разных этапах урока при изучении географии....
Управленческие аспекты развития системы работы с одаренными детьми
Аннотация: Олимпиадное движение – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса на основе интеграциииндивидуальной и коллективной соревновательной деят...