моё портфолио
опыты и эксперименты на тему

Результаты исследований педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Учебная нагрузка на момент аттестации:

№ п/п

Название предмета

Класс

Нагрузка

1.

Русский язык

6 «Б», 8 «А», 9 «В», 11А.

6, 3, 3, 2

2.

Литература

9 «В»

8 «А»

11А

3

2

3

Итого:

22 часа

Личная подпись учителя:_________________

     Раздел 2.1. Обоснование ведущих идей деятельности педагогического работника.

Размышление о миссии учителя.

Миссия учителя…  Читаю в словаре. Миссия – это предназначение к чему-либо важному, ответственная роль кого-либо. Миссия… Задумываюсь над этим словом. Оно не из сегодняшнего дня. Слишком возвышенное, пафосное, обязывающее ко многому. По-моему, в наше время с большим грузом обязанностей и ответственности живут далеко не все. И слово, вроде бы, не вписывается в нашу реальность… Но всё-таки есть люди, которые выполняют миссию, а не просто занимаются профессиональной деятельностью. Это учителя.

Знакомые удивляются, как можно работать с современными учениками. Сочувствуют. А мне хочется ответить им, что самое интересное в моей профессии – это работа с детьми. Всегда приятно видеть результат своего труда в успехах учеников.

Ещё десять лет назад всё было предельно ясно: учитель всегда прав, родители и учителя  - это единая воспитывающая сторона, ученик – результат труда педагога.

Сегодня отношение к учителю совершенно неоднозначно. От нас многого ждут, ещё больше требуют, каждый оценивает и критикует. А ты, учитель, должен выполнять свою миссию…

В чём она? Идти впереди, указывая путь, и требовать, чтобы ребенок шел след в след, шаг в шаг? Или же в том, чтобы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни?

Если следовать первому принципу, то значит заключить ребенка в оковы, не давать ему развиваться, двигаться, говорить. Значит, лишать его возможности действовать, значит лишать возможности думать, творить, выбирать.

А может, нужно идти рядом, пытаться дать навигацию, проектировать, конструировать траекторию движения? Или предлагать самому делать выбор, создавая атмосферу, в которой возникает стремительная тяга к открытию?

Мучаюсь мыслями. Понимаю, что нужно признать в ученике равного человека, творца. Научиться слушать и слышать его. Но как?

Опять возникают новые вопросы. Обращаюсь к детям. Каким они хотят видеть учителя? Ответ предельно прост: красивым, добрым, современным, умным.

Но я-то понимаю, что это не просто. Я сама должна научиться многому: соответствовать требованиям нового века, достойно принимать критику,  быть интересной своим ученикам, помогать им действовать самостоятельно, независимо, не выполнять за них то, что они могут сделать сами; в общении с родителями найти понимание, ведь они сегодня такие разные.

Хватит ли сил, терпения, мудрости?  Должно хватить. Я учитель!

Тема моего  педагогического исследования:

 «Формирование языковой личности обучающихся через использование технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках русского языка и литературы».

  • Мною выбраны следующие образовательные программы и комплекты учебно-методической литературы:

Класс

Образовательная программа

Комплект УМК

6 «Б»

Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2008.

«Русский язык» 5 класс (2ч. учебника и 3-я часть приложение), авторы: С.И. Львова, В.В. Львов 9-е издание, М.: Мнемозина, 2012.

8«А»

Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2008.

«Русский язык» 8 класс (2ч., учебник и приложение), авторы: С.И. Львова, В.В. Львов 9-е издание, М.: Мнемозина, 2012.

Программа общеобразовательных учреждений предмета «Литература» для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв… под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2008.

«Литература» 8 класс, 2 части, автор В.Я. Коровина и др., М.: Просвещение, 2012.

9 «В»

Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2008.

«Русский язык» 8 класс (2ч., учебник и приложение), авторы: С.И. Львова, В.В. Львов 6-е издание, М.: Мнемозина, 2012.

Программа общеобразовательных учреждений предмета «Литература» для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв… под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2008.

«Литература» 9 класс, 2 части, автор В.Я. Коровина и др., М.: Просвещение, 2012.

11А

Программа по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2010.

С. Е. Крючков, В. Ф. Греков, Л. А. Чешко «Русский язык 10-11 класс», Москва «Просвещение», 2014 год.

Программа общеобразовательных учреждений предмета «Литература» для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв… под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2008.

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П. Журавлева. – М: Просвещение,2010

Учебно-методический комплекс  под редакцией С. И. Львовой использую в своей работе четыре года (в 5-9 классах). Современный учебник русского языка в качестве стиля общения должен предлагать следующие: диалог «учитель – ученик», диалог «ученик – ученик». Именно этим обоснован выбор учебников. Главная задача учебника – пробуждение у учащихся любви и интереса к школьному предмету «Русский язык» и развитие у каждого из них способности свободно владеть грамотной устной и письменной речью. Работу по такому учебнику нельзя рассматривать как одну из составных частей урока. Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке должна быть связана с учебником, который организует весь учебный процесс: все, что происходит на уроке, разворачивается вокруг учебника, подчиняется пониманию и усвоению материала, заложенного в нем.

В данном УМК нетрадиционны принципы преподнесения материала рубрики «Теоретические сведения». Это беглое чтение, высказывание предположений, а затем сравнивание с аргументами в учебнике, пересказы, составление плана параграфа. В учебнике содержится много иллюстративного материала: рисунков, карт, таблиц, схем, фотографий, фотоколлажей. Это вызывает интерес у учащихся к изучению нового материала, выполнению упражнений и заданий учебника. Встречаются оригинальные задание, например, рассмотрев рисунок, сочините: 1) небольшое рассуждение научного стиля или 2) лингвистическую сказку.

Сформировать понятие о нормах русского литературного языка и применять знания о них в речевой практике помогают разделы учебников «Текстоведение» и «Культура речи». Задания этих разделов расширяют знания учащихся о признаках текста, помогают организовать работу над редактированием текста, учат видеть грамматические ошибки в собственных работах, учат соблюдению различных норм и служат улучшению качества устной и письменной речи.

Отличительной особенностью учебника является и то, что он направлен на реализацию дифференцированного подхода в обучении. Есть материал для обязательного и необязательного усвоения, задания повышенной сложности. Учебное пособие «Дневник достижений учащегося по русскому языку» рекомендован для самостоятельной работы учащихся и развития у них навыка объективной самооценки.

Учебник Львовых вырабатывает умение добывать и применять приобретенные знания. Это касается работы с разными видами словарей, которые включены в приложение, в них же содержатся и инструкции по разным видам грамматического разбора. В учебнике, к примеру, можно найти «Правила ведения телефонного разговора».

Данный УМК поэтапно готовит учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА. Так в учебнике 7 класса содержатся тексты для сжатого изложения, проблемные вопросы. Кроме этого, каждая тема начинается с цитаты известного лингвиста, которая является эпиграфом к теме. Затем даются задания такого типа: выразительно прочитайте эпиграф и объясните, как его содержание связано с темой параграфа. Такие задания помогают учащимся при подготовке к сочинению на лингвистическую тему.  

УМК развивает у учащихся способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета. Улучшению орфографической грамотности служат материалы рубрики «Орфографический минимум», которые даются после каждого раздела.

Основной единицей обучения данного УМК является текст. Он становится объектом анализа и результатом деятельности не только на уроках развития речи, но и на каждом уроке. Все тексты, включённые в учебники другие пособия УМК, носят воспитывающий характер. Все это доказывает, что УМК под редакцией Львовых позволяет реализовывать на практике идеи ФГОС, качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету и дальнейшей успешной жизни.

  • Практикуются современные  образовательные технологии:

Технология

Уровень использования

Предмет

Результат использования технологии

Личностно-ориентированно е обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Русский язык и литература

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученное учащихся, всестороннее развитие личности ребенка.

Проектные методы обучения

Методические приёмы

Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.

Технология развития критического мышления

Отдельные компоненты

Сформированность  ряда умений:  работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Информационно

коммуникацион ные технологии

Отдельные компоненты

Создание и грамотное оформление творческих работ. Обновление дидактического материала.

Технология проблемного-диалогическое обучение

Отдельные компоненты

Создание проблемных ситуаций; формирование учебных гипотез

Технология Е. И. Ильина

Методические приёмы. Отдельные компоненты.

Нравственное и эмоциональное воспитание личности: воспитание

патриотизма, познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональной чувствительности; развитие умения работать в коллективе умения вести дискуссии, воспитание гуманизма и гражданственности.

Технология «Обучение в сотрудничестве»

Методические приёмы.

Активизация и вовлечение всех учащихся в учебный процесс.

Повышение качества образования.

Формирование навыков сотрудничества для достижения поставленных целей.

Формирование коммуникативных навыков.

Здоровьесберегающие технологии

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, приводящего к успеху ученика, улучшению его здоровья.

        В основе всего процесса школьной жизни лежит такое обучение и воспитание, которое не должно навредить здоровью ребёнка. Современная здоровьесберегающая технология включает ряд аспектов, позволяющих реализовывать обучение безболезненно: сотрудничество, развивающее обучение, уровневая дифференциация, психологическое сопровождение. Важной частью этой технологии является  рациональная организация урока, создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для ученика; выполнение санитарно-гигиенических условий, смена вида занятий, посадка учащихся. Для снижения утомления школьников: дидактические  игры, физкультминутки, также физкультминутки для предупреждения зрительного утомления,  дыхательные упражнения; групповая  и парная работа. Я использую данную технологию на уроках русского языка и литературы во всех классах.

    В личностно-ориентированном  подходе использую  такие методы и приемы: диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление ученику необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.  

    Также включаю  игровые и рефлексивные методы и приемы,  различные  способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации, а также исследование диагностики и самодиагностики.  При оценивании результата работы начинаю с самооценки ученика «Как ты оцениваешь свою работу сегодня?», взаимооценку учащихся «Оцени работу своего партнёра сегодня на уроке. Критикуя, предлагай своё решение».    Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;  стимулирую  учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Поощряю стремления ученика предлагать свой способ работы, анализировать в ходе урока разные способы выполнения задания, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные, также применяю создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявит инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

   Обсуждаю  с детьми в конце урока, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому, о чём хотел бы расспросить учителя подробнее. При  опросе на уроке (при выставлении отметок) анализирую не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.

     В своей педагогической деятельности, работая в средних и старших классах, я всё чаще  использую технологию проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Моя задача направлять эту деятельность и в завершении подвести к итогу, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом,  новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

   Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала  применяю проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний даю задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

   В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

  В 2012 году вместе с моими новыми учениками 5 «В» класса вступила в эксперимент по введению ФГОС в среднем звене. Уроки строю по-новому так, чтобы дети были смотивированы на самостоятельное добывание знаний.  Проблемно-диалогическая технология помогает в этом.

В качестве иллюстрации проблемно-диалогического обучения приведу схему моего урока русского языка в 5 классе по УМК Львовых.

1. Мобилизационный этап.

-Задание: Выполните задание по аналогии.

Пирог - это печёное изделие из раскатанного теста с начинкой.

Сауна - ……

Газель - ……

   

-На доске появляется запись:

Познакомиться с ….

Научиться правильно….    и     работать со …..

(Ответы учащихся:  Познакомиться со способами  определения лексического значения слова; научиться правильно определять лексическое значение слова разными способами; научиться работать с разными видами словарей).

Вопрос: о чём пойдёт речь сегодня на уроке, по-вашему? (Вхождение в тему «Лексическое значение слов. Способы объяснения лексического значения слова», параграф 11.)

 

Вопрос: Что нужно нам сегодня узнать на уроке, продолжите высказывания?

2. Овладение знаниями и умениями.

Задание: познакомьтесь с записью, догадайтесь, какие способы определения лексического значения слова существуют.

  1. Сауна – это… .
  2. Красный – синонимы: алый, багряный.
  3. Грубый (человек) – антонимы: вежливый.
  4. Ущелье- щель, щёлка,…
  5. Рисунки или фото предметов.

Задание: Познакомьтесь с информацией на стр. 50-51 учебника и сформулируйте по его содержанию не менее трёх вопросов.

- Выполняется упр.136.

- Диалоги по составленным вопросам: ученик-ученик, ученик –ученики, ученик-учитель. (Можно учителю задать свои вопросы, если они не освещались учащимися)

Вопрос: Ребята, сможем ли мы выполнить упр.136 самостоятельно, без ошибок без дополнительной информации? (Нет.)

3. Закрепление.

Выберите из упр. 139, 140, 141 то, которое вам больше нравиться и по силам, выполните его.

Проверка упражнений в парах, прослушивание правильных ответов от учеников.

4. Словарно-орфографическая работа по упр. 155.

Самостоятельно, проверка по шаблону, выслушать объяснения учащихся.

  1. Рефлексия.

1 вариант: вынести на доску вопросы.

-Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому что……

-Наиболее трудным мне показалось…..

-Я думаю это потому, что…..

-Самым интересным было…

-Если бы я ещё раз выполнял эту работу, я бы сделал следующее…

-Если бы я ещё раз выполнял эту работу, я бы по-другому сделал следующее…

- Я бы хотел попросить своего учителя…

2 вариант:

Учитель просит помочь определить ему  значение слова «мобильный», учащиеся поэтапно вспоминают урок, дают ему советы.

7. Домашнее задание: выберите себе упражнение то, которое покажется интересным – упр. 143, 142, 144, 145.

   

     Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам и приемам могут быть отнесена проектная технология обучения. Проектируем – значит сознательно движемся к изменениям. Учебный процесс  более увлекательный и интересный, если полученные в школе знания находят практическое применение. Необходимо изучить нужные методические разработки, четко понять цели и задачи проектной работы, убедить ребят, что знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом. Перегрузки не будет, если тема проекта доступна и личностно значима. Начинаю с того, что определяю: что такое проект? Не одно ли это то же, что и реферат? Приходим к выводу, что если реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи, то проект – предмет информационного поиска, аналитической работы, содержит выводы, обобщения. Для успешной работы всегда продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, то есть методика работы над проектом включает этапы планирования, аналитический этап, этап обобщения и презентация. Проекты использую различные: индивидуальные и групповые, творческие и исследовательские, межпредметные и монопредметные; краткосрочные и долгосрочные, итоговые и текущие, связанные с изучением какой-то темы. Естественно, самый сложный момент – организация исследовательской деятельности. Какова моя роль, роль учителя? Главное – это удержаться от прямых подсказок, создать условия для активной деятельности, научить прослеживать связи между событиями и явлениями. Подробно консультирую на подготовительно этапе, когда определяем тему, её конкретизируем, уточняем жанр, подбираем список необходимой литературы и то, в какой форме будет представлен проект. Знакомлю ребят с ранее написанными проектами, что рождает чувство уверенности в своих силах.

Темы наших проектов:

«Роль инверсии в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус», 5 класс.

«Основные черты характера русского былинного богатыря», 7 класс.

«Лицейская дружба в стихотворениях А.С. Пушкина», 9 класс и др.

   Проекты выполняются как в бумажном, так и в электронном вариантах. Последний этап этой творческой работы – публичная защита. Оценивались грамотность представленных результатов, научность, логичность, умение вести дискуссию. Таким образом, применение метода проектных технологий, думается, значительно повысит качество образования.                  

      Информационные - коммуникационные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями,  учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационные технологи использую на разных этапах урока:  проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного.

     Использую презентации-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные. Презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос.  Раздаточный материал: тесты; карточки; кроссворды; самостоятельные работы; контрольные работы.

        При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.   Объяснение нового материала,  на уроке и классных часах использую демонстрацию слайдов, показ фильмов.

   Считаю, что использование компьютера на уроке – эффективный способ заинтересовать ученика.

Игровые технологии  -  любимая форма работы для учащихся среднего звена.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

   Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

    Процесс игры - это пространство самореализации.    Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера. Игру применяю в основном на повторительно - обобщительных уроках, в конце четверти, полугодия для того, чтобы сделать учебный процесс интересным и запоминающимся. 9 класс. «СПП с придаточным определительным». Деловая игра «Корректор»: исправь пунктуацию предложений, где это необходимо, объясняя графически.

Наступила полутьма, уже разжиженная белёсым хмурым рассветом, зазвенели  комары, которые составляли, пожалуй, единственное неудобство этого славного лесного жилья.

Паруса дают возможность плыть в том направлении куда дует ветер.

Первая летающая модель машины, которая была тяжелее воздуха появилась в 1848 году.

Парашют это большой зонт, который создаёт сопротивление воздуха.

Шуша – старый заброшенный посёлок, каких немало встречается в северных лесах.

Петляет стёжка среди разнотравья к родничку звон, которого долетает в раскрытое оконце.

   КВН. «Русский язык». 5 класс. Конец года. Три команды-страны: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».

Конкурсы.

1. Представление своей страны и её жителей: назовите каждого из членов команды частью речи, которая самая главная в вашей стране, при этом отразите черту характера или род любимого занятия ученика. (Закомство с членами других команд)

2. Конкурс художников: нарисуйте герб или портрет Имени Существительного, Имени Прилагательного, Глагола. (Защита)

3. Конкурс писателей: опишите занятия своей части речи, используя при этом выбранные грамматические признаки. (Выбирают капитаны)

4. Конкурс грамотеев. Напишите диктант без ошибок, исправьте все речевые погрешности. (Зачитывают в исправленном виде: Шёл я, значит, в новом пальте по Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе.

Люблю чёрное кофе, особливо с пироженым.

Вот заходю, ложу свои вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать.

Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная! – а вещи –то мои, которые я на окно поклал, спёрли! Расстроился я. Теперя ужо ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.

Шёл я, значит, в новом пальте по Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе.

Люблю чёрное кофе, особливо с пироженым.

Вот заходю, ложу свои вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать. Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная! – а вещи –то мои, которые я на окно поклал, спёрли! Расстроился я. Теперя ужо ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.

Шёл я, значит, в новом пальте по Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе.

Люблю чёрное кофе, особливо с пироженым.

Вот заходю, ложу свои вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать.

Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная! – а вещи –то мои, которые я на окно поклал, спёрли! Расстроился я. Теперя ужо ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.)

5. Конкурс сочинителей: придумайте вредные советы по эксплуатации вашей части речи в языке. (Зачитывают)        

   Особенно интересны ребятам орфографические игры: орфолото, орфодомино, орфорисование, орфоэстафета, орфокроссворды, орфошашки. Используя их можно повторить и закрепить все виды орфограмм. Мотивирующие игровые пятиминутки на уроке русского языка, представленные в виде занимательных упражнений (ребусы, кроссворды, грамлабиринты, весёлые диктанты), игры и эстафеты во время предметной недели, задания с «секретом» - всё это помогает нелёгкой работе – обучению русскому правописанию.

      Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Технология Е.И. Ильина помогает разобраться в вопросах-проблемах произведения. Особенности методики: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Ответ на поставленные проблемы организую в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии. Особенно актуальна данная технология на уроках подготовки к написанию части С ЕГЭ, где вместе с учениками подбираем изученные произведения современной и классической литературы в качестве примеров к различным проблемам. Так, например, изучение современных коротких рассказов Януша Леона Вишневского из сборника «Интимная теория относительности» вызывает у одиннадцатиклассников особый интерес, выводит на разговоры «по душам». Ученики получают творческое задание написать о своём друге,  соседе, родственнике, знакомом, у которого встречались подобные жизненные проблемы. Здесь урок литературы преподносится  и как искусство, и как жизнь, а не только учебное занятие.  Разбудить в ученике лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности помогает данная технология.

    Технология Закатовой Ирины Николаевны.  Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

    Культуровоспитывающая роль предметов гуманитарного цикла основывается на привлечении таких видов искусства,  как музыка, изобразительное искусство, кино и др. На своих уроках стараюсь преподносить учебный материал, раскрывая его с разных сторон. Например, изучение исторических произведений А.С. Пушкина начинаю с музыкальных и живописных представлений произведений, затем на основе создания определённого эмоционального фона перехожу к анализу текста.    

   Возможности технологии «Обучение в сотрудничестве» позволяют активизировать и вовлечь всех учащихся в учебный процесс, повысить качество образования, формировать навыки сотрудничества, формировать коммуникативные навыки. Главная идея такого обучения - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, т.е. учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Участники получают одно задание на группу, выполняя которое каждый участник должен не только научиться чему-либо сам, но и убедиться в том, что другие члены группы тоже этому научились. На группу предусмотрено одно общее поощрение, т.е. успех или неуспех всей группы зависит от каждого её члена; это стимулирует учащихся следить за успехами друг друга, приходить на помощь своему товарищу при усвоении материала. На уроках использую группы сменного состава, однородные и разнородные. Излюбленные формы работы: «пила», «мозговой штурм», «подумай-обсуди в паре-обсуди в группе», «найди неверное утверждение», «найди того, кто знает». Например, при первом знакомстве с причастием использую «мозговой штурм»: причастие – самостоятельная часть речи или особая форма глагола? В течение занятия группы выдвигают свои гипотезы, изучив материал учебника, доказывают мнение, образуется дискуссия. В ходе выслушивания разных мнений приходим к общему выводу. Знакомимся с разными утверждениями лингвистов.

           Осваиваю  технологию развития критического мышления.    Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира.

         Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Качество современного  образования определяют векторы ФГОС, один из которых - стимулирование мыслительной деятельности обучающихся и развитие умения систематизировать полученную информацию.  Как же быть и что делать?

        В 2012 году ко мне пришли новые ученики-пятиклассники, их нужно было учить по-новому, в условиях введения ФГОС. Я определилась с кругом методов и приёмов, которые так организовали бы учебный процесс, что ребёнку урок был бы и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Поэтому ключевым в работе стал метод критического мышления. А подробнее я расскажу об использовании  приёма «Кластер».

Составление кластера – это всегда интересно, а интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

        Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

•На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы

•На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

•На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

5 класс. Всю первую четверть пятого класса мы отводим для повторения изученного материала в начальной школе. Самое время для работы с простыми кластерами для систематизации полученных знаний. На первом уроке повторения по теме  «Имя прилагательное» вместе с учениками учились составлять кластер.

      Обратились к данному виду работы в конце года, после того, как изучили по теме новый материал, кластер заметно осложнился, в нём отразились уже новые знания, полученные в 5 классе. Произвели рефлексию.

      На уроках литературы в 5 классе тоже использую данный приём. При изучении фольклора составляем кластер «Виды сказок» по материалам учебника вместе.

        А при изучении особенностей жанра басни ребята получают задание самостоятельно изучить материал учебника и составить кластер по теме. Итогом работы становится домашнее задание составить кластер по теме устное народное творчество.

Вывод: в пятом классе при составлении кластеров  идём от самого простого к более сложному, учимся мыслить в системе, рефлексировать.

    6 класс. При изучении в шестом классе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

      7 класс. На уроках русского языка в конце седьмого класса мы завершаем изучение русской орфографии, поэтому на третьем уроке повторения особенно уместна индивидуальная самостоятельная работа составлению кластера «Орфография» с приведением  примеров по каждой орфограмме. Таким образом, учитель  наглядно увидит картину овладения обучающимся навыками грамотного письма, проблемы и наметит пути их устранения.

      8 класс. В восьмом классе по УМК Львовых вся первая четверть отведена изучению стилистики. Разнообразить работу можно с помощью групповой работы на итоговом уроке: делю класс на пять групп (пять стилей), каждая составляет кластер, включая в него особенности данного стиля, сферу его употребления, а также приводит примеры при представлении  кластера одноклассникам. Эта работа и на будущее, материал пригодится при подготовке к государственной итоговой аттестации и обучению в вузах и сузах.

       Затруднение у восьмиклассников вызывает изучение односоставных предложений, а эта тема встречается  на ОГЭ и  ЕГЭ. Поэтому проживаем тему при помощи составления кластеров трёх видов, они в дальнейшем помогут при подготовке к экзаменам. На первом уроке  по теме «Односоставные предложения» организую работу с материалами учебника, ребята составляют кластер «Виды односоставных предложений» самостоятельно.

      На всех последующих уроках при изучении каждого вида односоставного предложения заполняют  кластер-шаблон с указанием его особенностей. А одним из заданий зачётной работы  по теме «Односоставные предложения» становится задание - «Исправь кластер».

      На уроках литературы по изучению биографии писателей, поэтов использую форму опережающего домашнего задания в виде заполнения кластера- шаблона.

     Итак, вывод: использование приёма «Кластер» на уроках русского языка и литературы позволило повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  За четыре года работы в 8 «В» классе получены следующие результаты качества и успеваемости.

   Но важно то, что ребята класса со спортивным профилем обучения активно принимают участие в очных и заочных олимпиадах по русскому языку и в литературных конкурсах. Пополняют своё портфолио наряду со спортивными победами (в классе есть ученик, победитель номинации «Спортсмен года», получающий стипендию мэра города, участник детско-юношеской олимпиады «Дети Азии») победами  и достижениями гуманитарного направления.  Именно в этом классе у меня есть ученица, занявшая в прошлом году второе место в областном конкурсе «Лучший урок письма», в этом году с командой 8 В класса мы заняли первое место в литературно-краеведческой игре, посвящённой Году кино в России, опередив команды Тынды, Райчихинска, Возжаевки и других населённых пунктов области. При подготовке к игре ребята использовали кластер для систематизации материала по просмотренным фильмам о Приамурье самостоятельно. Есть победители муниципальной олимпиады по русскому языку и литературе.

    Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Развить у ученика высокий уровень исследовательской культуры, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах, очень сложный процесс. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

        Моя задача научить ребят находить требующуюся информацию в различных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования; систематизировать информацию по заданным признакам; видоизменять объем, форму; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию; уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.      

     В основе данной технологии – трехфазовая структура урок: I фаза  - вызов   (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); II фаза -  осмысление содержания (получение новой информации); III фаза – рефлексия (осмысление, рождение нового знания). Использую такие способы мотивации, чтобы пробудить учащихся к самостоятельному поиску информации: рассмотрение ситуации (с той или иной степенью детализации, реальная или выдуманная); графическое изображение; работа с понятиями (терминами): понятийный ряд, выявление понятия по данным определениям, пропущенные понятия, ассоциации или символы понятия; анализ документа (текста): художественное произведение, короткая история, публицистика и научная литература, статистические данные; работа с высказыванием (афоризмом). Стараюсь разработать задания, которые пробуждают интерес своей формулировкой, активизируют самостоятельную деятельность.

Необходимые требования к заданиям: 1. Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. 2.Должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета (предметов). Представлю примеры таких заданий, которые возможно разработать самим, используя все ранее накопленные материалы из занимательной грамматики, загадки, пословицы, ребусы и т. д.

Задание 1: заполни четвёртую строку, исключая из каждой строки лишнее слово.

1.Ноч.., проч.., глуш.., доч.. .

2.Сплош.., стреч.., береч.., прилеч.. .

3.Замуж.., горяч.., могуч.., кипуч.. .

4.          

Запишите тему урока.

Сформулируйте цели урока: познакомиться с....., научиться …. и т. д.

Задание 2: познакомившись с записью, сформулируй правило написания мягкого знака на конце наречий.

1.Сплошь, прочь, настежь.

2.Уж, замуж, невтерпёж.

•Это задание можно использовать на этапе овладения новыми знаниями, сделать открытие.

Задание 3: сформулируйте задание к упражнению.

1.Кидает в жару.

2.Отлегло от сердца.

3.Как две капли воды.

4.Сжигать мосты.

Справка: точ..в (точ..), ничего не скажешь.

Возможные задания: подобрать фразеологизмы-синонимы, дать толкование фразеологизмам, составить предложение с фразеологизмом.

Задание 4: запишите новое слово, учитывая, что оно является той же частью речи, что и слово НАВЗРЫД. В названном слове вам нужно заменить корень, взяв его из зависимого слова в словосочетании ПАСТЬ НИЦ.

Задание 5: определите тему сегодняшнего урока.

МЯРОФЛОГИО

Рефлексия учащихся проводится обязательно:

Какие идеи были важными?

Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы?

Что было наиболее сложным (трудным)?

Какие вопросы остались после проведения занятия?

Что вызывает сомнения или возражения?

Моя научно-методическая деятельность.

Формирование языковой личности обучающихся через использование технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках русского языка и литературы.

Вступление.

1.        Информационный раздел

1.1        Условия возникновения и становления опыта.

Вопросы языковой культуры современного школьника горячо обсуждаются как специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), так и широкой общественностью – актуальность проблемы формирования лингвистической  компетенции не вызывает сомнения. Этой теме посвящаются радио и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Ученые  озабочены недостатками языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большинства населения.

В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на лингвистов, но, в первую очередь, на нас – учителей.

Я работаю в школе 24 года, 14 из них являюсь заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Все 24 года веду уроки русского языка и литературы в 5-11 классах. Каждый раз при знакомстве со своими новыми учениками, после наблюдений за их учебной деятельностью планирую и свою педагогическую деятельность: подбираю методы, приёмы, технологии работы.  Провожу входящий контроль, выявляю уровень подготовленности обучающихся. Наблюдения подтверждают, что у обучающихся есть проблемы с коммуникабельностью, с восприятием в тексте авторской позиции, с формулированием  собственного мнения по вопросу и т.д.  С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною обнаружено, что обучающиеся недостаточно владеют языковой культурой, а также  культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Проведённая диагностика лингвистических способностей обучающихся 10 «Б» класса (23 человека)  подтвердила – 10% школьников обладают недостаточным уровнем  лингвистических способностей, 33% показали хороший результат, однако  испытывают затруднения при смысловом анализе языкового материала, обладают высоким уровнем лингвистических способностей –57% обучающихся.  Личные наблюдения и общение с учениками привело к выводу, что есть проблемы с межличностным общением одноклассников, огромное количество лидеров приводит к нездоровому соперничеству, задвигаются на задний план ученики слабоуспевающие.

        Ф.И. Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащихся». Следовательно, при изучении русского языка и литературы необходимо учитывать, кто наш ученик, его личностные качества. Второй вопрос - о выборе технологии -  решился сам собой: выбираю личностно-ориентированную технологию «Обучение в сотрудничестве», где главная идея  – не просто учиться вместе, а  выполнять что-то вместе. Считаю, что  использование   данной  технологии   поможет школьникам на уроках русского языка и литературы  усвоить языковые нормы, сформировать  доброжелательное  отношение  друг к другу,  заинтересованность  в успехах других, которые вне стен школы становятся качествами их личности.  Также поможет решению вопроса о языковой культуре современного школьника.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

           Владение языковой культурой возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. В совместной деятельности легче и интересней пользоваться этими средствами, чтобы быть понятым  окружающими, чтобы понять смысл обращенной к тебе речи (устной и письменной), включая подтекст. Немаловажен и ещё один аспект языковой культуры –  этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т. п. Обучение в группе вежливому, корректному общению становится одной из главных задач учебного предмета «Русский язык». Таким образом, сущность опыта заключается в возможности на основе использования технологии сотрудничества сформировать умения и навыки нормативного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

        1.2. Обоснование актуальности и перспективности опыта

      В настоящее время под влиянием социально-экономических условий значительно повысились требования к членам современного общества. Во всех сферах производственной деятельности ценятся личности, имеющие высокий уровень языковой культуры, умеющие ставить перед собой цель, проявляющие инициативу и активность в ее достижении. Сосредоточенность и заинтересованность на процессе работы повышают ее качество.  В настоящее время существует ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой  личности: противоречия в образовательном процессе

        

Социальный заказ общества

Явления практики обучения

Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).

Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов.

Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.

Обучающиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.

Информированная личность, обнаруживающая широкий кругозор, знание памятников национальной и мировой культуры.

Обучающиеся не используют в своей речи цитаты из русской и мировой литературы, пословицы и поговорки, фразеологические обороты.

        Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.        Актуальность данного опыта несомненна. Он является практическим воплощением идеи гуманизации образования, суть которой в возвращении к личности. Переориентация на личность и ее развитие - важнейшая задача современного образования, поставленная процессами социального развития. Данный педагогический опыт позволяет решить следующие, стоящие перед современной педагогической наукой, проблемы:

-        создание условий для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности;

-        развитие исследовательских и творческих интересов и навыков;

-        введение новых технологий в образовательный процесс на уроках литературы и русского языка на основе принципа личностно- ориентированного обучения;

-        развитие способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия.                               

                                                                                                

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта.

   Ведущая педагогическая идея опыта - гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития  языковой личности с учетом общественных потребностей и личных запросов.  Данный педагогический опыт направлен на формирование языковой личности школьника.

1.4.Длительность работы над опытом.

   Свою работу по формированию языковой личности через использование технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках русского языка и литературы я  разделила на несколько этапов: I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года. 

Задачи: изучить состояние проблемы, проанализировать соответствующую лингводидактическую научную литературу, провести диагностику уровня сформированности языковой личности школьников экспериментальном  10 «Б» классе.

Содержание: мною обнаружены противоречия в массовой практике школы между социальным заказом общества и реальными результатами гуманитарного образования; используя наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ школьной документации, я провела диагностику уровня сформированности языковой личности учащихся 10 «Б» класса.

 Итоги:

 я обнаружила, что  в 10 «Б» классе:

  • низкая мотивация к изучению русского языка и литературы;
  • низкая орфографическая и пунктуационная грамотность;
  • неумение учащихся убедительно высказываться публично;
  • бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов;
  • слабое эмоционально-выразительное восприятие текста;
  • низкие коммуникативные навыки.

Полученные в процессе диагностики данные подверглись обработке и осмыслению.

II этап – основной (формирующий) – декабрь 2014 – март 2015 года.

Задача: формирование языковой компетенции школьника  посредством технологии «обучение в сотрудничестве».

Содержание:  организовала сбор фактического материала, выделила стадии развития языковой личности старшеклассника, соответствующие возрастным периодам читательского восприятия, выявила методические приёмы, эффективные на каждой стадии.         

Итоги: разработка универсальной схемы трехфазового урока,  помогающей вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность, использовать технологию обучение в «сотрудничестве» с целью развития лингвистических навыков школьников.

        III этап – заключительный (контрольный) – март 2015 – май 2015 года.

Задачи: провести проверку гипотезы посредством разработки стадий развития языковой компетенции школьника, использования методических приёмов и форм обучения, способствующих формированию языковой компетенции учащегося.

Содержание: оценила и проанализировала опытно-экспериментальные данные в динамике, организовала обсуждение накопленного опыта и результатов работы.

Итоги: В результате проведённого эксперимента (2014-2015г.) я выявила у обучающихся   11  «Б» класса положительную динамику формирования языковой личности.

1.5.Диапазон опыта.

        Область применения опыта - уроки литературы и русского языка. На данных уроках возможно решение таких задач обучения, как:

  • повышение мотивации к изучению русского языка и литературы;
  • повышение орфографической  и пунктуационной грамотности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование языковой компетенции обучающихся;
  • приобщение школьников к национальным ценностям художественной литературы;
  • воспитание у школьников бережного отношения к слову;
  • культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра.

        Решение названных задач в процессе обучения дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни потребность строить и совершенствовать мир, общество, себя.                                                                        

                  2. Теоретическая база опыта.

   Теоретическая база опыта основывается на одной из наиболее всеобъемлющих педагогических  обобщений 80-х годов – педагогике сотрудничества. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К Крупская, С.Т. Шацкий, В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой).  Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкина (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж. Аронсона (1987, Калифорния), а также группой Шломо Шарн из Телль – Авивского университета (Израиль, 1988).

        Идеи «педагогики сотрудничества».  Только в 80-ые гг. XX «педагогика сотрудничества» стала признанным альтернативным направлением в практике массового обучения и воспитания. Представители педагогики сотрудничества – С.Л.Соловейчик, Ш.А.Амонашвили, В.Ф..Шаталов, Е.Н.Ильин.                

        В своём опыте на основе педагогики сотрудничества я использую такие формы взаимодействия ученика и учителя в образовательном процессе, когда педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения. Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, потому как сама идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути, и, следовательно, – педагогична. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов      деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше. А слабый раз от разу становится все слабее. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее, причем важно, что это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственно – волевого.

        В своем опыте я также опираюсь на  теорию языковой личности и теорию творческого развития индивидуума.  

 Языковая личность характеризуется глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности. В современной лингвистической парадигме только осуществляются подходы к изучению языковой личности. Основы исследования языковой личности заложены в трудах В.Гумбольдта,  Г. Гердера, Бодуэна де Куртене, В.В.Виноградова, Ю.Н.Караулова, М.М.Бахтина. В.В.Виноградов шёл от анализа языка писателя к пониманию языковой личности, осознавая, что за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка. Бодуэн де Куртене пришёл к идее языковой личности другим путём – от изучения психологии языка и речи. М.М.Бахтин к пониманию языковой личности пришел, исследуя идеи диалога культур. Учёный заявил о «языковой индивидуальности ученика», умеющего создавать и удерживать в письменной речи свою живую индивидуальную интонацию. Современный учёный Ю.Н.Караулов в своей книге «Русский язык и языковая личность» даёт исчерпывающее определение языковой личности, которое я беру за основу в своём опыте: «Языковая личность – вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этнический и др. компоненты, преломленные через её язык, её дискурс» (Караулов Ю.Н.)

Идеи языковой личности мы встречаем у Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского. В лингводидактическом представлении языковая личность имеет две особенности: во-первых, это способность пользоваться языком – родовое свойство человека. Во-вторых, языковая личность есть национальная личность, следовательно, тесно связанная с национальной литературой и языком, продуктами национального духа. Основываясь на данном положении, в своём опыте я считаю актуальным искать отражение тем классической русской литературы в грамматике и словаре русского языка.

 Целью моей деятельности является формирование лингвистических знаний и умений школьников путем внедрения в работу педагогической технологии «обучение в сотрудничестве».

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

а) развитие творческих способностей через

  • дифференцированный подход;
  • активность;
  • интерес к деятельности.

б) развитие индивидуальности  через

  • автономность действий;
  •  инициативность.

в) развитие коммуникативности через

-работу в паре,

-работу в команде.

3. Технология опыта

       Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Разные         варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяют добиваться высоких результатов. Метод обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов. Наиболее эффективными для использования на уроках русского языка и литературы я считаю:

I вариант  «Обучение в команде»:

•организация обучения в сотрудничестве в малых группах (Р.Славин), предусматривает группу учащихся, состоящих из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (для каждого ученика) Группам дается определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям, (каждый учащийся занят выполнением своей части задания), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учащимся, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группы, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он даёт тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует  сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки, баллы. Особый эффект данный вид работы показал на уроках в 10 «Б»(2014-2015г.) классе по повторению русской орфографии: осуществлялась непосредственная подготовка к тестовой части ЕГЭ по русскому языку, ученикам были предоставлены информационные листы, состоящие из трёх блоков: 1 - справочный теоретический  материал, сгруппированным по темам; 2- практические задания в виде разноуровневых упражнений; 3- контрольный тест.

       •Обучение в сотрудничестве творческому сочинению может быть организовано по-разному:

- в группе из четырёх человек ученики разбиваются на пары, пока учитель работает с одними парами, другие самостоятельно выполняют задание:

составляют цитатный план, выделяя главные мысли, сравнивают, работают с лексическими словарями, пишут ответы на проблемные вопросы;

- если класс не делится на две однородные группы, то все учащиеся  во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту. Ребята трудятся единой командой. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Это эффективная форма применялась при подготовке к написанию сочинения  ЕГЭ по русскому языку в 2014-2015г., так как ученики 11Б класса испытывали особые затруднения при индивидуальном определении проблемы текста, подбору двух подтверждающих примеров из классической литературы.

 II вариант – «пила». Учащиеся организуются в  группы по 6 человек  для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Например, в теме «Биография выдающегося писателя или деятеля» можно выделить ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит нужный ему материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются  информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».                                         

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека – это внимательно слушать партнёров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос по данной теме. Можно организовать работу следующим образом: вместо того, чтобы каждый член команды получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом (например, изучает биографию). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце урока все учащиеся проходят контрольный индивидуальный срез, который оценивается. Результаты своей работы по биографии писателя ученики с удовольствием оформляют в презентации, содержание которых оценивает весь класс.

•III вариант – «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные группы по 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся микротемой какой-либо большой темы, над которой работает весь коллектив. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.) Основные принципы – индивидуальный подход, равные возможности.

        Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роль каждого  в выполнении общего задания (у каждого таким образом своя часть, своё подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнёрами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Данный вид деятельности помог при отработке направлений к декабрьскому сочинению, прорабатывались темы сочинений, подбирались тексты-примеры.

2. Демонстрация иллюстраций с защитой словами из текста.

•IV вариант – исследовательская работа учащихся в группах.

        В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

        Основные идеи, присущие всем вариантам – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Данные методы технологии сотрудничества помогают на уроках русского языка и литературы организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся.

     Совершенствуя языковую культуру обучающихся, я придерживаюсь следующим вариантам  обучения в сотрудничестве: обучение в малых группах, «учимся вместе» и основным принципам: одно задание на группу, распределение ролей, которые соблюдается во всех группах. Необходимо также заметить, что состав обучающихся в группе является сменным. Это позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Используемые мною личностно - ориентированные методы, способствующие формированию языковой личности школьников: исследовательский, проблемный, эвристический. Методические приёмы: внутренний диалог, деловая игра, семинар, сочинение-миниатюра.

Виды деятельности учащихся и учителя на уроке:

        индивидуальная,

        групповая,

        коллективная.

        самостоятельная работа.

      Я выделила стадии развития языковой личности школьника, соответствующие возрастным периодам читательского восприятия. Это V-VI, VII-VIII и IX-XI классы.

На 1-ой стадии (V-VI классы) совершенствуются вербально-семантические компетенции языковой личности школьников, пришедших в основную школу, пристальное внимание уделяется формированию умения выбирать нужные слова и выражения для репрезентации мысленного образа. Также выявляется общая направленность интересов и способностей языковой личности.

На 2-ой стадии (VII-VIII классы) – должен осуществляться переход на следующий уровень языковой личности - тезаурусный. Учащиеся демонстрируют умения пользоваться понятиями, семантическими полями, выявляющими их картину мира. Ведётся обучение глубокому тематическому и идейному  анализу художественного текста. На первый план выдвигается нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства.

На 3-ей стадии (IX-XI классы)  должно происходить совершенствование мотивационного уровня языковой личности, обучение пониманию замысла автора, основных мотивов его деятельностно-коммуникативной потребности. Уделяется пристальное внимание формированию умения оперировать значительным количеством прецедентных текстов как русской, так и зарубежной литературы. Становится доступной проблема художественной индивидуальности писателя, историческая поэтика.

   Проблемный метод обучения на данной стадии развития языковой личности позволяет учащимся стать свидетелями и соучастниками научного поиска. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Данный метод действенен на уроках литературы в старших классах при изучении духовного мира литературных героев и попытки их оценки: «Можно ли назвать Обломова национальным русским типом?», «Раскольников – победа над собой или поражение?». В процессе диалога, изучения ракурсов восприятия учащиеся самостоятельно приходят к нравственной оценке персонажа. И здесь основным видом урока является урок – семинар, способствующий формированию у учащихся научного стиля речи, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать свое выступление и высказывания   других.   Языковая личность проявляется как нельзя полнее не только на уроках-семинарах, но и на уроках тематического анализа   текстового или иллюстративного материала, который объединен некоей общей темой, как правило, с нравственной или эстетической проблематикой. Например, в 10 классе – «Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века». Подобная тематическая группировка изучаемого материала обладает значительными эвристическими возможностями, поскольку данный подход в обучении позволяет уточнить семантику изучаемых понятий (образ и средства его создания), представить исчерпывающую картину их существования. Данный метод основан на реальном наличии в русской литературе ряда «вечных» тем: лишнего человека, темы свободы и воли, поэта и поэзии и др., которые отчётливо проявляются в сознании русской языковой личности, следовательно, на лексемном и грамматическом уровне языка. В качестве материала я  использую произведения русской литературы XIX – XX веков.

   Сочинение на лингвистическую тему – это не только методический приём, развивающий речь, но и средство систематизации знаний школьников, проверки усвоения ими теоретического материала. Возможные темы сочинений: «Знаменательные части речи» (10 класс), «Стили русского языка» (11 класс).

3.1 Организация учебного процесса.

        В основу организации учебного  процесса положена ориентация на формирование модели 3-х фазового урока: вызов, осмысление, рефлексия. Формирование языковой культуры у обучающихся представляется мне в моделировании целостной структуры  образовательного процесса, направленной на развитие  устной и письменной речи. Значит, успех всей группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой.

          Наряду с этим я ориентировалась на уровень языкового развития школьников. Поэтому на начальной  ступени были созданы группы сменного состава по степени сформированности лингвистических знаний и умений.

Низкий уровень:        группа усиленной поддержки

Средний уровень:        группа базового стандарта

Достаточный уровень: группа ускоренного обучения

Высокий уровень:        группа творческой инициативы

        На уроках группы получали задания различной степени сложности. Деление на группы происходило в зависимости от уровня развития детей, от вида деятельности и выполняемого задания. Детей я делила на следующие группы:

•        группы, формируемые по усмотрению учителя.

•        по желанию

•        группы постоянного состава (по интересам)

•        группы сменного состава (в соответствии с занятием и уровнем развития детей).

Виды деятельности на уроке:

-        ознакомление с новым материалом (лекция, краткое объяснение нового правила, постановка проблемного задания);

-        закрепление нового материала (работа учащихся в сотрудничестве по варианту, обсуждение результатов работы групп фронтально, предварительное тестирование для выяснения уровня осмысления нового материала);

-        применение нового материала для решения лингвистических задач (работа в сотрудничестве)

Используемые средства обучения:

•        распределение времени, необходимого для выполнения той или иной работы на уроке;

•        распределение обязанностей в группе (ведущий – отвечающий за выполнение заданий, редактор – проверяющий правильность выполнения, оформитель - отвечающий за чистоту и эстетику оформления и др.)

•        в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученики.

        Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения. Необходимо, чтобы учащиеся чётко понимали, какие социально-психологические факторы будут отслеживаться учителем. Это также должно быть написано на доске.

например:

Я буду наблюдать за тем, как вы:

- слушаете друга;

-помогаете друг другу;

- вместе решаете возникшую проблему.

Оценочный компонент образовательного процесса складывается из следующих составляющих:

• психологический комфорт на уроке;

• создание условий для творческой самореализации;

• проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

• обеспечение оперативной обратной связи;

• рефлексивная оценка;

• самостоятельная оценка учениками своей деятельности.

4.Результативность опыта

Сформированность умений вербально-семантического уровня языковой личности у обучающихся 10-11 «Б».

Вид умения

2014г.

2015г.

1.Умение осущест-влять выбор слов, адекватная рецепция лексики, грамматических структур

Воспринимают элементарные грамматические структуры языка, адекватно используют конкретные имена существительные.

Адекватно воспринимают как конкретную, так и абстрактную лексику, термины, также сложные грамматические структуры.

2.Владение каллиграфическими навыками

В своём большинстве  пишут аккуратно, в соответствии с нормами русской графики

В своём большинстве  пишут аккуратно, в соответствии с нормами русской графики

3.Умение строить монологическое выступление

Затрудняются в построении монологических выступлений, у доски их ответы алогичны

Способны самостоятельно построить монологический ответ не только на уроках литературы, русского языка, словесности, но и на других предметах

4. Владение разговорной речью

Владеют разговорной устной речью, навык письменной разговорной речи у них  сформирован слабо.

Владеют разговорной устной речью, навык письменной разговорной речи у них  сформирован на достаточном уровне.

Сформированность лингвистических умений и навыков у  обучающихся.

Вид умения

2014г.

2015г.

1.Умение дать дефиницию используемым понятиям

Способны дать дефиницию конкретным существитель-

ным

Дают дефиницию абстрактным существительным, терминам школьной программы

2.Умение анализа и синтеза текстовой информации

На низком уровне обладают умением анализа и синтеза текстовой информации

Способны анализировать и синтезировать текстовую информацию художественной литературы, также научной

3.Умение придать высказыванию модальную окрашенность

Речь неэмоциональна, в ней слабо выражено «авторство»

Умеют выражать в Слове свои чувства, эмоции, переживания на достаточно высоком уровне

4.Умение аргументиро-

вать

Не сформировано умение грамотно аргументировать выдвинутые тезисы

Стараются грамотно и образно аргументировать выдвинутые тезисы

5.Умение импровизиро-

вать

Владеют навыками импровизации на низком уровне

Показывают достаточный уровень речевой импровизации, способны строить монологические высказывания на предложенные учителем темы

6.Умение оценивать свою и чужую речь

Могут оценить речь одноклассника только на низком уровне: «правильно-неправильно», «интересно-неинтересно»

Оценивают логичность чужой речи, её соответствие теме и цели высказывания, также у них сформировано умение оценивать свою речь

        В процессе педагогического эксперимента я решила поставленную задачу: развивать творческий потенциал учащихся в команде (умение самостоятельно мыслить и действовать).

В ходе эксперимента я наблюдала также изменение интереса учащихся 10-11 «Б» класса к урокам литературы, русского языка, которые рассматриваются мною в тесной взаимосвязи.      

Изменения интереса учащихся 11 «Б» класса к урокам русского языка и литературы.

2013-2014 учебный год

10«Б»

2014-2015 учебный год

11 «Б»

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

50%

23%

27%

58%

29%

13%

Творческий потенциал личности учащихся 11 «Б» класса

(по методике Козыревой А. Ю.)

2013-2014 учебный год

11 «Б»

2014-2015 учебный год

11«Б»

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

42%

28%

30%

51%

29%

20%

         

Результативность использования методов сотрудничества в процессе обучения подтверждается устойчивыми знаниями школьников. Мои выпускники с первого раза получили «зачёт» по декабрьскому сочинению,  сдали ЕГЭ по русскому языку и литературе на 100%,  успешно поступили в вузы и техникумы. Высший балл по ЕГЭ в 11 «Б» классе- 98, средний балл по классу – 63.

Результаты сдачи ГИА.

2012-2013гг.

2014-2015

ОГЭ 9 «Б» класс

ЕГЭ 11 «Б» класс

ОГЭ 9 «А» класс

Белявский А.-4

Возжаев В.-5

Гаврилин Е.-3

Гайдуков Д.-3

Горобец М.-3

Донской П.-4

Душечкин Д.-5

Козакова Е.-3

Карапетян А.-4

Кишкурно В.-4

Корзенников П.-3

Макарова Н.-3

Матвеева н.-3

Муманенко Е.-3

Самойлов А.-4

Соловьёва Е.-4

Фёдоров И.-5

Ходыко В.-5

Юсова Н.-4

Подобреева А. – 59

Никитенко В. – 65

Лейко А. – 62

Антонова А. – 98

Байгозин В. – 64

Бойкова К. – 84

Вахнина А. – 79

Возжаев В. – 61

Главный И. – 48

Горобец М. – 62

Грачёва Е. – 82

Луконина Л. – 64

Рисаева В. -56

Рудаков М. – 69

Соловьёва Е. – 65

Степанова Т. – 56

Суконкин Г. – 72

Сушков Н. – 67

Фадеева Г. – 51

Фёдоров И. – 57

Чеканов В. – 60

Юсова Н. -38

Ященко Д. - 38

Аксенов Андрей  -4                                

Бардакова Анжелика -3

Беляева Наталья-4                                  

Буренок Андрей -3                                

Герасимчук Владимир -4                        

Гудкова Анастасия  -5                            

Гулевич Влас -4                                    

Демко Анастасия   -4                                  

Демура Наталья  -5                                        

Диденко Глеб  -3                                    

Дурова Полина  -3                                        

Жигулин Алексей -5

Зайцев Виталий  -3                                              

Ибраимова Анастасия -4                            

Карапетян Шота -4

Крымская Ирина -3                                        

Молодыко Олег -5

Никогосян Армен  -3                                

Пискунов Александр  -3                              

Рыбина Дарья  -5                                            

Свириденко Никита  -5                      

Татарова Владислава -4                                    

Терещенко Татьяна-5                                    

Ященко Максим -3

К-53%  У-100%

Средний балл – 63

Высший -98

К- 64% У-100%

 Данный опыт предоставляет широкие возможности для формирования интереса школьника к урокам русского языка и литературы, что для меня является первостепенной задачей образовательно-воспитательного процесса на уроках литературы, русского языка. В процессе обучения в «сотрудничестве» происходит совершенствование и языковой личности ученика, что является залогом успешности педагогического воздействия.                 

5. Библиографический список

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат,М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров., Под ред. Е.С.Полат.-.: издательский центр «Академия», 2000.
  2. Борисова Н.В., Соловьева А.А., Новые технологии в обучении. Блиц – игры и нетрадиционные лекции. – М., 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М., 1997.
  4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.
  5. Новые методы и средства обучения/ Под  ред. А.А.Вербицкого – М., 1994
  6. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина – М., 1997
  7. Подласый И.П. Педагогика – М., 2000.
  8. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993
  9. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч.I, II Ярославль, 1988, 1989.
  10.  Слепенкова Е.А. Технология организации групповой деятельности детей. – М., 2006 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат,М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров., Под ред. Е.С.Полат.-.: издательский центр «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...