Статья "Грамотность Чтения"
статья на тему

Батулина Елена Геннадьевна

А вы знаете что такое грамотность чтения?

Вы считаете, что это не имеет никакого отношения к техническим наукам?

Работая над методической темой мы сделали подбор инструментария по формированию и проверке  навыков грамотного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotnost_chteniya.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Грамотность чтения

Основные определения

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка

выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений,

школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в

разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут

способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему

приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью

проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что

отличает его от других международных исследований, основной целью которых

являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и

умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не

связанных с реальной жизнью.

Ниже даются определения и краткие характеристики особенностей каждого из

трех направлений данного исследования: "грамотность чтения", "математическая

грамотность" и "естественнонаучная грамотность".

"Грамотность чтения"

Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных

текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в

жизни общества.

Таким образом, термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Не

предполагается в явном виде проверять технику чтения. Цели исследования отражают

современное представление об умении "грамотно читать".            Согласно этому

представлению, выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над

их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.

Основное внимание уделяется проверке умения "грамотно читать" в различных

ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных

произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма,

документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления,

географические карты и др. В них используются различные формы представления

информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики.

“Математическая грамотность”

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать

роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные

математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в

настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному

и мыслящему гражданину.

Термин "грамотность" использован  чтобы показать, что изучение состояния

математических знаний и умений, обычно определяемых в школьной программе, не

является первоочередной задачей данного исследования. Основное внимание уделяется

использованию математических знаний в разнообразных ситуациях, применяя

различные подходы, требующие размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого

необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые

обычно изучаются в школе.

Учащимся в основном предлагаются не учебные, а практические ситуации,

характерные для повседневной жизни (медицина, жилье, спорт и др.). При этом не

ставится цель проверить выделенные знания и умения каждое в отдельности. В

большинстве случаев требуется использовать знания и умения из разных тем и разделов

не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики,

биологии.

“Естественнонаучная грамотность“

Естественнонаучная     грамотность      –   способность     использовать

естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,

которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для

получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы

необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит

в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

При этом окончательное решение во многих случаях принимается с учетом

общественно-политических или экономических условий.

Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться

в исследовании, в нашей школе формируются при изучении предметов

естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии,

географии.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

обще предметные (обще учебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных

предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются

естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка этих

умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из

предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать

научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др.. Реальные

ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые

возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов

при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или

общества (например, определение места электростанции относительно города) или как

гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления).

Проверяемые виды деятельности

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение

которыми свидетельствует о полном понимании текста:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла

(20% заданий);

- выявление информации(20% заданий);

- интерпретация текста (30% заданий);

- рефлексия на содержание текста (15% заданий);

- рефлексия на форму текста (15% заданий);

Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит

успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный

уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с

помощью вопросов и указаний к выполнению заданий.

Для выявления общей ориентации в содержании текста и понимания его

целостного смысла уместно определение главной темы, общей цели или назначения

текста. Для этого предлагаются задания выбрать из текста или самому учащемуся

придумать к нему заголовок, сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста,

объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте, определить основные

составляющие графика или таблицы, объяснить назначение карты или рисунка, вида

книжного издания и характер текстов, включенных в него и т.д.

Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут

предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и

сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической

сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей

текста выбрать наиболее общую, доминирующую, что покажет умение ученика

отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать ее в заголовке текста и

формулировке его главной темы.

Для выявления умения находить информацию в тексте уместно направить

внимание на нее формулировкой вопроса, для чего учащемуся потребуется

«пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками

необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной

(синонимической) форме, чем в вопросе.

Для выявления умения интерпретировать текст, развивать его

концептуальный смысл целесообразно предложить учащимся сравнить                  и

противопоставить заключенную в тексте информацию, обнаружить в нем доводы в

подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок,

вывести заключение о намерении автора или концепте текста.

Для выявления рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы читатель,

выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о

мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания

текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей

учащихся, нравственного и эстетического развития.

Для выявления рефлексии на форму текста важно, чтобы читатель, выполняя

задания, оценивал не только содержание текста, но его форму, а в целом - качество его

исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие

критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений.

Для выполнения заданий учащийся должен владеть знаниями о структуре

текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки

мысли, выражаемые словом, способности слышать авторский голос и различать

авторские оценки изображенного.

Задания, характеризующие осмысление формы текста, стимулируют такие виды

деятельности, как критический анализ, как оценка адекватности изображенного

замыслу автора или соответствия текста его назначению, как стилистический

комментарий и некоторые другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...